ХОМЯКОВ
Алексей Степанович [l(l3).5.
1804, Москва,-23. 9(5. 10). 1860, с. Ивановское, ныне Данковского р-на
Липецкой обл.], русский религ. философ, поэт, публицист; основатель славянофильства
(см. Славянофилы). Из старинного дворянского рода. Получил домашнее
образование, сдал экзамен в Моск. ун-те на степень кандидата матем. наук.
Был близок моек, кружку "любомудров". Сотрудничал в журн. "Европеец",
"Москвитянин", "Русская беседа", был пред. Об-ва любителей рус. словесности
при Моск. ун-те (1858-60). Сторонник отмены крепостного права путём реформы.
В самодержавии видел единственно возможную для России политич. власть,
но предлагал созыв Земского собора и ряд др. либеральных реформ (свободное
выражение обществ, мнения, отмена смертной казни и т. п.). Статьёй X. "О
старом и новом" (1839), распространявшейся в списках, датируется возникновение
славянофильства .
Творчеству X. свойственна полемич. направленность
(критика католицизма, протестантизма, западников, нем. клас-сич.
идеализма и др.). В центре его воззрений - учение о "соборности" ("ка-фоличности",
цельности, внутр. полноте), характеризующей природу не только христ. церкви,
но также человека, общества, процессов познания и творчества. Тем самым
"соборность" трактуется X. как общий метафизич. принцип устроения бытия
- множество, собранное силой любви в "свободное и органическое единство"
(противоположный тип -"ассоциация", формальное, внеш. соединение множества
элементов). В дальнейшем это учение X. стало одной из основ концепций всеединства
и личности в рус. религ. философии (Вл. С. Соловьёв, Е. Н. Трубецкой,
П.
А. Флоренский, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк). Существование
человека, по X., динамично: он наделён способностью устремляться к бытию,
богу, но для сохранения этой устремлённости необходимо особое состояние,
"истинная вера", когда всё многообразие духовных и душевных сил человека
собрано в живую и стройную цельность (важную роль в этом X. отводил воле).
Вера - это одновременно "познание и жизнь", "живознанне".
В социальной философии противопоставление
"соборности" и "ассоциативности" выступает у X. в виде антитезы общины
и "дружины" (или "коммуны"), "истинного братства" и "условного договора"
и т. д.; идеализируя рус. крест, общину, он усматривает в ней наибольшее
приближение к обществ, идеалу. Мировая история, по X., это история народов,
каждый из к-рых мыслится в духе романтизма как коллективная личность,
"живое лицо", наделённое неповторимым обликом, характером и ист. призванием.
Ход нац. истории определяется у X. соотношением начал "ассоциативности"
и "соборности" в духовных истоках нации; с этой же антитезой связано и
возведение в "Записках о всемирной истории" всех мировых религий и культур
к двум началам - "кушитскому" (покорность необходимости - веществ, или
ло-гич., религ. магизм и т. п.)и "иранскому" (свободная стихия духа, личности,
устремлённость к творчеству, нравств. самосознание и т. д.). Специфич.
характер рус. истории X., как и др. славянофилы, усматривал в православии
как единственном источнике просвещения на Руси, в "мирном" процессе образования
рус. нации, в общинном начале как основе обществ, устройства. Усвоение
высшим сословием "чужеродных" начал зап. цивилизации привело, по X., к
разрыву между "просвещённым обществом" и народом, достигшему апогея в послепетров-скую
эпоху; возвращение к исконным началам - единств, путь к созданию самобытной
нац. культуры. В рамках этой культурно-ист, и социальной утопии славянофилов
X., в отличие от И. В. Киреевского и К. С. Аксакова, более
критически относился к ранним этапам рус. истории.
Поэтич. произв. X. - стихотворные трагедии
"Ермак" и "Дмитрий Самозванец", лирич. стихотворения - тесно связаны с
его филос. и ист. воззрениями, проникнуты гражд. пафосом ("России" и др.).
С о ч.: Поли. собр. соч., т. 1-8, М., 1886
-1906; Соч., кн. 1-6, П., 1915; Стихотворения н драмы, вступ. ст. Б. Ф.
Егорова, Л., 1969.
Лит.: Герцен А. И., Собр. соч.,
т. 9, М., 1956, с. 157; Лясковский В. Н., А. С. Хомяков. Его жизнь н сочинения,
М., 1897; Завит невич В. 3., А. С. Хомяков, т. 1 (кн. 1 - 2) - 2, К., 1902-13
(лит.); Б е р д я е в Н. А., А. С. Хомяков, М., 1912; История философии
в СССР, т. 2, М., 1968; G r a t i е u x A., A. S. Khomiakov et le mou-vement
Slavophile, t. 1 - 2, P., 1939; Chris-toff P. K., An introduction to nineteenth-century
Russian slavophilism, v. 1 -A. S. Xomjakov, 's-Gravenhage, 1961.
С. С. Хоружий.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я