ХЕРСОНСКИЙ МОРСКОЙ ПОРТ
т о р г
о в ы й, на правом берегу Днепра, в 25 км от Днепровского лимана
и в 96 км от моря. Входит в состав Черноморского пароходства. Осн.
в 1737. Развитию внешних связей порта препятствовала недостаточная глубина
Днепра. В кон. 90-х гг. 19 в. после углубления судоходного канала X. м.
п. превратился в крупный порт по экспорту хлеба, шерсти, леса. Ежегодный
грузооборот достиг почти 800 тыс. т. В 1900 порт занимал по экспорту
4-е место в России.
За годы Сов. власти порт подвергся тех-нич.
реконструкции: увеличены глубина и ширина искусственного судоходного канала,
построены механизированные причалы, склады, производств, здания, культурно-бытовые
объекты и т. д. В период Великой Отечеств, войны 1941-1945 х-во порта было
разрушено, в послевоенные 1946-50 годы в основном восстановлено.
В 1975 грузооборот порта превысил 4 млн.
т.
На
10 причалах порта ежегодно производится приём и обработка св. 1000 судов
с экспортно-импортными и каботажными грузами: генеральными (цемент, хлопок,
металл и др.), навалочными (бокситы, сульфат, зерно), лесными, строит,
материалами. Порт оснащён портальными и плавучими кранами (грузоподъёмностью
до 27 т), авто- и электропогрузчиками и т. п. Ок. 93% всех грузовых
работ выполняется комплексно-механизированным способом. Имеется элеватор,
перевалочная нефтебаза. Ежегодно X. м. п. обслуживает св. 100 тыс. пассажиров.
См. также ст. Днепровского бассейна речные порты.
В. В. Понятовский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я