ХЕТТЫ

ХЕТТЫ народ, населявший центр,
часть Хеттского царства. О путях переселения X. в М. Азию существуют
различные точки зрения: "западная" - через Балканы, "восточная" - через
Кавказ. По др. гипотезе X. принадлежали к древнейшему населению М. Азии.
Судя по заимствованиям из языка X. (см. Хеттский язык) и собственным
именам, встречающимся в документах на староассирийском диалекте аккадского
яз., найденных в торг, центрах Анатолии, где были колонии ассирийских купцов,
X. к рубежу 3-2-го тыс. до н. э. уже находились в М. Азии. Памятники изобразит,
искусства X. 2-го тыс. до н. э. свидетельствуют о том, что их антропологич.
тип к этому времени обнаруживает явный кавказоидный облик, а хеттская культура
- следы взаимодействия с культурой хатти и позднее - с культурой
хурритов.
В
14 - нач. 12 вв. до н. э. (т. н. период Нового царства) X. уже не были
господствующим этнич. слоем, хотя хеттский язык (с нек-рым числом лувийских
вкраплений) оставался осн. языком гос. документов Хеттского царства. Носители
"позднехеттской"1 культуры на юго-востоке М. Азии и в Сев. Сирии,
иногда называемые "хеттами" в иноязычных текстах, в частности ветхозаветных,
по языку были лувий-цами.


Керамический сосуд. Из Кюль-Тепе. 18 в.
до н. э. Археологический музей. Анкара.


Навершие штандарта в виде оленя. Из Аладжа-Хёюк.
Бронза. 23-21 вв. до н. э. Археологический музей. Анкара.


Иск-во X. связано с художественными традициями
более древнего населения М. Азии. К т. н. протохеттскому периоду относят
золотые, бронзовые и медные штандарты-эмблемы, целостные, слабо расчленённые
по формам статуэтки животных (быков, оленей), нередко украшенные гравированным
геометрич. узором (2-я пол. 3-го тыс. до н. э.), монохромную чернолощёную
(кувшины-чайники и кувшины с длинным узким горлом) и полихромную, т. н.
"каппадо-кийскую", керамику с орнаментом в виде волнистых линий и изображениями
животных, близкую изделиям Кипра (находки на холме Алшиар-Хёюк, в
Хатту-сасе,
с.
Кюль-Тепе и др., кон. 3-го - нач. 2-го тыс. до н. э.). Во 2-м тыс.
до н. э. иск-во X., сохраняя самобытность, впитывает воздействия др.-егип.
и шумеро-вавилонской культуры (см. Вавилоно-ассирийская культура),
оказывая
в свою очередь влияние на иск-во Сирии и Ассирии. Открытые поселения с
круглыми и прямоугольными в плане глиняными хижинами на булыжном фундаменте
сменяются к нач. 2-го тыс. до н. э. крепостями-убежищами и крепостями-поселениями,
округлыми в плане, со сложной системой укреплений из каменных монолитов
(см. Самалъ). Для построек X. характерно применение каменных фундаментов
и цоколей, деревянных и каменных свободно стоящих опор. Жилые дома (иногда
2-этажные) обычно имеют плоскую крышу и открытый двор перед фасадом. Широко
распространённый тип здания (дома, дворца и храма) - т. н. бит-хилани -
имеет с продольной стороны вход в виде портика на столбах, обрамлённых
прямоугольными башнями. Наружные стены таких зданий часто облицовывались
внизу плитами с плоскорельефными изображениями (т. н. ортоста-тами). Развитые
у X. круглая скульптура и рельефы, как правило, подчинены глыбе камня (мощные
полуфигуры львов и сфинксов, выступающие из каменных блоков, обрамляющих
ворота внешних стен в Хаттусасе, 15-12 вв. до н. э., массивные статуи божеств).
Плоскорельефные изображения на ортостатах зданий и стелах (священные животные,
божества, фигуры царей в молитвенной позе, сцены придворной жизни), выполненные
обобщёнными контурными линиями и слабо расчленённые по формам, отмечены
монументальностью и статикой, суровой мощью образов. Перекликающиеся с
ассирийскими рельефами, они отличаются, однако, относительно большей свободой
композиции, поз, движений.


Т. н. Львиные ворота в Хаттусасе. 15 -12
вв. до н. э.


Наскальные рельефы в святилище Язылыкая
близ Хаттусаса. 13 в. до н. э.


Статуя бога" громовика- Из Кархемиша. Базальт.9
в. до н. э.(не сохранилась).


"Царская семья". Рельеф на ортостате. Из
Кархемиша. Базальт. 8 в. до н. э. Археологический музей. Анкара


Более каноничны священные наскальные рельефы
(рельефные фризы на скале святилища Язылыкая близ г. Хаттусас, где изображены
процессии шествующих навстречу друг другу богов - кон. 2-го тыс. до н.
э.). В сер. 9-6 вв. т. н. поздне-хеттское иск-во утрачивает своеобразие,
в нём усиливаются ассирийское и арамейское влияния (стелы с рельефными
изображениями из Самаля и Сакче-Гёзю). Лит.: Г и о р г а д з е Г.
Г., "Текст Анит-ты" и некоторые вопросы ранней истории хеттов, "Вестник
древней истории", 1965, № 4 (94); S о m m e r F., Hethiter und Hethi-tisch,
Stuttg., 1947; Pettier E., L'art hit-tite, fasc. 1 - 2, P., 1926-31; G
u г n e у О. R., The Hittites, L., 1961; Akurgal E., The art of the Hittites.
Photographs by M. Hir-mer, L., 1962; Schaeuble J., Zur Anthro. pologie
der Hethiter, "Mitteilungen der Anthro-pologischen Gesellschaft inWien",
1957, Bd 87. В. В. Иванов, В. К. Афанасьева (архитектура, изобразит,
искусство).




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я