ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЁТ
, система экономич.
отношений, возникающая в процессе социалистич. воспроизводства между обществом
в целом и отд. его производств, звеньями (предприятиями, объединениями)
и между самими подразделениями по поводу общественно необходимых затрат
труда и распределения чистого дохода предприятий. Гос-во организует X.
р., законодательно оформляя хозрасчётные отношения в правовых и административных
актах. На практике X. р. выступает как метод ведения х-ва и управления,
сущность к-рого состоит в том, что каждое предприятие в ден. форме соизмеряет
затраты на про-из-во и результаты своей хоз. деятельности, покрывает свои
расходы ден. доходами от реализации продукции и обеспечивает рентабельность
пронз-ва. Поэтому рентабельность и самоокупаемость составляют важнейшие
особенности этого метода. X. р., базирующийся на обществ, собственности
на средства произ-ва, принципиально отличается от коммерческого расчёта,
к-рый
служит частным интересам. X. р. осуществляется в интересах всего общества,
повышения благосостояния трудящихся, т. е. направлен на реализацию
основного
экономического закона социализма. Он позволяет сочетать интересы общества
с интересами отд. коллективов предприятий и каждого трудящегося.
Начало разработки теории X. р. принадлежит
В. И. "Тенину: "перевод госпредприятий на так называемый хозяйственный
расчет неизбежно и неразрывно связан с новой экономической политикой, и
в ближайшем будущем неминуемо этот тип станет преобладающим, если не исключительным"
(Поли. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 342-43). Дальнейшее развитие теория
X. р. получила в документах КПСС и Сов. пр-ва, коммунистич. и рабочих партий,
гос. и хоз. органов, а также в работах экономистов СССР и др. социалистич.
стран.
Осн. принципы X. р.: хоз. самостоятельность
предприятий, материальная заинтересованность их коллективов и каждого отд.
работника в результатах своей хоз. деятельности, материальная ответственность
за эти результаты, контроль рублём.
Необходимым условием хоз. деятельности
социалистич. предприятий является их экономич. самостоятельность в рамках
централизов. гос. планирования в соответствии с потребностями обществ,
воспроиз-ва в целом. Система плановых показателей определяет в соответствии
с нар.-хоз. планом осн. параметры деятельности предприятий: объём произ-ва
и реализации продукции, её осн. номенклатуру и показатели качества, общий
фонд заработной платы, рост производительности труда, общую сумму прибыли,
рентабельность, платежи в бюджет и ассигнования из бюджета, объём капитального
строительства, материально-технич. снабжение. Те же показатели лежат в
основе оценки деятельности предприятий, объединений, мин-в и, прежде всего,
эффективности и качества их работы. На основе централизованных показателей
предприятия разрабатывают конкретные плановые задания по себестоимости
продукции, численности работников, ср. заработной плате и т. д.; организуют
труд и оплату труда: привлекают рабочую силу, обеспечивают подготовку и
использование кадров, устанавливают формы оплаты труда, разряды работ и
рабочих, утверждают новые и пересматривают действующие нормы выработки,
решают вопросы материально-технич. снабжения и сбыта. Предприятия распоряжаются
закреплёнными за ними ресурсами, расходуют на собственные нужды часть полученной
ими прибыли.
Важный принцип X. р. - материальная заинтересованно
с т ь в результатах труда. Он обеспечивает заинтересованность каждого работника
в коллективных результатах деятельности предприятия через систему хозрасчётного
стимулирования. Для этого на предприятиях за счёт прибыли формируются фонды
экономич. стимулирования: фонд материального поощрения, являющийся
осн. источником поощрения работников в форме премий; фонд социально-культурных
мероприятий и жилищного строительства, расходуемый на улучшение культурно-бытового
обслуживания работников; фонд развития производства, служащий источником
финансирования капитальных вложений, используемых для расширения произ-ва,
внедрения новой техники, освоения новых видов продукции, модернизации и
обновления основных фондов (см. Фонды, социалистического предприятия).
Хозрасчётное предприятие несёт м а-териальную
ответственность перед гос-вом за выполнение плановых заданий, рациональное
использование ресурсов, возмещение текущих затрат, своевременные и полные
расчёты с гос. бюджетом и кредитной системой, формирование фондов материального
стимулирования, создание необходимых накоплений для расширения произ-ва
(см. Социалистическое государственное производственное предприятие).
Внеплановые
убытки предприятия покрывают за счёт собственных ресурсов. Они несут также
материальную ответственность и перед др. предприятиями за полное и своевременное
выполнение обязательств, предусмотренных хоз. договорами, к-рые являются
важнейшим инструментом хозрасчётных отношений между предприятиями. В хоз.
договоре конкретизируются задания нар.-хоз. плана, обеспечивается соответствие
произ-ва и поставок продукции реальным нуждам её потребителей.
X. р. основан на использовании т о-варно-ден.
отношений, в частности таких категорий, как цена, прибыль, себестоимость
продукции и т. п. Контроль со стороны общества за деятельностью предприятий
в ден. форме осуществляется путём сопоставления доходов с расходами через
выполнение плана по прибыли и рентабельности произ-ва, в процессе кредитования
их деятельности. Все формы ден. контроля побуждают предприятия рационально
использовать средства, улучшать показатели хоз. деятельности, осуществлять
режим
экономии.
Дальнейшее развитие X. р. в условиях развитого
социализма предполагает: укрепление осн. хозрасчётного звена предприятия
путём создания производств, объединений; расширение сферы хозрасчётных
отношений; переводна X. р. предприятий всех отраслей материального производства;
последовательное осуществление всех принципов X. р.; вовлечение в орбиту
хозрасчётного стимулирования тех сторон деятельности предприятия, к-рые
обеспечивают повышение её эффективности. Ключевая проблема совершенствования
X. р.- ориентация произ-ва на конечные результаты, соответствие выпускаемой
продукции обществ, потребностям, на выполнение хоз. договоров. Лучшее использование
производств, фондов и гос. средств стимулируется платой за фонды и
процентами за кредит. Поскольку результаты хоз. деятельности предприятия
в целом зависят от работы его подразделений (осн. производств, и вспомогат.
цехов, участков, бригад, служб), отношения между внутрипроизводств. звеньями
и предприятием служат основой внутрихоз. расчёта (см. Внутризаводский
хозяйственный расчёт).
По мере роста эффективности обществ, произ-ва
в условиях развитого социализма аппарат управления вышестоящих звеньев
непосредственно вовлекается в производственно-экономич. процесс. X. р.
приобретает новые формы. Напр., с созданием всесоюзных (респ.) гос. хозрасчётных
пром. объединений возникли хозрасчётные отношения между отд. самостоят,
единицами - производств, предприятиями (объединениями), входящими в пром.
объединения, и хозрасчётные отношения самого объединения как единого целого
с гос-вом. Эти отношения охватывают весь процесс производства - от разработки
проектных решений до освоения и выпуска готовой продукции. Предприятия,
входящие в пром. объединения, обеспечивают самоокупаемость и окупаемость
пром. объединения как единого хозрасчётного комплекса за счёт результатов
своей деятельности. Хозрасчётные отношения комплекса реализуются путём
создания и использования централизованных фондов пром. объединения: развития
произ-ва, материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жил.
стр-ва, науч. исследований, освоения новой техники, экспортного произ-ва,
резервного фонда и др. Этим обеспечивается централизация средств, необходимая
для проведения единой политики в решении задач расширенного воспроиз-ва,
научно-технич. прогресса и т. п. в рамках целой отрасли. С расширением
сферы хозрасчётных отношений элементы их проникают в деятельность мин-в.
Совр. этап развития экономики характеризуется
переводом на X. р. не только пром., ной производств, предприятий др. отраслей
нар. х-ва: транспортных, строительных, снабженческих, издательств и др.
На хозрасчётных началах в социа-листич. экономике функционирует также ряд
орг-ций непроизводств, сферы (напр., платные поликлиники). Хозрасчётные
принципы хозяйствования являются общими для всех предприятий. Однако особенности
отрасли влияют на характер организации деятельности на основе X. р. Наибольшая
специфика существует в сельском хозяйстве. Она объясняется переплетением
в нём экономич. и естествен-но-биологич. процессов, определяющих особый
ритм произ-ва и кругооборота средств. Поэтому в с. х-ве особенно существенны
самостоятельность предприятий, широкое использование кредита. Земельная
рента как особая форма избыточного прибавочного продукта вызывает необходимость
создания равных условий хозяйствования, обеспечения рентабельности с.-х.
предприятий в различных зонах, стимулирования интенсификации произ-ва.
Важную роль в этом играет распределение ренты между предприятиями и гос-вом
путём дифференциации цен на с.-х. продукцию в зависимости от природно-климатич.
условий, взимания подоходного налога с колхозов и т. д.
Особенности X. р. в с. х-ве определяются
также существованием 2 видов с.-х. предприятий: гос. и кооперативно-колхозных.
В СССР все гос. предприятия - совхозы - переведены на X. р. на основе его
общих принципов. В колхозах, поскольку они - собственники средств произ-ва
и производимой продукции, принципы X. р. проявляются наиболее рельефно.
Хозрасчётные отношения в с. х-ве существенно укрепились после Мартовского
(1965) пленума ЦК КПСС в результате введения единых для колхозов и совхозов
закупочных цен на с.-х. продукцию, упорядочения финанс. и кредитных связей
с гос-вом, совершенствования системы материального стимулирования и др.
мероприятий, предусмотренных экономич. реформой (1965).
Совхозам присуща меньшая хоз. самостоятельность,
хотя с переводом на полный X. р. (1967-75) их права существенно расширились.
Гос-во регулирует финанс. ресурсы совхозов, доводит до них большее, чем
до колхозов, число плановых показателей (объёмы закупок с.-х. продукции;
размеры ассигнований из бюджета, платы за производств, фонды с.-х. назначения,
капитальных вложений, в т. ч. строительно-монтажных работ; ввод в действие
осн. фондов в ден. выражении; объёмы поставок тракторов, автомобилей, с.-х.
машин, удобрений и др. магериаль-но-технич. средств, распределяемых вышестоящей
орг-цией; общий фонд заработной платы). Прочие показатели производств,
деятельности (объём валовой продукции, размер и структура посевных площадей
и стада, производительность труда, себестоимость продукции, численность
работников и др.) х-ва планируют самостоятельно. Расширились права совхозов
в сфере обращения: они могут реализовать др. орг-циям и на колхозном рынке
не принятые заготовителями скоропортящиеся продукты, картофель, птицу по
ценам, определённым соглашением сторон, а также продавать др. гос. предприятиям
и колхозам неиспользуемые с.-х. технику, семена, корма и т. п. (при отказе
вышестоящей орг-ции от перераспределения излишков). В условиях полного
X. р. одним из гл. источников средств на расширенное воспроиз-во становится
прибыль (при недостатке собств. ресурсов - кредиты Госбанка). Однако это
не исключает прямого бюджетного финансирования нек-рых видов капитальных
вложений. Так, за счёт средств гос. бюджета покрываются плановые затраты
совхозов на строительство новых предприятий, птицефабрик, пар-никово-тепличных
комбинатов и живот-новодч. комплексов, жилых домов, объектов культурно-бытового
и коммунального назначения, расходы на культур-но-технич. работы и нек-рые
др. Распределение прибыли в совхозах регламентируется гос-вом. После внесения
в бюджет платы за осн. производств, фонды с.-х. назначения (в х-вах с рентабельностью
25% и выше) 15% плановой прибыли (но не более 12% годового планового фонда
заработной платы) подлежит отчислению в фонд материального поощрения, 10%
в фонд социально-культурных мероприятий и жил. строительства, 20% в страховой,
10% в фонд укрепления и расширения х-ва, 2,5% на премирование руководящих
работников и специалистов. Оставшаяся сумма используется на прирост собств.
оборотных средств, формирование осн. стада и централизов. капитальные вложения,
погашение банковского кредита и др. плановые цели. В нек-рых х-вах после
удовлетворения плановых нужд образуется свободный остаток прибыли, к-рый
вышестоящая орг-ция перераспределяет между др. совхозами.
Колхозы уже по своей экономии, природе
являются хозрасчётными предприятиями. Ещё до начала массового колх. движения
в пост. 14-й парт, конференции "О кооперации" (1925) отмечалось, что организация
колхозов всякого рода (товариществ, артелей и коммун) должна обеспечить
развитие их товарности и строиться на началах X. р. Будучи собственниками
осн. и оборотных фондов, колхозы самостоятельно распоряжаются средствами
произ-ва, полученной продукцией и ден. поступлениями от её реализации.
Их деятельность в меньшей мере регулируется гос. планом и больше подвержена
действию закона стоимости. Колхозам централизованно устанавливаются лишь
объём продажи продукции гос-ву и лимит материально-технич. средств, распределяемых
вышестоящей орг-цией; прочие плановые показатели определяются в х-ве. Колхозы
работают на полной самоокупаемости; гос-во оказывает им кредитную помощь,
но не финансирует производств, расходов (кроме мероприятий по улучшению
зем. угодий, предусмотренных нар.-хоз. планом). За счёт своих средств и
доходов они возмещают материальные затраты на произ-во продукции, оплачивают
труд колхозников не ниже гарантированного уровня, выполняют ден. обязательства
перед гос-вом, создают накопления для расширения х-ва, образуют фонды:
социального обеспечения и материальной помощи колхозникам, на культурно-бытовые
мероприятия, материального поощрения колхозников и специалистов, резервный.
Размер оплаты труда колхозников, степень и формы материального стимулирования,
порядок ответственности за результаты произ-ва определяются самим колхозом
с учётом требований колх. Устава и действующих правовых положений. Колхозы
по своему усмотрению распределяют валовой и чистый доход, устанавливают
соотношение, размер и порядок использования своих обществ, фондов производств,
и непроизводств, назначения.
Принципы X. р. распространяются и на внутрихоз.
подразделения с.-х. предприятий, а также на новые формы орг-ции обществ,
произ-ва в с. х-ве - межхоз. и аграрно- промышленные предприятия и объединения.
Хозрасчётным отношениям в др. странах мировой
социалистич. системы х-ва свойственны те же закономерности развития, что
и X. р. в СССР. Особенности касаются разной степени гос. регулирования
деятельности предприятий, выражающейся в различии централизованно утверждаемых
плановых показателей, большей или меньшей степени экономич. самостоятельности,
разных формах материального стимулирования.
В управлении с.-х. произ-вом, как и в СССР,
принимаются меры по совершенствованию закупочных цен на с.-х. продукты,
сокращению гос. дотаций, повышению материальной заинтересованности в рентабельном
ведении х-ва и др. Расширены права с.-х. предприятий в планировании, реализации
продукции, строительстве и материально-технич. снабжении. В каждой стране
хозрасчётные отношения регулируются с учётом историч., социаль-но-экономич.
и др. особенностей развития с. х-ва. В ВНР, напр., с.-х. предприятия наделены
правом принимать самостоят, решения по вопросам объёма и структуры произ-ва,
использования производств, фондов и собств. средств. В НРБ заказ гос-ва
на отд. виды продукции определяется в стоимостном выражении, а размещение
с.-х. произ-ва планируется хоз. объединениями. В НРБ, ЧССР и ВНР цены на
второстепенную и сезонную продукцию регулируются на основе договорённости
между с.-х. предприятиями и заготовит, орг-циями.
Лит.: Ленин В. И., К четырехлетней
годовщине Октябрьской революции, Поли, собр. соч., 5 изд., т. 44; его же,
Проект тезисов о роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической
политики, там же; его же, План статьи "Коммерческая постановка дела", там
жэ; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1977; Об улучшении управления промышленностью,
совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования
промышленного производства. Постановление пленума ЦК КПСС 29 сент. 1965
г., в кн.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т.
5, М., 1972; Положение о социалистическом государственном производственном
предприятии. Постановление Совета Министров СССР 4 окт. 1965 г., там же;
Общее положение о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях,
в кн.: Собрание постановлений правительства СССР, 1973, № 7, ст. 32; Русаков
Г. К., Есин А. И., Р а т-г а у з М. Г., Полный хозрасчет в совхозах и условия
его осуществления, М., 1968; Экономическая реформа в сельском хозяйстве
социалистических стран (ГДР). Сб. переводов, М., 1968; Татур С. К., Хозяйственный
расчет в промышленности СССР, 3 изд., М., 1970; Хозрасчёт и цены в социалистическом
сельском хозяйстве, М., 1969; Б у-н и ч П. Г., Хозяйственный расчет и эффективность
производства, М., 1974; Научные основы и практика хозяйственного расчета,
М., 1974; Сибирев А. И., Хозрасчет и его развитие в современных условиях
(вопросы теории и методологии), Л., 1974; Хозрасчетные отношения в развитом
социалистическом обществе, М., 1975; Маркус В. А., Организация и экономика
издательского дела, Зизд., М., 1976, с. 187 - 201. А. Д. Смирнов, К.
М. Радаева. А. И. Есин, Г. К. Русаков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я