ХОЛЬБЕЙН

ХОЛЬБЕЙН , Гольбейн (Holbein), семья
немецких живописцев и графиков 15-16 вв. Ханс X. Старший (ок. 1465, Аугсбург,
- 1524, Изенхейм, ныне предместье Гебвиллера, Эльзас, Франция) работал
в Аугсбурге, Ульме (1494), Франкфурте-на-Майне (1501) и в Изен-хейме. В
ранних и зрелых произв. мастера (алтари: девы Марии, 1493, собор в Аугсбурге;
св. Екатерины, 1512, Гор. гал., Аугсбург) преобладает стилистика позднеготич.
живописи; им свойственны экспрессивные динамичные композиц. построения,
чаще всего - резкие цветовые соотношения. С кон. 1500-х гг. в его произв.
(алтарь св. Себастьяна, 1515-16, Старая пинакотека, Мюнхен) появляются
отд. заимствования из совр. ему итал. иск-ва (преим. архитектурно-декоративные
мотивы), нередко сочетающиеся с попытками освоить его формаль-но-художеств.
средства. Интерес мастера к человеческой индивидуальности особенно ярко
отразился в портретных зарисовках (серебряный карандаш, перо). ХансХ. Младший
(ок. 1497-1498, Аугсбург, - между 7. 10 и 29. 11. 1543, Лондон), сын Ханса
X. Старшего. Учился у отца. В 1515-26 работал в Базеле, создавая религ.
композиции (отмеченная строгой объективностью подхода в трактовке религ.
темы картина "Мёртвый Христос", 1521, Публичное художеств, собрание, Базель;
классич. уравновешенный образ "Мадонна бургомистра Мейе-ра", 1525-26, Дворцовый
музей, Дарм-штадт), портреты, подчёркивающие в образах бюргеров черты внутр.
достоинства и энергии, а в образах гуманистов - черты сдержанной духовной
силы ("Эразм Роттердамский", 1523, Лувр, Париж, и др.), живописно-декоративные
произв. (фрески "Дома танца" в Базеле, не сохранились), графич. работы
(портретные рисунки, книжная графика, в т. ч. иллюстрации к "Похвале глупости"
Эразма Роттердамского, рисунки пером, 1515, Публичное художеств, собрание,
Базель). В 1524-26 исполнил серию рисунков "Образы смерти" (известна под
назв. "Пляска смерти", изданы в 1538 в гравюрах на дереве X. Лютцельбургера),
представляющих аллегорич. комментарий к нем. действительности эпохи Великой
крест, войны. В 1526 уехал в Англию с рекомендательным письмом Эразма к
англ, гуманистам. В исполненных здесь портретах ("Астроном Николас Кратцер",
илл. см. т. 6, вклейка к стр. 392, и др.) Ханс X. Младший достиг необычайной
меткости социальных и психологич. характеристик, особенно в портретном
рисунке ("Т. Мор", серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский
замок, и др.). В 1528-32 -снова в Базеле, где создал рисунки к Библии (изданы
в 1538 в гравюрах на дереве X. Лютцельбургера, илл. см. т. 10, стр. 132).
В 1532 возвратился в Англию (с 1536 придворный художник короля Генриха
VIII), где написал ряд выдающихся живописных портретов: нем. купца Г. Гисце
(1532, Карт, гал., Берлин-Далем), франц. посла Ш. Моретта (ок. 1534-35,
Дрезденская карт, гал.), англ. королевы Джейн Сеймур (1536, Художеств.-историч.
музей, Вена) и др.; выполнил неск. живописно-декоративных работ (росписи
"Стального двора" в Лондоне, 1541-43, не сохранились, и др.), В историю
иск-ва Ханс X. Младший вошёл гл. обр. как автор портретов, знаменующих
одну из вершин художеств, культуры Возрождения.


X. Хольбейн М л а дш и и. Автопортрет.
Рисунок (серебряный карандаш, уголь, сангина). 1543. Галерея Уффици. Флоренция.


Илл. см. на вклейке к стр. 352 и табл.
XXVIII (стр. 384-385).


Лит.: [Немилов А.], Г. Гольбейн
Младший. [Альбом], М.-Л., 1962; Л и б-м а н М. Я., Дюрер и его эпоха, М.,
1972, с. 173-87; Schmid H. A., Hans Holbein der Jimgere..., Bd 1 - 3, Basel,
1945-48; P i n-d er W., Vom Wesen und Werden deutschen Formen, Bd 4 - Holbein
der Jungere und das Ende der altdeutschen Kunst, Koln. [1951]; k i e b
N., S t a n g e A., Hans Holbein der Altere, [BJ, 1960.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я