ХОДЖА НАСРЕДДИН
, образ нар. мудреца
и острослова в фольклоре мн. народов Бл. и Ср. Востока, Ср. Азии (у турок
- X. Н. и Б у А д а м, у узбеков и таджиков - А ф а н д и или Н а с-реддин
Ходжа, у иранцев- Мулла, у азербайджанцев - М о л л а Насреддин). Известен
также казанским и крымским татарам, народам Кавказа и Вост. Европы (румынам,
сербам) и др. Нар. молва делает X. Н. современником различных ист. деятелей:
Тимура и Баязида I (14 в.), сельджук-ского султана Алаэддина (нач. 13 в.).
В Казахстане с X. Н. слился образ шутника Алдара-Косе; в Туркмении мн.
анекдоты связаны с личностью поэта-сатирика Кемине, в Таджикистане
- с поэтом Мушфики. Анекдоты о X. Н. носят преимущественно социально-бытовой
характер. Народная традиция создала и хранит своего героя - защитника справедливости,
борющегося против социального зла оружием смеха.
В Азербайджане его именем был назван сатирич.
журнал, к-рый издавал Дж. Мамедкулизаде. Л. В. Соловьёв написал
"Повесть о Ходже Насреддине" (ч. 1 - "Возмутитель спокойствия", 1940; ч.
2 - "Очарованный принц>, 1954). По мотивам этого произв. поставлены фильмы
"Насреддин в Бухаре" (1943), "Похождения Насреддина" (1947) и "Насреддин
в Ходженте, или Очарованный принц" (1960).
Лит.: Гордлевский В. А., Избр. соч.,
т. 2, М., 1916, с. 339-49. X. Короглы.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я