ХИМИЧЕСКОЕ И ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
система овладения в уч. заведениях знаниями по химии
и
химической
технологии, способами применения их к решению инженерно-технологич.
и исследовательских задач. Подразделяется на общее хим. образование, обеспечивающее
овладение знаниями основ хим. науки, и спец. X. и х.-т. о., вооружающее
знаниями химии и хим. технологии, необходимыми специалистам высшей и ср.
квалификации для производств, деятельности, н.-и. и преподавательской работы
как в области химии, так и в связанных с ней отраслях науки и техники.
Общее хим. образование даётся в средней общеоб-разоват. школе, средних
проф.-технич. и средних спец. учебных заведениях. Спец. X. и х.-т. о. приобретается
в различных высших и средних спец. уч. заведениях (ун-тах, ин-тах, техникумах,
уч-щах). Его задачи, объём и содержание зависят от профиля подготовки в
них специалистов (хим., горная, пищевая, фармацевтич., металлургич. пром-сть,
с. х-во, медицина, теплоэнергетика и т. д.). Содержание X. и х.-т. о. изменяется
в зависимости от развития химии и требований произ-ва.
Общее химическое образование. В дореволюц.
России общее хим. образование получило развитие преим. со 2-й пол. 19 в.,
когда в реальных училищах (до 1872 - реальные гимназии) химия стала
преподаваться как самостоятельный уч. предмет. В общегимназич. курсе сведения
по химии сообщались лишь в связи с изучением естествознания и физики; с
конца 19 в. стали даваться учащимся ср. технических (механич., хим., горнозаводских,
с.-х.) уч-щ и нек-рых других средних спец. уч. заведений.
После Окт. революции 1917 химия преподаётся
во всех общеобразоват. школах и ср. спец. уч. заведениях, она стала одним
из средств политехнического образования, связи обучения с социалистич.
произ-вом. За годы Сов. власти уч. программы по химии в школе [7-10 (11)-е
классы] неоднократно перестраивались с учётом важнейших достижений хим.
науки, требований социалистич. произ-ва и научно-технич. революции. В них
получили отражение основы неор-ганич. [7-9 (10)-е классы] и органич. [10
(11)-е классы] химии, введены обязат. лабораторные эксперименты, различные
практич. занятия, экскурсии на произ-во и в науч. лаборатории. В создание
сов. школьных учебников и развитие методики преподавания химии большой
вклад внесли В. Н. Верховский, П. А. Глорио-зов, Я. Л. Гольдфарб, Д. М.
Кирюшкин, В. В. Левченко, А. Д. Смирнов, Л. М. Сморгонский, В. В. Фельдт,
Ю. В. Ходаков, Л. А. Цветков, С. Г. Шаповаленко, Д. А. Эпштейн и др.
В технич. ср. спец. учебных заведениях
нехимич. профиля и мед. уч-щах дается, в зависимости от направления подготовки
специалистов, больший (по сравнению со ср. общеобразоват. школой) объём
знаний по отд. разделам и темам курса химии. Ср. уч. заведения хим. профиля
работают по особым уч. программам изучаемых в них хим. дисциплин.
В зарубежных социалистич. странах общее
хим. образование развивается на единых с СССР научно-методологич. и организационно-пед.
основах. В капиталистич. странах оно даётся в различных ср. уч. заведениях
внутри одного уч. заведения в разном объёме в зависимости от принятой фуркации.
Основат.
изучение химии как самостоятельного предмета ведётся лишь на академич.
и естественно-математич. профилях и отделениях (США, Великобритания, Франция,
Япония и др.), в естественно-математич. гимназиях (ФРГ), открывающих путь
в ун-ты или технич. высшие уч. заведения.
Специальное химическое и химик о-т синологическое
образование. С кон. 17 в. на филос. ф-тах зап.-европ. ун-тов началось преподавание
химии. В России она впервые стала изучаться в Академическом университете
по
инициативе М. В. Ломоносова, с 1748 читавшего курс физ. химии, сопровождавшийся
опытами. Практич. занятия студентов велись в н.-и. хим. лабораториях. С
1755 по его предложению преподавание физ. химии вводилось на мед. ф-те
Моск. ун-та как имеющее важнейшее значение для аптекарского дела.
С нач. 19 в. химия изучается на отделениях
физ. и матем. наук филос. ф-тов и на мед. ф-тах ун-тов. Первые в России
инженеры-химики подготовлены Петерб. ирактич. технология, ин-том (осн.
в 1828, с 1862 высшее уч. заведение, ныне Ленин-градский технологический
институт им. Ленсовета) - единственным до кон. 19 в. высшим уч. заведением
России, имевшим самостоятельный хим. ф-т. С 1863 на физико-матем. ф-тах
ун-тов создаются кафедры технич. и агрономич. химии. Со 2-й пол. 19 в.
содержание спец. X. и х.-т. о. расширяется, приобретает ясно выраженную
проф. направленность на подготовку исследователей в области химии и смежных
с ней наук, инженеров-химиков, преподавателей высших и ср. уч. заведений.
Сформировавшаяся в 19 в. русская хим. школа
получает мировое признание. Н. Н. Зинин, А. А. Воскресенский, А. М. Бутлеров,
Д. И. Менделеев, В. В. Мар-ковников, А. М. Зайцев, Д. П. Коновалов, Н.
С. Курнаков, Н. А. Меншуткин, Н. Д. Зелинский и др. стали основоположниками
новых направлений в химии и хим. технологии, в развитии X. и х.-т. о. В
кон. 19 в. хим. ф-ты для подготовки инженеров-химиков открылись также в
6 технич. вузах: Киевском, Варшавском и Рижском политехнич. ин-тах, Харьковском
практич. технологическом и Томском технологич. ин-тах, Моск. технич. уч-ще
(ныне Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана).
После Окт. революции 1917 развитие социалистич.
произ-ва потребовало расширения сферы практич. приложения химии, повышения
роли спец. X. и х.-т. о., поднятия уровня подготовки как исследователей
и преподавателей, так и инженеров-химиков. В нач. 1920-х гг. организуются
самостоятельные хим. отделения в составе физико-матем. ф-тов ун-тов. На
этих отделениях введены специализации по неорганич., физич., органич.,
аналитич. химии, биохимии и агрохимии. В 1920 создан Московский химико-технологический
институт им. Д. И. Менделеева. С 1929 на базе хим. отделений в ун-тах
открываются самостоятельные хим. ф-ты для подготовки специалистов для н.-и.
учреждений и лабораторий хим. произ-в, создаются но-выехимико-технологические
институты.
С сер. 1950-х гг. в химии и хим.
технологии создаются тончайшие методы исследования различных веществ, производятся
новые материалы - хим. волокна, пластмассы, ситаллы, полупроводники, новые
физиологически активные вещества и лекарств, препараты, хим. удобрения
и инсектофунгициды. Химия проникла во все отрасли науки и нар. х-ва. Хим.
образование поэтому стало составной частью подготовки специалистов в политехнич.,
индустриальных, метал-лургич., энергетич., электротехнич., ма-шино- и приборостроительных,
геологич., горных, нефтяных, с.-х., лесотехнич., мед., вет., пищевой, лёгкой
пром-сти и др. высших и средних спец. уч. заведениях.
Специалистов для науч. и пед. деятельности
готовят гл. обр. хим. ф-ты ун-тов и пед. ин-ты (105 из 188), а также ф-ты
химико-биологические, биолого-химические, естествознания и др. В 1977 из
65 ун-тов СССР самостоятельные химич. ф-ты имеются в 38, химико-биологические
и биолого-химические в 16, в 4 ун-тах специализация по химии ведётся на
ф-тах естеств. наук, в Тартуском ун-те - на физико-химич. ф-те, в Туркменском
-на биолого-географическом. Инженеров химиков-технологов для химической
и смежных с ней отраслей пром-сти (угле-, лесо-, нефтехимия., пищевой,
фармацевтич. и др.) готовят в технологич. и химико-технологич. ин-тах (17
в 1977) и на химико-технологич. ф-тах и отделениях др. высших технических
учебных заведений. В состав спец. X. и х.-т. о. во всех вузах вошло изучение
высшей математики и физики. Овладение философско-методологич. дисциплинами,
введёнными в высших уч. заведениях, создало фундамент для материалистич.
подхода в понимании мира.
Подготовка специалистов-химиков в сов.
ун-тах длится 5 лет (на вечерних и заочных отделениях - до 6). Здесь изучаются
спец. курсы неорганич., органич., аналитич., физич., коллоидной химии,
кристаллохимии, общей хим. технологии, химии высокомолекулярных соединений.
Свыше половины уч. времени по спец. дисциплинам занимает работа студентов
в лабораториях. Студенты проходят произв. практику (28 нед) на предприятиях,
в н.-и. учреждениях и лабораториях.
Подготовка специалистов по химии и химич.
технологии и преподавателей для высших уч. заведений продолжается в аспирантуре.
Наиболее
крупными центрами подготовки специалистов-химиков, кроме ун-тов, являются
ин-ты: Моск. химико-технологический им. Д. И. Менделеева, Ленингр. технологический
им. Ленсовета, Моск. ин-т тонкой хим. технологии им. М. В. Ломоносова,
Белорусский технологический им. С. М. Кирова, Воронежский технологический,
Днепропетровский химико-технологический им. Ф. Э. Дзержинского, Ивановский
химико-технологический , Казанский химико-технологический им. С. М. Кирова,
Казахский химико-технологический и др.
Специалисты-химики (техники-технологи)
готовятся также в средних спец. уч. заведениях - в хим. и химико-технологич.
техникумах, расположенных, как правило, в центрах хим. пром-сти, при крупных
хим. комбинатах. В 1977 св. 120 таких уч. заведений готовили техников св.
30 хим. и химико-технологич. специальностей (хим. технология нефти, газа,
угля, стекла и изделий из него, технология хим. волокон и др.). Окончившие
эти уч. заведения используются на хим. произ-вах в качестве мастеров, бригадиров,
лаборантов, аппаратчиков и др. Химико-технологич. проф.-технич. уч-ща удовлетворяют
потребность в квалифицированных рабочих для различных отраслей хим. пром-сти.
Совершенствование структуры и содержания
X. и х.-т. о. связано с науч. и пед. деятельностью многих сов. учёных -А.
Е. Арбузова, Б. А. Арбузова, А. Н. Баха, С. И. Вольфковича, Н. Д. Зелинского,
И. А. Каблукова, В. А. Каргина, И. Л. Кнунянца, Д. П. Коновалова, С. В.
Лебедева, С. С. Намёткина, Б. В. Некрасова, А. Н. Несмеянова, А. Е. Порай-Кошица,
А. Н. Реформатского, С. Н. Реформатского, Н. Н. Семёнова, Я. К. Сыркина,
В. Е. Тищенко, А. Е. Фаворского и др. Новые достижения хим. наук освещаются
в спец. химических журналах, помогающих в совершенствовании науч.
уровня курсов химии и хим. технологии в высшей школе. Для учителей издаётся
журн. "Химия в школе".
В других социалистич. странах подготовка
специалистов с X. и х.-т. о. осуществляется в ун-тах и специализированных
вузах. Крупными центрами такого образования являются: в НРБ - Софийский
ун-т, Софийский хим.-технологич. ин-т; в ВНР - Будапештский ун-т, Веспремский
хим.-технологич. ин-т; в ГДР - Берлинский, Дрезденский технический, Ростокский
ун-ты, Магдебург-ская высшая технич. школа; в ПНР -Варшавский, Лодзинский,
Люблинский ун-ты, Варшавский политехнич. ин-т; в СРР - Бухарестский, Клужский
ун-ты, Бухарестский, Ясский политехнич. ин-ты; в ЧССР - Пражский ун-т,
Пражский хим.-технологич. ин-т, Пардубиц-кая высшая химико-технологич.
школа; в СФРЮ-Загребский, Сараевский, Сплит-ский ун-ты и др.
В капиталистич. странах крупными центрами
X. и х.-т. о. являются: в Великобритании - Кембриджский, Оксфордский, Батский,
Бирмингемский ун-ты, Манчестерский политехнич. ин-т; в Италии - Болонский,
Миланский ун-ты; в США - Калифорнийский, Колумбийский , Мичиганский технологические
ун-ты, Толедский ун-т, Калифорнийский, Массачусетсский технологич. ин-ты;
во Франции - Гренобльский 1-й, Марсельский 1-й, Клермон-Ферранский, Компьенский
технологический, Лионский 1-й, Монпельеский 2-й, Парижские 6-й и 7-й ун-ты,
Лоранский, Тулуз-ский политехнич. ин-ты; в ФРГ - Дорт-мундский, Ганноверский,
Штутгартский ун-ты, Высшие технич. школы в Дарм-штадте и Карлсруэ; в Японии
- Киот-ский, Окаямский, Осакский, Токийский ун-ты и др.
Лит.: Фигуровский Н. А., Б ы-к о
в Г. В., Комарова Т. А., Химия в Московском университете за 200 лет, М.,
1955; История химических наук, М., 1958; Репейников Б. М., Ушаков Г. И.,
Университетское образование в СССР, М., 1960; Зиновьев С. И., Р е м е н
н и-ков Б. М., Высшие учебные заведения СССР, [М.], 1962; П а р м е н о
в К. Я., Химия как учебный предмет в дореволюционной и советской школе,
М., 1963; Преподавание химии по новой программе в средней школе. [Сб. ст.],
М., 1974; Д ж у а М., История химии, пер. с итал., М., 1975.
С. В. Кафтанов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я