ХАЛС

ХАЛС Г а л ь с (Hals) Франс (между
1581 и 1585, Антверпен, - 26.8.1666, Харлем), голландский живописец. Искусство
X. характерно своим демократизмом, острым интересом к нар. типам; оно отразило
духовный подъём голл. народа, наступивший в результате войн за независимость
страны. Используя технику свободного, темпераментного мазка, X. значительно
расширил шкалу изображения человеческих чувств, чаще всего стремясь художественно
зафиксировать наиболее яркий миг внутр. жизни портретируемого.


Сын фламандского ткача, X. с раннего детства
жил в Харлеме, в 1616 посетил Антверпен. Учился у К. ван Мандера (1600-03).
Мастер с 1610. Ранней манере X. ("Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия",
1616, илл. см. т. 20, табл. IX, стр. 400) свойственно пристрастие к тёплым
тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. В 1620-х
гг. наряду с портретами X. писал жанровые сцены и отд. ре-лиг, композиции
("Евангелист Лука", "Евангелист Матфей", ок. 1623-25, Музей зап. и вост.
нск-ва, Одесса). В портретах 1620-30-х гг. X. создал яркую галерею голл.
типов, расширив социальный круг моделей от представителей буржуазии (чВ.
ван Хейтхейзен", ок. 1625-36, Гос. музей, Вадуц) до деклассированных элементов,
выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии
народа ("Малле Баб-бе", Карт, гал., Берлин-Далем; "Цыганка", Лувр, Париж;
"Мулат", Музей изобразит, иск-в, Лейпциг; все - ок. 1630). В этот же период
X. радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами
композиции, вводя в произв. элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие
непосредственную связь картины и зрителя ("Банкет офицеров стрелковой роты
св. Адриана", ок. 1623-27; "Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия",
1627, илл. см. т. 17, табл. XXXVI, стр. 584-585; "Групповой портрет стрелковой
роты св. Адриана", 1633; "Офицеры стрелковой роты св. Георгия", 1639; все
- Музей Ф. Халса, Харлем). Психология, характеристики углубляются в портретах
1640-х гг. ("Регенты госпиталя св. Елизаветы", 1641, там же; портрет молодого
человека, ок. 1642-50, Эрмитаж, Ленинград; "Яспер Схаде ван Веструм", ок.
1645, Нац. гал., Прага); в колорите этих произв. начинает преобладать серебристо-серый
тон. Поздние произв. X. исполнены в очень свободной манере и решены в скупой
цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов ("Мужчина
в чёрной одежде", ок. 1650-52, Эрмитаж, Ленинград; "В. Крус", ок. 1660,
Старая пинакотека, Мюнхен); в нек-рых из них проявилось чувство глубокого
пессимизма ("Регенты приюта для престарелых", "Регентши приюта для престарелых",
обе-1664, Музей Ф. Халса, Харлем). Перестав в старости получать заказы
и впав в беспросветную нужду, X. умер в харлемской богадельне. Среди многочисл.
учеников X. и голл. мастеров 17 в., испытавших его влияние,-А.
Брауэр,
бр.
А. и И. Остаде, Я. Стен и др.


Илл. см. также на вклейках - к стр. 176
и табл. XVI (стр. 64-65).


Лит.: Сененко М. С., Франс Хальс,
М., 1965; [Л и н н н к И.], Франс Хальс, [Л., 1967]; Л а з а р е в В. Н..
Франс Гальс, в его кн.: Старые европейские мастера, М., 1974, с. 119-55;
Descargues P.. Hals, Gen., 1968; Grimm С., Frans Hals, В., 1972; SliveS.,
Frans Hals, v. 1-3, L., 1970-74. Т. А. Седова.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я