ХИНАЯНА

ХИНАЯНА [санскр., букв.- малая колесница
или малый (узкий) путь], наряду с махаяной одно из двух осн. направлений
буддизма.
Возникла
в нач. н. э. вскоре после появления буддизма, понятие X. введено сторонниками
маха-яны в нач. 1-го тысячелетия н. э. X. включает в себя ряд школ: тхераваду,
сарвастиваду (вайбхашику), саутрантику и др., хотя в настоящее время сторонники
X. склонны отождествлять её с учением тхеравады ("школы старейших"). В
ходе своего развития и распространения X. утвердилась в юж. странах (Цейлон,
Лаос, Таиланд и др.), получив назв. южного буддизма. Осн. тексты: "Типи-така"
(см. "Трипитака"), "Абхидхар-макоша" Васубандху и др.


Характерная для всего буддизма проповедь
личного совершенствования для достижения "освобождения" (нирваны) приняла
в X. форму провозглашения нравств. и интеллектуального развития личности,
совершенно не зависимого от к.-л. внешних по отношению к человеку сил (и
прежде всего божественных). При этом для X. характерны относительно строгие
и одновременно негативные нравств. принципы. Идеалом X. является архат,
лицо, неуклонно стремящееся прежде всего к личному совершенствованию и
практически мало заботящееся о совершенствовании других. В филос. плане
это связано с непризнанием души и бога как самостоят, сущностей и утверждением
в качестве единственно существующего отд. психофизич. элементов - дхарм,
определённых
единиц жизнедеятельности личности в неразрывной связи с окружающим миром.
Дхармы соединяют в себе субъективное и объективное, материальное и духовное
и находятся в непрерывном движении.


Будда в X.- историч. личность, отличающаяся
от других несравненно большим совершенством, но не обладающая никакой божеств,
властью. Он выступает как высший идеал человеческого существа, образец
для других, ибо потенциально любой человек может стать буддой.


Культ и ритуал в X. хотя и заменены в принципе
жизнью в монашеской общине (сангхе), однако сохраняют определённое значение,
поскольку практически в странах южного буддизма развился своеобразный политеизм.


Лит.: Радхакришнан С., Индийская
философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; La ValleePoussinL. de, Bouddhis-me,
P., 1909; В a r e a u A., Lessectes bouddhi-ques du petit Vehicule, Saigon,
1955; L a m о t-te E., Histoire du bouddhisme indien, Louvain, 1958. См.
также лит. при ст. Буддизм.

В. П. Лучина.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я