ХИНДЕМИТ
(Hindemith) Пауль (16.11.
1895, Ханау,-28.12.1963, Франкфурт-на-Майне), немецкий композитор, муз.
теоретик, дирижёр, скрипач и альтист. С 13 лет работал в оркестрах. Одновременно
учился в консерватории Франкфур-та-на-Майне (классы композиции и скрипки).
В 1915-23 концертмейстер оперного театра там же, в 1921-29 альтист струнного
квартета Л. Амара - П. Хиндемита, в 1927-37 проф. Высшей муз. школы в Берлине.
Творчество X. включает оперы, балеты и симфонии, соч. камерных жанров,
произв. сложнейших форм и простые инструктивные пьесы для любителей музыки.
В своём творчестве X. утверждал высокие этические принципы, в течение всей
жизни оставался верен идеям христианского гуманизма. Он был убеждённым
антифашистом; композитор полагал, что муз. иск-во помогает преодолеть отчуждение
между странами и нациями. Сложной была эволюция стиля X. В ранних произв.
заметно воздействие И. Брамса и М. Регера. После 1-й мировой войны 1914-18
он испытал влияние совр. урбанизма. В сер. 1930-х наметился перелом в его
творчестве. X. стремился возродить традиции И. С. Баха - Л. Бетховена -
А. Брукнера, его музыка стала более уравновешенной, гармоничной, сдержанной,
не утратив при этом динамичности. Вместе с тем возросло его мастерство
как композитора-полифониста. Произв. X. 20-х гг. не лишены эпатирующих,
гротесковых черт. Таковы одноактные оперы "Убийца, надежда женщин" и "Нуш-Нуши"
(пост. 1921, Штутгарт), фортепьянная сюита "1922", серия "Ка-мерных музык"
для солистов и камерного оркестра, струнные квартеты. Зрелость стиля обнаруживают
вокальные циклы "Молодая служанка" на тексты Г. Трак-ля (1922) и "Житие
Марии" на тексты Р. М. Рильке (1923), концерт для оркестра (1925) и одно
из центр, произв. 20-х гг. опера "Кардильяк" (по мотивам повести Э. Т.
А. Гофмана ч Мадемуазель де Скю-дери", пост. 1926, Дрезден; 2-я ред. 1952).
X. активно участвовал в организации фестивалей совр. музыки (с 1921 -в
Донауэшингене, Баден-Бадене, Зальцбурге, Берлине), а также был одним из
вдохновителей движения "гебраухс-музик" (Gebrauchsmusik - "бытовая музыка"),
ставившего своей целью пропаганду новой музыки в любительских кругах. В
кон. 20-х гг. и нач. 30-х гг. X. создал комич. оперу "Новости дня" (пост.
1929, Берлин) с элементами социальной критики и сатиры, музыку к "Поучительной
пьесе" Б. Брехта (1929, Баден-Баден), муз. игру "Мы строим город" (1930,
Берлин), "Бостонскую симфонию" (1930), ораторию "Бесконечное" на текст
Г. Бенна (1931), "Филармонический концерт" (1932). Из-за политич. преследований,
а также запрета исполнения оперы "Художник Матис" (была поставлена в 1938,
Цюрих; на материале этой оперы X. написал одноим. симфонию) X. эмигрировал
из фащ. Германии, жил в Швейцарии, с 1939 в США, где в 1946 получил амер.
гражданство, вёл педагогич. работу в ун-тах и колледжах, выступал как дирижёр.
В США были исполнены его крупные сочинения 40-х гг.: "Симфония in Es" (1940),
балет с солирующим фп. "Четыре темперамента" (пост. 1946, Нью-Йорк), "Симфонические
метаморфозы тем К. М. Вебера" (1943), симфония "Серена" (1946), реквием
на текст У. Уитмена "Когда перед домом цвела этой весною сирень" (1946).
С 1953 X. жил в Швейцарии, продолжая интенсивную деятельность дирижёра,
выступая на многочисл. муз. фестивалях в Европе и США, пропагандируя свои
муз.-теоре-тич. и эстетич. взгляды в устных выступлениях и печатных трудах.
В своём учении о композиции X. выступал как защитник тонального принципа,
на к-ром, по его убеждению, зиждется дальнейшее развитие муз. иск-ва. Он
создал оперу "Гармония мира" (пост. 1957, Мюнхен) и одноим. симфонию, основанную
на муз. материале этой оперы, "Питсбургскую симфонию" (1958), оперу "Долгая
рождественская трапеза" (по пьесе Т. Уайл-дера, 1961, Мангейм), кантату
"Песнь к надежде" по заказу ЮНЕСКО (1953), концерт для органа и оркестра
(1962) и мессу a cappella (1963). Автор книг "Руководство по композиции"
(т. 1-3, 1937-70), "Мир композитора" (1952) и статей. Лауреат Баховской
пр. (ФРГ), пр. Сибелиуса. В Швейцарии (г. Блоне) после смерти X. учреждён
"Фонд Хиндемита" - центр собирания и изучения его наследия.
Соч. в рус. пер.: Монолог П. Хиндемита,
чСоветская музыка", 1962, № 3; Мир композитора. [Фрагменты из книги], там
же, 1963, № 4, 5; Умирающие воды, там же, 1967, № 5; Иоганн Себастьян Бах.
Обязывающее наследие, там же, 1973, № 11.
Лит.: Беляев В., Пауль Хиндемит,
Л., 1927; Г л е 6 о в И. [Асафьев Б. В.], Элементы стиля Хиндемита, в кн.:
Новая музыка, в. 2, Л., 1927; Левая Т. Н., Л е о н т ь-е в а О. Т., Пауль
Хиндемит, М., 1974; Strobel Н., Paul Hindemith, 3 Aufl., Mainz, 1948; Briner
A., Paul Hindemith, Z.- Mainz, 1971. О. Т. Леонтъева.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я