ХИНДИ ЛИТЕРАТУРА
, одна из литератур
Индии. Развивается на языке хинди и его диалектах. Ранний этап (кон.
1-го тыс. н. э.) представлен фрагментами стихов религ.-филос. содержания,
излагавших идеи буддийских, джайнских и шиваитских сект, к-рые выступали
против ортодоксального индуизма и кастовой системы. В условиях господства
традиций религ.-филос. и художеств, лит-ры на языке санскрит X. л. складывалась
как нар. лит-pa, что определило её связь с радикальными обществ, тенденциями.
В 10-14 вв. на диалектах хинди развивалась феод, героико-эпич. поэзия.
Придворные поэты, воспевая воинские подвиги и романтич. похождения своих
покровителей, создавали в их честь поэмы (чрасо"). В поэме чПритхвирадж-расо"
Чанда Бардаи (2-я пол. 12 в.) отражены эпизоды борьбы делийского князя
Прит-хвираджа против мусульм. завоевателей. Поэма чБисальдеве-расо" Нарпати
Нальха (ок. 13 в.) близка романтич. балладе. чРасо" долго сохранялись лишь
в устной передаче, что привело к многочисл. интерполяциям, модернизации
языка и появлению вариантов.
Охватившее Сев. Индию в 15-17 вв. религ.-реформаторское
движение бхак-ти, идеи к-рого выражали протест против сословно-кастового
гнёта и стремление к социальному равенству, наполнило X. л. демократич.
содержанием и вызвало к жизни новые лит. формы. Поэт и философ Кабир (ок.
1440 - ок. 1518) в песнях и стихотв. изречениях на диалекте брадж и вост.
диалектах хинди резко осуждал ортодоксальный индуизм, ислам и кастовый
строй. Его радикальные воззрения нашли развитие в творчестве основателя
сикхизма
Нанака
(1469-1539), излагавшего свои взгляды в стихах на языке панджаби и зап.
диалектах хинди, Дадудайала (1544-1603), Сун-дардаса (1596-1689) и др.
Концепции движения бхакти нашли отражение также в лирико-аллегорич. поэмах
на диалекте авадхи, созданных поэтами-суфиями (см. Суфизм, Суфийская
литература) на основе нар. сказаний. Малик Мухаммад Джаяси (гг. рожд.
и смерти неизв.) в поэме "Падмават" (ок. 1540) синтезировал традиции перс,
и инд. лирики. Особую популярность в этот период приобрели соч., где идеи
бхакти сочетались с нар. истолкованием образов Кришны и Рамы - воплощений
бога Вишну. Лирич. стихи Биддепоти (или Видьяпати; 1370-1440) на
диалекте майтхили о любви Кришны и пастушки Радхи положили начало кришнаитской
лирике. Фольклорные представления о боге Кришне, к-рый в облике пастуха
живёт среди крестьян, даруя им радость и счастье, ярко воплотились в стихах,
гимнах и песнях Сурдаса (ок. 1483 - ок. 1563) на диалекте брадж, составивших
книгу "Море поэзии Сурдаса". Гимны в честь Кришны слагали поэтесса Мира
Баи (1499-1547), поэты Нандадас (16 в.), Раскхан (16-17 вв.) и др. Выдающийся
представитель рамаитской (прославляющей бога-воина Раму) поэзии бхакти
Тулсидас (ок. 1532-1624) в эпич. поэме чРамача-ритаманас" на диалекте авадхи
затронул широкий круг социальных, политич., религ.-филос. и моральных проблем.
С сер. 17 в. X. л. утратила демократии,
дух и стала приспосабливаться к вкусам феод, аристократии. Осн. темой поэзии,
развивавшейся гл. обр. на брадже, стало описание женской красоты и любовных
наслаждений, а главным её достоинством признавалась изысканная утончённость
поэтич. формы. Распространились сти-хотв. трактаты, авторы к-рых излагали
георетич. вопросы традиц. инд. поэтики и иллюстрировали их своими примерами.
Выделялись изящные и лаконичные двустишия Бихарилала Чаубе (1603-63). Бхушан
(1614 - ок. 1716) в традиц. рамках героич. поэзии воспел полководца Шиваджи,
нац. героя маратхов. Индивидуальностью отмечены стихи Матирама (17
в.), Дева (1673 - ок. 1764), Гхана-нанда (1689-1739), Падмакара (1753-1833)
и др.
В 1-й пол. 19 в. на основе диалекта кхари
боли стала складываться проза. Появились переводы религ. и светских книг
с санскрита и английского, возникла пресса на хинди. Новый период открылся
деятельностью выдающегося просветителя Бхаратенду Харишчандры (1850-85).
В его социальных пьесах и публицистике отразился рост нац. самосознания
народа, стремление к независимости. Творчество Харишчандры создало предпосылки
для дальнейшего развития совр. реалистич. X. л. В последние десятилетия
19 в. появились оригинальные повести и романы, поэтич. произв. на кхари
боли, несколько позднее - рассказы, начали развиваться критика и литературоведение.
В нач. 20 в. в связи с ростом нац.-освободит, движения X. л. приобрела
ярко выраженное патриотич. звучание. Идеями борьбы за свободу родины пронизаны
стихи Майтхилишарана Гупты (1886-1964), Макханлала Чатурведи (1889-1968),
Балкришны Шармы Навина (1897-1960), Рамдхари Синха Динкара (р. 1908). Жизнь
народа (особенно крестьян) - тема социальных романов и рассказов Премчанда
(1880-1936), к-рый явился основателем критич. реализма в X. л. и лит-ре
урду. Его последователями были Сударшан, Каушик, Угра. Поэзия 20-30-х гг.
развивалась под влиянием романтич. направления "чхая-вад", к-рое возглавляли
Сумитранандан Пант (р. 1900), Джайшанкар Прасад (1889-1937), Сурьякант
Трипатхи Ни-рала (1896-1961) и поэтесса Махадеви Варма (р. 1907).
В 30-е гг. во всех жанрах X. л. наметился
поворот к актуальной обществ, тематике. Этому способствовали нарастающее
нац.-освободит. движение, распространение марксизма, влияние прогрессивной
зарубежной лит-ры (особенно советской). В 1936 при участии Премчанда была
создана Ассоциация прогрессивных писателей Индии, положившая начало мощному
лит. движению чпрагативад", под воздействием к-рого развиваются нац. лит-ры
народов Индии. Творчество Яшпала (1903-76), Упенд-ранатха Ашка (р. 1910),
Нагарджуна, Рахула Санкритьяяна (1893-1963), Пахари, Кедарнатха Агравала
(р. 1911), Вишну Прабхакара (р. 1912), Манну-лала Шармы Шиля (р. 1914),
Бхайра-вапрасада Гупты (р. 1918), Амритрая (р. 1921), Рангея Рагхава (1923-62)
-большой вклад в борьбу за независимость Индии и классовые интересы трудящихся.
В кон. 40-х гг. под влиянием фрейдизма
и субъективистских теорий Запада сложился инд. модернизм (его теоретик
-Агьея, р. 1911). Индивидуалистич. тенденции проявились и в творчестве
Ила-чандры Джоши (р. 1902) и Джайнендры Кумара (р. 1905). Влияние модернистских
концепций сказалось на поэзии и прозе хинди и в 50-70-е гг. Судьба "маленького
человека" в условиях обострившегося классового расслоения общества нередко
освещалась с индивидуали-стич. позиций; картины жизни приобретали пессимистич.
окраску. Успешно развиваются традиции реалистич. лит-ры. Писатели Сумитранандан
Пант, Вринда-ванлал Варма (1889-1969), Бхагаватича-ран Варма (р. 1903),
Манматханатх Гупта (р. 1908), Бхишма Сахни (р. 1915), Амрит-лал Нагар (р.
1916), Пханишварнатх Рену (р. 1921), Мохан Ракеш (1925-72), Мар-кандей
(р. 1931), Камлешвар (р. 1932) и др. создали проникновенные произв. о жизни
своих современников, утверждая гуманистич. идеалы и веру в социальный и
духовный прогресс инд. народа. Новым свидетельством прочности позиций реалистич.
метода в X. л. явилось создание Федерации прогрессивных писателей Индии
(май 1975), к-рая ставит своей целью сплочение писателей в борьбе за де-мократич.
развитие страны.
Лит.: Бараний ков А. П., Индийская
филология. Литературоведение, М., 1959; Ч а у х а н Ш., Очерк истории литературы
хинди, пер. с хинди, М., 1960; История индийских литератур, пер. с англ.,
М., 1964; Челышев Е. П., Литература хинди, М., 1968; Краткая история литератур
Индии, Л., 1974; Щукла Рамачандра, Хинди сахитья ка итихас, Бенарес, 1953;
Д в и-в е д и Хазарипрасад, Хинди сахитья, Дели, 1955; Dwivedi R. А., A
critical survey of Hindi literature, Delhi, [1966].
В. И. Балин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я