ХАТЧЕСОН

ХАТЧЕСОН (Hutcheson) Фрэнсис (8.8.
1694, Сев. Ирландия, -1747, Глазго), шотландский философ. Проф. моральной
философии в Глазго (с 1729). Систематизировал и развивал идеи А. Шефтсбери,
оказал
влияние на Д. Юма и А. Смита. Согласно X., в основе красоты, нравственности
и религии лежат особые, независимые друг от друга, "внутренние" врождённые
чувства - эстетическое, моральное и религиозное. Так, "моральное чувство"-
это инстинктивное эмоциональное одобрение или осуждение поступков. Различая
"склонности" как длительные и ясные влечения и "страсти" как неустойчивые
и слепые, X. понимал добродетель как склонность ко всеобщему благу - "наибольшему
счастью наибольшего числа людей". Человеколюбие и сознание долга, по X.,
не утилитарно, а подобно естеств. тяготению. Поскольку моральное чувство
имеется также и у неверующих, этика у X. не зависит от религии. Учение
X., направленное против Т. Гоббса и Б. Мандевиля, противостоит эвдемонизму
и
рационализму.


Эстетика X. созвучна учению Канта о незаинтересованности
эстетич. наслаждения, но в противоположность Канту утверждает чувств, происхождение
прекрасного. Осн. принципы прекрасного -гармония, пропорциональность, единство
в многообразии.


Соч.: Works, v. 1 - 6, Glasgow, 1769-74;
в рус. пер. - Хатчесои Ф., Ю м Д., Смит А., Эстетика, М., 1973, с. 43-269.
Лит.:
Английские
деисты XVII и XVIII столетий, "Зап. имп. Новороссийского ун-та", 1868,
т. 3, в. 1; М е е р о в с к и и Б. В., Эстетика Френсиса Хатчесона, в кн.:
X а т ч е-сон Ф., Ю м Д., Смит А., Эстетика, М., 1973, с. 7-41; V i g о
п е L., L'etica del senso morale in F. Hutcheson, Mil., 1954; Black-stone
W. Т., F. Hutcheson and contemporary ethical theory, Athens, 1965; О s
s о w s k a M., Myslmoralna oswiecenia angielskiego, Warsz., 1966; S с
о t t W. R., F. Hutcheson. His life, teaching and position in the history
of philosophy, N. Y., 1966. Б. Э. Быховский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я