ХЕМИНГУЭЙ

ХЕМИНГУЭЙ (Hemingway) Эрнест Миллер
(21.7.1899, Ок-Парк, близ Чикаго,- 2. 7. 1961, Кетчем, шт. Айдахо), американский
писатель. Окончил школу (1917), работал репортёром в Канзас-Сити. Участник
1-й мировой войны 1914-18. Журналистская практика сыграла важную роль в
становлении писателя. Война, судьбы "потерян-ного поколения", поиски
истинных ценностей жизни определили осн. содержание творчества X. в 20-е
гг. В кн. рассказов "В наше время" (1925) появляется первый из "лирических"
героев, сопутствовавших X. на протяжении всего его творческого пути. Кризисные
моменты жизни этого героя образуют историю "воспитания чувств" молодого
американца 20 в. в мире жестокости, страданий и насильств. смерти. В романе
"И восходит солнце" (1926, одноврем. англ. изд. под назв. "Фиеста") писатель
передал разочарование, боль и отчаяние "потерянного поколения" в годы послевоен.
"процветания". Центр, этич. проблема X. - как жить "в наше время" - остаётся
для большинства его персонажей неразрешимой. В то же время в "Фиесте" и
в кн. рассказов "Мужчины без женщин" (1927) чётко определилось нравств.
кредо X. - мужество и достоинство человека в суровом испытании, величие
духа, не сломленного в поражении. Роман "Прощай, оружие!" (1929) раскрывает
откровенную враждебность войны человеку. Герои предстают как жертвы жестоких
внеличных сил, к-рым X. противопоставляет великое жизненное начало - любовь.
Трагизм сочетается в книге с подлинной романтикой.


В 1-й пол. 30-х гг. X. переживает глубокий
творческий кризис, пытается заново осмыслить пройденный путь и определить
эстетич. принципы своего творчества (авторские отступления в книгах "Смерть
после полудня", 1932; "Зелёные холмы Африки", 1935; сб. рассказов "Победитель
не получает ничего", 1933). Преодоление кризиса намечается в романе "Иметь
и не иметь" (1937), где даны острогротескные зарисовки верхушки бурж. общества
США. В романе показана также обречённость борьбы в одиночку за свои права.


В Испанской революции 1931-39 воен.
корреспондент X. увидел новую для него революц.-освободит, войну и показал
её героику, романтику и трагедию в репортажах, очерках и художеств, произведениях,
из к-рых крупнейшее-роман "По ком звонит колокол" (1940). Обращение к опыту
гражд. войны сообщило хемингуэевскому роману более глубокую связь с историей
и народом. Прежде, пройдя через испытания войны, герои X. отказывались
участвовать в общественной борьбе. Теперь его герой становится борцом-антифашистом,
сознающим личную ответственность за судьбы всего человечества. Однако наряду
с сильным жизнеутверждающим началом в романе снова дают о себе знать трагич.стоицизм
X. и присущее ему представление об иронии жизни и истории.


После 2-й мировой войны 1939-45 в творчестве
X. наступает заметный спад. Он возвращается к уже исчерп. темам, оказывается
не в состоянии освоить новый жизненный материал (роман "За рекой, в тени
деревьев", 1950; незаверщ. роман "Острова в океане", опубл. 1970, рус.
пер. 1971). Свою веру в человека писатель утвердил в повести-притче "Старик
и море" (1952), ставшей своего рода итогом творчества X. и поводом для
присуждения ему Пулице-ровской (1953) и Нобелевской (1954) премий.


Смерть, жестокость, насилие интересуют
X. прежде всего как типичные явления 20 в., порождающие важнейшие моральные
проблемы современности. Писатель трагич. мироощущения, X. противопоставил
несправедливости и хаосу окружавшей его жизни веру в нравств. силы человека
и его способность к подвигу. В произв. X. претворились национальная (Марк
Твен, Ш. Андерсон, Г. Стайн), зап.-европ. (Стендаль, Г. Флобер, Г. Мопассан)
и русская (И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов) лит. традиции. X.
создал один из характернейших стилей 20 в., которому присущи внешняя простота,
строгая объективность, сдержанный лиризм и содержательный подтекст. Большое
влияние на современную прозу оказали хемингуэевские интонации и диалог.


Э. Хемингуэй. "Рог быка". Худ. А. Гончаров.
1957.


Э. Хемингуэй. "Старик и море". Кадр из
фильма. США. 1957.


С X.-художником сов. читателя познакомил
И.А.Кашкин,
зачинатель
изучения его творчества в СССР.


С о ч.: By-line: Ernest Hemingway. Selected
articles and dispatches of four decades, N. Y., 1967; The Nick Adams stories,
N. Y., 1972; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-4, М., 1968; Репортажи, М.,
1969.


Лит.: К а ш к и н И., Эрнест Хемингуэй,
М., 1966; Грибанов Б., Хемингуэй, М., 1970; Л и д с к и и Ю., Творчество
Э. Хемингуэя, К., 1973; Затонский Д., Искусство романа и XX век, М., 1973,
с. 337 - 58; Финкельштейн И., Хемингуэй-романист, Г., 1974; Baker С., Hemingway.
The writer as artist, 4 ed., Princeton (N. Y.), 1972; его же, Ernest Hemingway.
A life story, N. Y., [1969]; Young Ph., Ernest Hemingway. A reconsideration,
L., 1966; Эрнест Хемингуэй. Биобиблиографический указатель, М., 1970; Hanneman
A., Ernest Hemingway. A comprehensive bibliography, Princeton, 1967.

И. Л. Финкельштейн.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я