ХОРВАТИЯ

ХОРВАТИЯ (Hrvatska), Социалистическая
РеспубликаХор-в а т и я (Socijalisticka Republika Hrvatska), республика
в составе Социалистич. Федеративной Республики Югославии (СФРЮ), в сев.-зап.
части страны, омывается Адриатическим м. Пл. 56,5 тыс. км2.
Нас.
4,5 млн. чел. (1976), гл. обр. хорваты. Столица - Загреб (566 тыс. жит.,
1971). Важные города - Сплит, Риека.


X.-социалистич. республика, добровольно
объединившаяся с другими равноправными социалистич. республиками в союзное
гос-во - СФРЮ. Действующая конституция Социалистич. Республики Хорватии
принята в 1974. Высший орган гос. власти - сабор X., состоящий из 3 палат
(Вече объединённого труда, Общественно-политическое вече и Вече общин).
Пр-во республики - Исполнительное вече сабора X. См. также Югославия,
раздел
Государственный строй.


Природа. Вост. часть X.-холмистая равнина,
пересечённая долинами pp. Сава и Драва (юго-зап. окраина Среднедунай-ской
равнины). Центр, и зап. части X.-резко расчленённое Динарское нагорье вые.
до 1831 м (в горах Динара) и 1758 м (в горах Велебит) с широким
развитием карстового рельефа. В X. входит также узкая полоса гористого
побережья Адрна-тич. м. и о-ва Крк, Црес, Паг и др. В вост. части X. климат
умеренный, континен-, тальный, на Динарском нагорье - с продолжительной,
холодной зимой; на побережье - субтропический, средиземноморский. Осадков
600-700 мм в год, на побережье до 1000 мм. На равнине -участки
широколиств. лесов, значит, терр. распаханы, горы покрыты буковыми, лубовыми
и смешанными лесами, гориы е карстовые районы - безлесные пустс:ли, вдоль
побережья - средиземноморская растительность (маквис).


Исторический очерк. Терр. X. заселена с
раннего палеолита. В эпоху бронзы её населяли иллирийские, затем кельтские
племена. В 1 в. до н. э. терр. X. была захвачена Римом, в 1 в. н. э. её
б. ч. вошла в состав рим. провинций Паннония и Далмация, а
в 395 - Византии. В 6-7 вв. терр. X. заселили славяне. В 8 в. хорв. земли
попали под власть франков, притеснения к-рых вызвали освободит, восстание
(см. Людевита Досовского восстание 819-823).


В кон. 9 в. хорв. князья добились независимости
от франков и от Византии, в 925 князь Томислав принял титул короля. В 10
в. X., в к-рой распространялось христианство и шёл процесс становления
феод, отношений, выдвинулась в число наиболее сильных гос-в на Балканах.
В 1102 по венг.-хорв. унии X. перешла под власть венг. королей, сохранив
внутр. самоуправление во главе с баном. В 12-13 вв. завершился процесс
феодализации хорв. общества, с 1273 хорв. феодалы начали собираться на
сословные собрания - саборы. В 13-14 вв. проходила борьба за далматинские
города X. между Венг. королевством и Венецией (последняя приобрела их,
кроме Дубровника, в нач. 15 в.). С сер. 15 в. терр. X. подвергалась систематич.
вторжениям тур. войск, разгромивших в Мохачской битве 1526 войско
короля Лайоша II. После этой битвы хорв. знать, надеявшаяся, что Габсбурги
помогут ей в борьбе с османскими завоевателями, признала права Фердинанда
Австрийского на хорв. престол. В кон. 16 в. Османская империя захватила
б. ч. терр. X. Оставшиеся у Габсбургов хорв. земли подвергались опустошит,
набегам тур. войск; резко усилилась здесь феод. эксплуатация крестьян,
что вызвало Губеца Матии восстание 1573. В кон. 17-нач. 18 вв. б.
ч. освобождённых от османского господства хорв. земель в междуречье Савы
и Дравы вошла в Военную границу. Политика централизации и германизации,
а также социально-экономич. реформы имп. Иосифа II толкнули хорв. дворянство
к укреплению союза X. с Венгрией. В 1790 оно признало адм.-политич. зависимость
X. от венг. властей.


В 1809 часть терр. X. вошла в состав Иллирийских
провинций.
Решением Венского конгресса 1S14-15 эта терр. X.
(воссоединена с остальной X. в 1822) была закреплена за австр. Габсбургами
и подчинена австр. властями в Любляне. В X. усилилась мадьяризация.


С кон. 18 в. в X. происходит разложение
феод, строя и развитие капиталистич. отношений. Развитие капитализма и
формирование хорв. нации (см. Хорваты) в условиях нац.-политич.
зависимости X. вызвали в X. и Славонии обществ.-политич. и культурное
движение (см. Иллиризм), развернувшееся в 30-40-х гг. 19 в. С началом
Революции
1848-49 в Австрии
в X. резко усилились классовая борьба и антигабсбургское
освободит, движение (последнее возглавляли хорв. либералы, целью к-рых
было создание конституционной федеративной Австр. империи с объединённым
комплексом югославян-ских земель внутри неё). 25 марта 1848 в Загребе Нар.
скупщина приняла программный документ "Требования народа" и избрала И.
Елачича
баном
X. 25 апр. бан издал Манифест об отмене основных феод, повинностей крестьян
и церк. десятины. В период подъёма
Революции 1S48-49 в Венгрии
нац.-политич.
зависимость X. от Габсбургов ослабла. 5 июня 1848 хорв. сабор провозгласил
нац. автономию X. и выразил стремление к поли-тич. союзу её с др. югославянскими
областями внутри империи, принял закон об аграрной реформе и всеобщем налогообложении,
устанавливавший освобождение крестьян от феод, повинностей за гос. выкуп
и от помещичьей юрисдикции; сабор наделил Елачича диктаторскими полномочиями.
Отказ венгерского пр-ва во главе с графом Л. Баттяни признать нац.
автономию X., а также укрепление позиций австр. двора стимулировали авст-рославистскую
ориентацию хорв. дворянства и буржуазии (см. Австрославизм) и активизацию
консервативных сил (поход в сент.- нояб. 1848 войск бана Елачича против
революц. Венгрии и Вены). Подавив революц. выступления 1848-49 в империи,
Габсбурги лишили X. основных политич. завоеваний, признав лишь её независимость
от Венгрии, употребление хорв. яз. в учреждениях и школах и всеобщее налоговое
обложение.


Ликвидация в кон. 40-х гг. 19 в. остатков
феодализма в X. и ряд бурж. реформ 50-х гг. способствовали развитию здесь
капитализма. В 60-х гг. в X. сформировались основные идейно-политич. течения:
народняки (И. Ю. Штросмайер и др.)-сторонники австрославизма, отстаивавшие
также единение юж. славян и ориентировавшиеся на поддержку России; унионисты
- крупные помещики, выступавшие за союз с дворянской Венгрией; пра-ваши
(А.
Старчевич, Э. Кватерник и др.), проповедовавшие нац. независимость
и панхорватизм. Создание в 1867 дуали-стич. Австро-Венгрии усилило
югослави-стские и русофильские тенденции в X. Хорвап.ско-венгерским
соглашением 1868
была признана адм., судебная и куль-турно-церк. автономия
X. как неотъемлемой части Венг. королевства. Военная граница была в 1869-81
присоединена к X. В кон. 19-нач. 20 вв. наблюдался подъём отраслей производства,
связанных гл. обр. с первонач. обработкой сырья (лесопильного дела, кожевенного,
мукомольного), но X. оставалась одной из отсталых окраин Австро-Венгрии.
В с. х-ве сохранялось господство крупного землевладения ['/4 часть земли
(по переписи 1895) принадлежала 209 помещикам]. Мелкобурж. круги и клерикалы
вынашивали идею создания в составе империи "Великой X." путём присоединения
к X. Боснии и Герцеговины и подавления хорв. и сербск. югославистского
движения. На позициях последнего находилась часть правашей. К югославистам
примыкала осн. в 1894 С.-д. партия X. и Славонии (СДПХиС), стоявшая на
принципах 2-го Интернационала. Пролетаризация деревни и обострение классовых
противоречий в X. привели в нач. 1900-х гг. в условиях экономич. и политич.
кризиса Австро-Венгрии к подъёму освободит, движения хорв. народа. В 1905-06
развернулось широкое демократическое и рабочее движение (Загреб, Осиекидр.),
сопровождавшееся выступлениями солидарности с рус. революцией. В кон. 1905
была создана т. н. Хорвато-серб. коалиция (Ф. Супило и др.), занявшая позицию,
враждебную Габсбургам и едластву империи. Против коалиции выступила Хорватская
крестьянская партия
(-ХКП, осн. в 1904) во главе с С. и А. -Ради-чами.
В 1905-14 власти то пытались получить поддержку нац. буржуазии путём уступок
средним слоям (избирательная реформа 1910 в несколько раз увеличила число
избирателей), то прибегали к репрессиям (аресты сербов, "Загребский процесс"
1909), стремясь ликвидировать складывавшееся хорв.-серб, сотрудничество.
Балканские
войны 1912-1913
усилили освободительные югослави-стские тенденции в
X. В годы 1-й мировой войны 1914-18 эмигрировавшие за границу политич.
деятели (А. Трумбич, Ф. Супило и др.), ориентировавшиеся на Антанту,
создали в Лондоне в мае 1915 Югославянский комитет. Последний в
июле 1917 подписал с серб, пр-вом Корфскую декларацию, предусматривавшую
объединение югославянских земель Австро-Венгрии с Сербией и Черногорией
в единое гос-во.


В кон. 1916-нач. 1917 в X. участились выступления
рабочих и крестьян. Под влиянием Окт. революции 1917 в России трудящиеся
X. усилили борьбу за свои экономич. и политич. права (Которское восстание
1918,
политич. демонстрации в 1918 с требованиями мира, хлеба, свободы
в гг. Тузла, Вуковар и др.). С весны 1918 резко возросли (до неск. десятков
тыс.) дезертирство из армии, крест, выступления. 29 окт. 1918 хорв. сабор
принял решение о полном разрыве с Австро-Венгрией и признании верх, власти
Нар. веча (осн. в Загребе 6 окт. 1918). 1 дек. 1918 югославянские области
(в т. ч. и X.) распавшейся Австро-Венгрии объединились с Сербией и Черногорией
в единое Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Королевство
Югославия). В 1919-20 в X., как и в др. частях гос-ва, прошли революц.
выступления рабочих, крестьян и солдат в защиту Сов. России, под лозунгами
демократизации государственной и общественной жизни. В апреле 1919 левые
социалисты из СДПХиС вошли в состав основанной тогда же Социалистич. рабочей
партии Югославии (коммунистов) (в 1920-52-компартия Югославии, КПЮ; в 1937
в рамках КПЮ была осн. компартия X.). Сербская буржуазия, занявшая господствующее
положение в Королевстве Югославия, проводила в X. политику нац. угнетения,
что встречало сопротивление со стороны хорв. народа. Усилились федералистские
течения среди хорв. буржуазии, поддержанные серб, и словенскими бурж. кругами,
оппозиционными режиму. Вместе с тем активизировались сепаратистские элементы.
Бежавший за границу А. Павелич создал в 1929 фаш. орг-цию у статей.
В
кон. 30-х гг. в условиях угрозы расчленения Югославии фаш. Италией и Германией
югосл. правящие круги пошли на соглашение с руководством ХКП о предоставлении
X. автономии (авг. 1939); это был по существу сговор серб, и хорв. буржуазии
о разделе власти в Югославии.


В ходе фаш. агрессии против Югославии (6-17
апр. 1941) усташи провозгласили в Загребе под эгидой оккупантов создание
(10 апр. 1941)"Независимого гос-ва X." во главе с Павеличем. "Независимое
гос-во X.", в к-рое летом 1941 гитлеровцы включили также Боснию и Герцеговину,
было поделено на нем. и итал. зоны оккупации. Усташи установили в X. кровавый
террор, создали 24 концлагеря, ставших местами массового уничтожения людей.
Стремясь разжечь в хорв. народе чувства нац. нетерпимости, они при поддержке
католич. клира организовывали зверское истребление серб, населения. За
4 года фаш. оккупации X. погибло св. 800 тыс. чел. из 6,3 млн. чел., проживавших
в 1941 на терр. "Независимого гос-ва X.". С началом Народно-освободительной
войны в Югославии 1941-4.5
хорв.народ поднялся на борьбу против оккупантов
и их пособников. 27 июля 1941 в р-не Лики произошёл первый бой партизан
с усташами, вошедший в историю как День восстания народа X. В окт. 1941
по решению КПЮ был создан Гл. штаб нар.-освободит, партизанских отрядов
X. В 1942-1-й пол. 1944 центр освободит, войны народов Югославии находился
на терр. X. 13-14 июня 1943 состоялась первая сессия Антифаш. веча нар.
освобождения X. (АВНОХ). В мае 1944 АВНОХ на своей 3-й сессии конституировался
как высший орган гос. власти в X. В апр. 1945 создано Нар. пр-во X. К 15
мая 1945 терр. X. была полностью освобождена югосл. армией от оккупантов
и их пособников.


После провозглашения Федеративной Нар.
Республики Югославия (ФНРЮ) (29 нояб. 1945) X. стала одной из 6 нар. республик
в её составе. Положение и суверенные права нар. республики X. (НРХ) как
равноправного члена Федерации закреплены конституциями ФНРЮ (янв. 1946)
и НРХ (янв. 1947). За годы нар. власти в X., как и во всей Югославии, были
проведены глубокие социально-эко-номич. преобразования, осуществляется
строительство социализма (см. в ст. Югославия, раздел Исторический
очерк). С 1963 - социалистич. республика X. (СРХ). Достижения в социалистич.
строительстве на основах самоуправления закреплены в конституциях СФРЮ
и СРХ 1963, а затем 1974. Ведущей идейной и политич. силой СРХ является
Союз коммунистов X., действующий в качестве составной части Союза коммунистов
Югославии.
Как составная часть Социалистического союза трудового
народа Югославии
функционирует Социалистич. союз трудового народа X.


Ю. В. Бромлей (до 1790), И. И.
Лещилов-ская
(1790 - 1850), В. И. Фрейдзон (1850-1914), В.
К. Волков
(с 1914).



Хозяйство. X.-экономически развитая
республика Югославии. В структуре нац. дохода пром-сть (со строительством)
втрое превосходит с. х-во, хотя в последнем занята относительно большая
часть населения. По абс. размерам пром. продукции X. уступает только Сербии,
а по уровню пром. развития - лишь Словении. В разнообразной пром. продукции
республики преобладает группа отраслей произ-ва средств произ-ва. По добыче
кам. угля (в Раше), нефти и газа (гл. обр. в междуречье Савы и Дравы),
бокситов и цементного сырья (в приморских р-нах), соли (из морской воды)
X. занимает 1-е место в стране. Используются гидроэнер-гетич. ресурсы рек
горных р-нов (1/5 общеюгославской выработки энергии на ГЭС). На долю X.
приходится 2/пром-сти СФРЮ (з-ды в Риеке и Сисаке).


Чёрная металлургия (з-д в Сисаке даёт чугун,
сталь, трубопрокат), алюминиевая промышленность (з-ды в Лозова-це и Ражине
в окрестностях Шибеника). Развито машиностроение, в особенности электротехническое,
транспортное (крупное судостроение в Риеке, Сплите и Пуле; производство
ж.-д. подвижного состава в Славонски-Броде), станкостроение (гл. обр. в
Загребе), произ-во энергосилового оборудования (Славон-ски-Брод, Карловац).
Произ-во продуктов органической химии (комбинат "ОКИ" в Загребе), пластических
материалов (фабрика в Сплите) и фармацевтич. препаратов (гл. обр. в Загребе).
Значительна цем. пром-сть (особенно в р-не Сплита и Загреба; ок. 3 млн.
га в год). Широко представлена текстильная (центры - Загреб, Карловац,
Дуга-Реса и Вараждин), пищ., кож.-обувная (крупная обувная фабрика в Борово,
ф-ки в Загребе и Кар-ловаце) и лесообр. пром-сть. В с. х-ве гл. роль принадлежит
земледелию, особенно в северной, плодородной части республики. Посевы зерновых
(гл. обр. пшеницы и кукурузы), сах. свёклы, подсолнечника, конопли, льна,
кормовых культур. Садоводство (гл. обр. сливы и яблоки) и виноградарство.
Разведение кр. рог. скота и лошадей, свиноводство и птицеводство. В горных
р-нах - лесное х-во; на горных пастбищах - овцеводство. В приморье -субтропическое
плодоводство (оливы, инжир, цитрусовые, виноград), ранние овощи. Рыболовство.
Крупнейший порт Югославии - Риека. На побережье и островах - многочисл.
курорты (Опатия, Дубровник и др.), в т. ч. междунар. значения.

В. В. Бодрин.



Культурное строительство и здравоохранение.
Система народного образования в X. построена в соответствии со школьным
законом 1958. Первая ступень - единая основная обязательная 8-летняя школа
для детей с 7 до 14 лет (в 1974/75 уч. г. в 3019 8-летних школах обучалось
531992 уч-ся). Вторая ступень (на базе 8-летней школы)-4-летние обще-образоват.
гимназии или 4-5-летние средние проф.-технич. школы. В 110 гимназиях обучалось
44583 уч-ся (в 1974/75 уч. г.), в 413 проф.-технич. школах обучалось 90765
уч-ся (в 1974/75 уч. г.). Существуют также 2-3-летние низшие проф. школы
по подготовке квалифицированных рабочих, 88 спец. школ и 288 школ для взрослых.
Третья ступень -вузы с 4-5-летним сроком обучения и 2-летние полувысшие
учебные заведения. В 83 вузах республики обучалось 78511 студентов (в 1975/76
уч. г.). В X.-3 ун-та (Загребский университет, осн. в 1669, реорганизован
в 1948; ун-т в Риеке, осн. в 1973; ун-т в Сплите, осн. в 1974).


Большинство науч. учреждений находится
в Загребе. Высшее науч. учреждение республики - Югославянская академия
наук и искусств (осн. в 1867, реорганизована в 1948), к-рая координирует
деятельность 17 ин-тов. В составе академии св. 60 чл. (1976). На терр.
республики работают НИИ федерального подчинения: им. Р. Бошковича (осн.
в 1950, совр. организация с 1955; теоретич. и ядерная физика, электроника,
химия и др.), Адриатический (1945; история, экономика и др.), сельского
хозяйства (1916, Осиек). В ведении респ. органов находятся ин-ты: гидрометеорологич.
(1947), охраны природы (1961), океанологии и рыболовства (1930, Сплит),
мед. исследований (1947; в системе академии).


Науч. подразделения имеются при Заг-ребском
ун-те: ин-ты физики, математики, транспорта (федерального подчинения),
истории иск-в и др. Работают Матица хорватская, др. науч. и науч.-просветительские
об-ва.


В X. работают (по данным на 1974): 482
научные и специальные б-ки, 305 народных б-к, 108 музеев, 29 театров, в
т. ч. 10 детских и 10 самодеятельных, 385 кинотеатров. В 1975 в республике
выходило 413 газет общим тиражом 196 514 тыс. экз. и 304 журнала общим
тиражом 47 676 тыс. экз., было издано 2405 названий книг общим тиражом
18 076 тыс. экз. Наряду с загребским изданием газ. "Ворбя" в X. выходят
(издаются в Загребе, тираж на 1975): "Вьес-ник" ("Vjesnik"), ежедневная
газ. на сербско-хорв. яз., осн. в 1940, тираж 107 тыс. экз., орган Социалистического
союза трудового народа Хорватии (ССТНХ); "Вьесник у сриеду> ("Vjesnik u
Srijedu"), еженедельная газ. на сербско-хорв. яз., осн. в 1942, тираж 230
тыс. экз., орган ССТНХ; "Република" ("Republika"), ежемесячный литературный
журнал на сербо-хорв. яз., осн. в 1945, тираж 3 тыс. экз. (выпускается
хорв. гос. издательством "Зора"), и др.


В системе здравоохранения работало (в 1973):
32 больницы, 963 амбулатории, 640 зубных кабинетов, 98 противотуберкулёзных
диспансеров, 251 женская консультация, 304 поликлиники для детей младшего
возраста, 127 поликлиник для школьников, 361 аптека. Развит туризм.


Крупнейшие б-ки: Национальная и университетская
б-ка в Загребе (св. 1 млн. тт.), Городская в Загребе (св. 150 тыс. тт.);
Научная в Риеке (св. 400 тыс. тт.); Научная в Задаре (св. 180 тыс. тт.),
Городская в Сплите (св. 200 тыс. тт.).


Крупнейшие музеи: Галерея старых мастеров
(гал. Штросмайера) и Совр. галерея Югосл. академии, Археологический, Этнографический,
Музей иск-в и ремёсел, Народной революции - в Загребе; Морской в Дубровнике;
Естественнонаучный в Риеке; Археологический, Этнографический, Галерея иск-в.
Галерея И. Мештровича - в Сплите.

Д. П. Мансфельд, В. 3. Клепиков, И.
И. Поп.



Литература. В создании хорв. письменности,
к-рой предшествовал богато развитый фольклор, большая роль принадлежит
ученикам Кирилла и Мефодия, пришедшим в хорватские земли из Моравии
(9 в.). Но т. к. христианство было принято в X. по западному образцу, церковь
настойчиво вводила лат. яз. и как богослужебный, и как деловой; для ста-рослав.
яз. употреблялась глаголица, для лат. яз.-латиница. В жанрах религ.
лит-ры (жития святых) и летописях использовались мотивы и образы нар. творчества.
Молитвы явились первыми образцами духовной поэзии. Под влиянием церкви
возникла религ. драма на библейские сюжеты. Появились и произв. светского
содержания (сатиры на духовенство, любовная лирика). В 15 в. героический
эпос воспел борьбу юнаков и хайдуков (см. Гайдуки) с тур. завоевателями.


В 15-18 вв. средоточием культуры X. стали
свободные от тур. ига Дубровник и Далмация; в др. хорв. областях лит. жизнь
затормозилась. Для дубровницкой лит-ры (см. в ст. Дубровницкая республика)
характерны
черты Возрождения и барокко. Во 2-й пол. 16 в. возникла протестантская
лит-pa; началось книгопечатание. Однако в 17 в. католич. контрреформация
стала изгонять протестантов, сжигать их книги. Для творчества писателей
Н. Зринского (М. Зриньи; 1620-1,4), П. Зринского (1621-71), П. Р. Витсзо-вича
(1652-1713) и др. характерны пат-риотич. настроения, использование фольклорных
элементов. В жанре любовной лирики выступил Ф. К. Франкопан (1643-71).


В период нац. возрождения (кон. 18-сер.
19 вв.) в X. развивалось просветительство. Появились журналы. Получила
распространение сатирич. лит-ра, обличавшая консерватизм, невежество дворянства
и горожан, идеализировавшая сел. жизнь: •"Сатир" (1761) М. А.
Рель-ковича (1732-98), комедия "Матиаш, чародей-ученик" (1804) Т. Брезовачки
(1757-1805). Важную роль в формировании хорв. нац. культуры сыграл иллиризм.
В
1847 хорв. яз. признан официальным для X. и Славонии; в 1850 хорваты и
сербы заключили договор о едином сербско-хорв. лит. языке. Гл. направлением
лит-ры был романтизм, опиравшийся на фольклорные традиции. Романтики обосновывали
идею нац. самобытности лит-ры: Л. Гай (1809-72), Д. Деметер (1811-72),
С. Враз (1810-1851). Ведущее место занимала патрио-тич. поэзия (Гай); получила
развитие интимная (Враз) и философская (П. Пре-радович, 1818-72) лирика.
Историч. темы представлены в эпич. поэмах Демстера и И. Мажуранича (1814-90;
"Смерть Смаилаги Ченгиича", 1846). Важную роль в становлении драматургии
и театра X. сыграл Деметер.


Крест, волнения 1860-70-х гг. определили
интерес писателей к теме крестьянства и демократизм её трактовки. Ведущим
направлением в 80-е гг. стал реализм. Его теоретики - А. Шеноа (1838-1881),
И. Пасарич (1860-1937), М. Шре-пел (1862-1905) и др. Социальная направленность
отличает романы "Крестьянское восстание" (1877) Шеноа; "Мёртвые капиталы"
(1889) И. Козарца (1858-1906), изобразившего разорение крестьян и поставившего
вопрос о разумном использовании природных богатств; "Павел Шегота" (1888),
"Тито Дорчич" (1906) В. Новака (1859-1905); "Адвокат" (1882), "В регистратуре"
(1888) А. Ковачича (1854-89), показавших жизнь различных социальных слоев
города и разлагающее влияние бурж. отношений на сел. жителей. В творчестве
К. Ш. Джальского (1854-1935) раскрыт процесс оскудения дворянства (сб.
рассказов "Под старыми кровами", 1887), показаны пессимнстич. настроения
интеллигенции. Однако уже в 80-е гг. сказалось влияние натурализма, поддержанного
Е. Кумичичем (1850-1904) в статье "О романе" (1883); натура-листич. тенденции
проявились в его романе "Госпожа Сабина" (1883). Против натурализма выступали
Пасарич и Шрепел, к-рые опирались на опыт рус. лит-ры.


В поэзии реализм представлен творчеством
С. С. Краньчевича (1865-1908), для к-рого характерны филос. раздумья о
сущности бытия, о назначении человека, о судьбах родины, и патриотич. лирикой
А. Харамбашича (1861-1911).


На рубеже 19 и 20 вв. в связи с развитием
капитализма и углублением обществ, противоречий лит. процесс усложняется.
Заметное влияние на лит. жизнь оказывает социалистич. идеология. Расширились
связи с зап.-европ. культурой, к-рые обогащали хорв. писателей, но в то
же время открыли путь модернистским влияниям. Во 2-й пол. 90-х гг. 19 в.
возникло движение "хорватский модерн", выразившее антибурж. настроенность,
недовольство художеств, уровнем отечеств, лит-ры, замкнутостью её развития,
ощущение необходимости перемен. Оно не обладало ни политич., ни эстетич.
единством, являло собой разнообразие мнений по кардинальным вопросам назначения
иск-ва, по проблемам художеств, метода. В "хорватском модерне" противоборствовали
тенденции индивидуалистические, находившие воплощение преим. в импрессио-нистич.
и символистской лирике (А. Г.Ма-тош, 1873-1914; В. Видрич, 1875-1909; Д.
Домьянич, 1875-1933), натуралистические (М. Бегович, 1876-1948; Б. Ли-вадич,
1871-1949), романтические (В. Назор, 1876-1949), реалистические (М. Марьянович,
1879-1955; И. Косор, 1879-1961; Козарац).


В кон. 19-нач. 20 вв. расширилась социальная
тематика, усилилась критич. направленность лит-ры. Актуальную тему нац.-освободит,
борьбы поднимали историч. романы Джальского "Рассвет" (1892) и "За родное
слово" (1906). Осн. место занял роман на совр. темы: социальное расслоение
общества отразил В. Цар-Эмин (1870-1963; романы "Разорённый очаг", 1900,
"Высохший источник", 1904, "После прилива", 1913); разлагающее влияние
капитализма на жизнь села раскрыл Косор ("Развал", 1906); психологию обнищавшего
дворянства, теряющего свои обществ, позиции, показал Я. Лесковар (1861-1949;
"Разорённые усадьбы", 1896); в романтически-фольклорном стиле нар. жизнь
изобразил Д. Шимуно-вич (1873-1933; "Чужак", 1911). Реали-стич. линию в
поэзии продолжал Крань-чевич; в творчестве Назора своеобразно сочетались
черты реализма и романтизма. Драматургия представлена пьесами И. Войновича
(1857-1929) "Буря равноденствия" (1895), "Дубровницкая трилогия" (1902)
и Цар-Эмина "Зимнее солнце" (1903), "Золотая болезнь" (1906). Ранняя драматургия
М. Крлежи (р. 1893; "Кралево", 1915, "Христофор Колумб", 1918) была связана
с символико-импрессионистич. линией "модерна", но своей социально-критич.
направленностью противостояла ему. Н. И. Кравцов. Литература 191
8-4 5. Создание в 1918 Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929-Югославия)
ознаменовало новый период в развитии хорв. лит-ры. Духовную атмосферу первых
послевоен. лет определяло отношение к войне, к Окт. революции 1917 в России,
к революц. событиям в Европе и в X., к созданию Югославского гос-ва. По
этим вопросам шло идейное размежевание в среде творческой интеллигенции.
Лит-ре было свойственно ощущение ка-тастрофизма совр. цивилизации, неустойчивости
человека в мире, обесценивания личности. Поиски обществ, и эстетич. идеала
сказались в появлении весьма разнородных и часто недолговечных лит. групп
и журналов. Преобладали нереа-листич. художеств, течения. Их объединяло
резкое отрицание империалистич. войны, разочарование в послевоен. югосл.
действительности, нигилистич. отношение к культуре прошлого. Наиболее влиятельным
и программно оформленным направлением стал экспрессионизм, с к-рым
были связаны писатели разной мировоз-зренч. ориентации. Творчеству католич.
поэтов (Д. Судега, 1903-27; Н. Шоп, р. 1904, и др.) свойственны настроения
мистицизма и меланхолии; их осн. тема-потерянность человека в бурж. мире.
Анархо-индивидуалистич. течение, провозгласившее бунт против бурж. морали
и культуры, представляли поэты А.Б.Шимич (1898-1925; "Преображения", 1920)
и Т. Уевич (1891-1955; "Вопли раба", 1920, "Ожерелье", 1926). Через увлечение
анархо-индивидуалистич. иск-вом прошли Крлежа и А. Цесарец (1893-1941).
Основанный ими журн. "Пламен" ("Plamen", 1919) положил начало революц.
направлению в лит-ре X. и югославских лит-pax. Цикл новелл Крлежи "Хорватский
бог Марс" (1922) и рассказы Цесарца (сб. "В поисках нового пути", 1926),
обращённые к темам войны и революции, близки экспрессионизму, но уже в
них проявились черты социально-психологич. реализма. С сер. 20-х гг. экспрессионизм
перестал существовать как направление. В поэзии 20-30-х гг. сильны тенденции
импрессионизма.
Близок
в эти годы к нему и Назор (сб-ки "Нитка кораллов", 1922; "Стихотворения
о четырёх архангелах", 1927).


Во 2-й пол. 20-х гг. всё более укреплялись
позиции реализма. Обновление тематики, углубление социальной критики принесли
в лит-ру С. Колар (1891-1963), Д. Цесарич (р. 1902) и др. С сер. 30-х гг.
реализм стал ведущим направлением во всех жанрах. Больших успехов добилась
проза. Утрата эпич. широты, свойственной литературе прошлого, восполнялась
в эти годы углублением социально-пси-хологич. анализа, философского осмысления
жизни. Центр, фигура прогрессивной литературы - Крлежа, создавший произв.
общеюгосл. звучания: романы "Возвращение Филиппа Латиновича" (1932), "На
грани рассудка" (1938), "Банкет в Блигве" (кн. 1-2, 1938-39), сб. "Баллады
Петрицы Керемпуха" (1936), цикл пьес "В агонии", "Господа Глембаевы" (обе
-1928), "Леда" (1932).


В 30-е гг. заметное место в лит. процессе
заняло направление "социального реализма", опиравшееся на революц. идеологию.
Его представляли писатели Цесарец, Галогажа (1893-1944), X. Кикич (1905-42),
Н. Симич (р. 1906), М. Фельдман (1899-1976) и др., обратившиеся к проблемам
нар. жизни и показавшие перерастание стихийного протеста в осознанную борьбу.
Получили распространение новелла, репортаж, очерк. В жанре романа выделяются
"Взяли!" (1936) и "Буковые деревья" (1938) Кикича.


В период фаш. оккупации мн. прогрессивные
писатели X. активно участвовали в народно-освободит. войне в Югославии
1941-45. Ведущими жанрами были поэтические. Поэма И. Г. Ковачича (1913-43)
"Яма" (1943, опубл. в 1944) получила всемирную известность.


После освобождения X. и провозглашения
ФНРЮ (1945; с 1963-СФРЮ) начался новый период в развитии хорв. лит-ры.
В первые послевоен. годы преобладала поэзия, осн. содержание к-рой - антифаш.
борьба (Ю. Каштелан, р. 1919; Вл. Попович, р. 1910; Г. Витез, 1911-66)
и строительство новой жизни (М. Франичевич, р. 1911; В. Парун, р. 1922).
Проза представлена рассказом, очерком, репортажем (И. Хорват, р. 1915;
В. Калеб, р. 1905, и др.).


С сер. 50-х гг. осн. жанром стал роман.
К реалистич. анализу довоен. действительности обратились И. Дончевич (р.
1909; "Миротворцы", 1956), Симич ("Братья и кумиры", 1955), М. Божич (р.
1919; "Курланы, нижние и верхние", 1952, "Невыплаканные", 1955); к событиям
нар.-освободит, борьбы -Ю. Франичевич-Плочар (р. 1918; трилогия "Немые
колокола", 1956, "Трещины", 1957, "Бей в набат", 1961), В. Калеб (роман-баллада
"Прелесть пыли", 1954). Со 2-й пол. 50-х гг. в творчестве ряда писателей
усилились элементы камерного психологизма и рефлексии, проявившиеся ещё
в кон. 40-х гг. (П. Шегедин, р. 1909; "Дети божьи", 1946, "Одинокие", 1947)
и развитые затем в творчестве Р. Маринковича (р. 1913) и В. Десницы (1905-67).
Одновременно появился интерес к универсальным обществ, проблемам, к-рые
ставились в абстрактно-аллегорич. форме я решались не без влияния
экзистенциализма (А. Шолян, р. 1932; И. Сламниг, р. 1930; И. Кушан, р.
1933). В поэзии после непродолжит. периода"интимизма", культивировавшего
пейзажную и любовную лирику, распространились неоэкспрессио-нистич., сюрреалистич.
тенденции, "абстрактный интеллектуализм". Гуманис-тич. звучанием в эти
годы проникнута поэзия Паруна ("Коралл, возвращённый морю", 1959, и др.),
Витеза ("Доверие к жизни", 1957,"Как листья и трава", 1960), М. Славичека
(р. 1929), Н. Мили-чевича (р. 1922) и др.


В кон. 60-нач. 70-х гг. заметно расширилась
сфера социально-психологич. исследования обществ, проблематики} романы
С. Новака (р. 1924) "Запахи, золото и ладан" (1968), Франичевича-Плочара
"Мир" (1974) и "Водоворот" (1974) и др. Особое место занимает роман-эпопея
Крлежи "Знамёна" (т. 1-5, 1962-1968), в к-ром показаны личные судьбы героев
и события нац. истории, связанные с периодом 1-й мировой войны, революц.
движением и его влиянием на духовную жизнь страны. М. Матковвч (р. 1915)
стремится к решению острых мо-рально-этич. проблем совр. жизни ("Ярмарка
снов", 1959), обращаясь при этом и к мифологич. сюжетам, к образам и мотивам
антич. драмы (драматич. трилогия "Боги тоже страдают", 1962, и др.).


Для совр. лит. критики и литературоведения
X. характерно наличие разньш течений эстетич. мысли. Преимуществ, развитие
получили эссеистское рассмотрение лит. проблем (М. Маткович, Г. Крклец,
Ш. Вучетич) и историко-лит. анализ с особым вниманием к вопросам стиля,
связанным с лит. процессом в целом (И. Франгеш, А. Флакер, 3. Шкреб), а
также структуральное освещение проблем поэтики (Б. Донат, Т. Ладан). Теории
стиха и истории дубровницкой лит-ры поев, работы М. Франичевича, рус.-хорв.
лит. связям - И. Бадаличл.

Г. Я. Ильина.



Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное
искусство. В X. обнаружена неолитич. керамика с прямоугольными и криволинейными
геом. узорами (гравированными и расписными), отражающая центральноевроп.
и средиземноморские влияния. Сохранились остатки укреплённых поселений,
изделий из металла иллирийцев и кельтов, руины многочисл.
античных, гл. обр. римских, городов на побережье Адриатич. м. (Салона,
ныне Солин, Сполатум, ныне Сплит, Пола, ныне Пула, и др.) с остатками форумов,
триумфальных арок, храмов, амфитеатров, терм и вилл (в т. ч. дворец Диоклетиана
в Сплите, ок. 300


Римский саркофаг с изображением Ипполита
и Федры. Из Салоны. Мрамор. Археологический музей. Сплит.


Перистильный двор дворца Диоклетиана в
Сплите. Ок. 300. Храм Августа в Пуле. 1 в. н. э.


Трогире и др.). Их отличают тщательность
кладки, стройные пропорции, скупость резного декора (преобладающим является
мотив "плетёнки"). Строились также княжеские дворцы с небольшими капеллами
(в Биячах близ Сплита). В кон. 12 в. в X. из Сев. Италии и Центр. Европы
проник романский стиль. Наиболее широкое стр-во велось в богатых
торг, городах Далмации (Сплите, Порече, Трогире, Задаре), где сооружались
дома, здания гор. коммун, базиликальные церкви (св. Кршевана, 1175, и св.
Стошия, 1285,-обе в Задаре). Фасады церквей украшались рядами ложных аркад
и аркатур, придающих их облику ритмич. стройность и парадность. Как и в
Италии, близ церквей воздвигались многоярусные башни-ко юкольни. Романские
постройки в Ce X. (собор в Загребе, 13 в.) позже перестраивались. Высокого
расцвета достигла в Далмации в 13 в. романская скульптура (резные деревянные
двери собора в Сплите с рельефными многофигурными панно, включёнными в
богатый растит, и геом. орнамент, 1214, мастер Андрей Бувина). Рельефная
резьба портала собора в Трогире (1240, мастер Радован), включающая фигуры
святых, евангельские и наивно-выразит. жанровые сцены, носит отголоски
поздне-антич. иск-ва. Первые произв. хорв. живописи (фресковые росписи
в церкви св. Марии в Задаре, сакристии собора в Загребе, кон. 13 в.) отражают
воздействие визант. иск-ва.


В 13 в. в архитектуру X. проникло влияние
готики.
В
Далмации она не сложилась в целостную систему и проявилась гл. обр. в декоративном
убранстве зданий. Мотивы венецианского готич. иск-ва, отражающиеся в узорных
завершениях и обрамлениях окон и порталов, часто сосуществуют с романскими
чертами (материальной весомостью кладки, приземистостью пропорций). Готич.
постройки в Сев. X. тяготеют к центрально-европ. кругу. Здесь сооружались
3-неф-ные базиликальные, позже зальные церкви с крестовыми сводами и обширными
хорами (собор, 13-15 вв., и церковь св. Марка, 14-15 вв.,- в Загребе; обе
постройки обновлены в 17-19 вв.). В 15-16 вв. усиливается рост городов,
в связи с угрозой османского нашествия сооружаются новые кам. укрепления.
Города Адриатич. побережья сохранили унаследованный от античности регулярный
план. В Сев. X. города, выраставшие близ замков феодалов, имели иррегулярный
характер и скученную малоэтажную застройку.


Андрей Бувина. Двери собора в Сплите. 1214.
Фрагмент.


Собор в Загребе. 13 - 19 вв. Интерьер.


15 - нач. 16 вв.- период расцвета иск-ва
Дубровницкой
республики,
в к-ром совершался переход от готики к

Возрождению. Был сооружён гор.
ансамбль Дубровника, включающий наряду с мощными укреплениями и храмами
жилые и обществ, постройки, фонтаны-бассейны. Выделились крупные местные
архитекторы (Юрам Далма- н. э.). На терр. городов найдена первоклассная
антич. скульптура (саркофаги с рельефными многофигурными композициями,
статуи, рельефы), мозаики, сосуды и др. К 5-6 вв. относятся христ. базилики,
нередко украшенные мозаичными изображениями (в Порече, Салоне и др. городах),
к 6-7 вв.-произв. иск-ва аваров и древних славян (поясные
бляшки, фибулы, серьги со стилизованными растит, и зооморфными узорами).


Летний дворец Соркочевича в Дубровнике,
1518 - 20.


В период существования независимого хорватского
гос-ва (кон. 9-нач. 12 вв.) -воздвигались многообразные по формам кам.
церкви, отражающие как центральноевроп., так и визант. влияния (крестообразная
церковь в Нине, ротонда св. Доната в Задаре, базилики в Задаре, Никола
Флорентинец и др.), к-рые возводили постройки и в др. городах Далмации
(собор в Шибенике, 1431-1505, со стройным и величественным фасадом, расчленённым
пилястрами и завершённым трёхлопастным фронтоном). Ренессансные элементы
и формы (лоджии, галереи, колоннады, ордерные обрамления порталов) уживаются
в архитектуре Далмации с отд. декоративными мотивами готики. Высокого расцвета
достигла в Далмации ренессансная скульптура (индивидуально-выразительные
головы на вост. фасаде собора в Шибенике работы Юрая Далматинца, скульпт.
убранство капеллы Урсини в соборе в Трогире работы Николы Флорентинца,
А. Алеши, И. Дукновича) и станковая живопись (работы Н. Божидаревича, М.
Хамзича и др.). С кон. 16 в. иск-во Дубровника, утрачивавшего своё торг,
и политич. значение, постепенно приходит в упадок. В архитектуре Центр.
X. ренессансные формы не получили распространения. Черты Ренессанса здесь
проявлялись гл. обр. в редких образцах алтарной живописи, развивавшейся
под воздействием Юж. Германии и Нидерландов (триптих в сакристии собора
в Загребе). Своеобразная живописная школа сложилась на п-ове Истрия. Близкая
живописи Словении, она соединяет ренессансные тенденции с наивно-реалистич.
чертами (красочные, полные жизненной непосредственности многофигурные фресковые
росписи церкви в Бераме, 1474, живописец Винцент из Каствы).


В. Б е ц и ч. Портрет М. Кра-левипа. Современная
галерея. Загреб.


Замок в Велики-Таборе. 15 - 16 вв.


В 15-16 вв. в Сев. X. велось широкое стр-во
замков, обычно имевших план в виде неправильного многоугольника и массивные
стены с округлыми и прямоугольными приземистыми башнями (замок в Вараждине).
Во 2-й пол. 16-18 вв. стр-во на терр. X. резко сократилось в связи с османским
нашествием и постоянными австро-тур. войнами. Итал. и австр. зодчие принесли
в X. стиль барокко.
В сер. 17 - нач. 18 вв. были сооружены новые
укреплённые города (Карловац), храмы (св. Екатерины в Загребе, св. Марии
в Дубровнике). В 18 в. стиль барокко распространился и в светском зодчестве
(дворцы Оршич-Раухов в Загребе, Пататичей в Вараждине). Обычно 2-этажные,
с пластически выделенным центр, ризалитом барочные дворцы X. отличаются
относительной интимностью и сдержанностью облика. В кон. 17 - 18 вв. распространились
пышная алтарная скульптура и живопись в стиле барокко. Выделялись алтарные
образы Ф. Бенковича и Б. Бо-бича, иллюзионистич. фресковые росписи И. Рангера.
Расцвета достигли в 15-18 вв. резьба по дереву, художеств, ткачество, обработка
металла, мебельное произ-во.


В нач. 19 в. в X. появились здания в стиле
классицизма
(дворцы
арх. Б. Фелбингера в Загребе), не получ.ив-шем, однако, широкого распространения.
С развитием нац.-освободит. движения в сер. 19 в. оживилась художеств,
жизнь. В изобразит, иск-ве складывались светские жанры. В формировании
нац. школы живописи важную роль играло творчество живописца В. Караса,
автора наивно-непосредственных портретов и мифологич. композиций в духе
бидер-меиера.
Во
2-й пол. 19 в. развивалась ист. живопись на нац. темы, отмеченная чертами
академич. романтизма (работы Ф. Кикереза, В. Буковаца, Ц. Медови-ча).
Идеализированное изображение нар. быта характерно для творчества живописца
Н. Машича. Стремление к более непосредств. воссозданию натуры, колористич.
искания свойственны жанровым композициям и пейзажам М. К. Цричича.


Развитие промышленности во 2-й пол. 19
в. обусловило интенсивный рост городов, на окраинах к-рых появились р-ны
трущоб. В кон. 19 - нач. 20 вв. по единому плану было начато стр-во южных
р-нов Загреба (периметральная регулярная застройка с особняками и доходными
домами в духе эклектики). Гл. обр. иностр. архитекторами были сооружены
помпезные обществ, здания в духе неоренессанса и необарокко (Юго-славянская
академия наук и искусств в Загребе, 1879-80; театры в Загребе, Сплите,
Дубровнике и др.). В нач. 20 в. окрепли нац. кадры архитекторов, начала
складываться нац. архит. школа. Возникшие в 1920-е гг. тенденции неоклассики
(биржа в Загребе, 1923-27, арх. В. Ковачич) постепенно сменились принципами
функционализма
(камерные
по размерам дома, виллы и отели архитекторов С. Гомбоша, Д. Иблера и др.
в Загребе и Дубровнике). Однако новое жилищное стр-во велось гл. обр. в
Загребе. Остальные города X. до сер. 20 в. сохраняли скученную ср.-век.
застройку.


В нач. 20 в. в творчестве живописцев М.
Кралевича, И. Рачича, графика Т. Криэмана (портреты, жанровые сцены и пейзажи,
выполненные в обобщённой, драматически-выразит. манере) были заложены основы
хорватской школы живописи 20 в. Скульптуру, развивающуюся с кон. 19 в.
(портреты Р. Вальдеца, монументы Р. Франгеша-Михановича), подняло на новый
уровень творчество И. Мештровича. Он выполнял монументы, статуи, портреты,
отмеченные му-жеств. героикой и пафосом нац. утверждения, целостностью
стилизованных объёмов. Традициям Мештровича следовали А. Августинчич, Ф.
Кршинич, В. Радауш и др.


Образование в 1918 самостоят, гос-ва-Королевства
сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия) - способствовало подъёму
нац. культуры X. Усилился интерес художников к родной природе и нар. быту.
Живописцы "Группы трёх" (осн. в 1929; В. Бецич, Л. Бабич, И. Мише) сочетали
колористич. приёмы постимпрессионизма с поисками материальной пластичности
форм. Черты сезашшзма проявились в строгих, ритмически упорядоченных пейзажах
Дж. Тильяка, жанровых сценах М. Тар-тальи, натюрмортах М. Трепше. Красочные
нац. пейзажи и жанровые сцены в духе фовизма создавали О. Глиха
и И. Йоб. Обращение к крест, жизни, стремление возродить нар. иск-во характерно
для живописцев и графиков группы ч Земля" (осн. в 1929 К. Хегеду-шичем).
Созданная ими художеств, группа включала ряд талантливых крест, художников-примитивистов
(И. Генера-лич, М. Вириус, Ф. Мраз). Их работам на крест, темы свойственны
декоративная красочность, наивная поэтичность образов, черты гротеска,
а порой и ноты драматизма. В 1930-е гг. в обстановке обострения социальных
противоречий в стране в иск-ве X. сложилось социально-критич. направление
(рис. и гравюры примыкавших к группе "Земля" графиков О. Постружника, М.
Детони).


Ф. Мраз. "Пахарь". Акварель. 1932. Галерея
примитивистов. Загреб.


Мн. художники X., принявшие участие в Нар.-освободит,
воине в Югославии 1941-45, оставили выразит, зарисовки. После утверждения
в Югославии нар. строя (1945) стр-во переводится на индустриальную основу.
Начинается сооружение пром. предприятий, новых жилых р-нов, создаются планы
реконструкции городов. Для совр. архитектуры X. характерны творческое развитие
традиций функционализма, тяготение к строгости и отточенности форм, использованию
выразит, возможностей совр. строит, материалов. При реконструкции древних
городов любовно сохраняется их историч. облик, но улучшается благоустройство
(Дубровник, Трогир). В ряде случаев близ историч. ансамблей возводятся
совр. многоэтажные здания, к-рые вносят дополнит, акценты в сложившуюся
гор. панораму (Сплит, Шибеник, Пула). Новые жилые р-ны обычно возводятся
на окраинах городов. Для них характерна гибкость пространств, организации,
сочетание вертикальных и горизонтальных объёмов (р-н Турнич в Риеке, р-ны
Трнско и Сопот в Загребе и др.).


О. Постружник. 3 листа из цикла "Линогравюры".
1934.


Обществ, постройки отличает выразит, сопоставление
компактных объёмов, контраст целостных поверхностей бетона с деталями из
алюминия и стекла (научный центр "Руджер Бошкович", 1950-65, арх. К. Ост-рогович,
аэропорт, 1965-1967, арх. И. Ухлик, -оба в Загребе; отель "Марьян", 1965,
арх. Л. Перкович, универмаг "Прима", 1960-е гг., арх. А. Шатара,- оба в
Сплите, и др.). Совр. постройки органически вписываются в природную среду
(ниспадающее по рельефу ступенчатое здание отеля "Палас" в Дубровнике,
1973, арх. А. Чичин-Шаин, 3. Винцек).


В изобразит, иск-ве нар. X. получают развитие
прогрессивные нац. художеств, традиции. Исполненные мужеств. героики и
драматизма монументы и станковые композиции, поев. нар.-освободит, борьбе,
создают скульпторы


А. Августин-ч и ч. "Переноска раненого
партизана". Гипс. 1946. Современная галерея. Загреб.


А. Авгус-тинчич, Ф. Кршинич, графики и
живописцы М. Детони, Ф. Мраз, 3. Прица. Правдивые, пластически-выразит.
портреты и поэтически-обобщённые образы женщин и детей выполняют скульпторы
П. Перич, В. Радауш. Новое развитие получает живопись примитивистов. С
кон. 1950-х гг. усиливается воздействие модернистских течений Запада. К
абстракционизму
обращаются
живописцы


Башенные дома в районе Южного Загреба.
Конец 1960-х гг.


Э. Муртич, И. Войводич и др. Черты сюрреализма
появляются
в ряде работ К. Хегедушича, в проникнутых болезненно-мистическим началом
композициях М. Станчича. В творчестве ряда скульпторов преобладают формальные,
абстрактно-фактурные искания (работы В. Ба-кича, Д. Джамони и других).
С конца 1960-х гг. композиции на фольклорные мотивы создают Е. Прица и
др. В развитии декоративно-прикладного иск-ва X. в 20 в. большую роль сыграли
керамика X. Юхна, изделия из кованого железа Ц. Печара, резьба по дереву
С. Сабляка, художеств, ткани Д. Брёс-лер и М. Ковачевич.


Илл. см. на вклейках, табл. XXII, XXIII
(стр. 384-385).



Музыка. В муз. культуре X. важное
место занимает нар. иск-во, зародившееся в обрядах древних слав, племён,
поселившихся на Балканах в 6-7 вв. Сохранились ритуальные, эпич., плясовые,
лирич. и др. нар. песни, имеющие областные различия, связанные с итал.,
венг. и др. влияниями (в зависимости от географич. положения р-нов). Для
нар. песен характерны 7-ступенные натуральные лады, иногда пентатоника
и
ладовая переменность, синкопы, переменные размеры. Первые образцы
проф. музыки - культовые произв. (10 в.), созданные в монастырях Далмации.
Связанная с Италией и не испытавшая османского ига (подобно др. областям
X.), Далмация с 16 в. была средоточием муз. жизни, особенно развитой в
Дубровнике (см. Дубровницкая республика), где ставились пасторали,
драматич. игры с пением, пьесы с муз. номерами. Среди далматинских композиторов
-А. Патриций, Ю. Скьяветич, В. Елич; выделялась деятельность И. Лукачича
(сохранился его сборник мотетов "Священные песнопения", изданный в 1620
в Венеции). В 18 в. музыканты X. были известны за пределами страны, в т.
ч. Н. Стьепан (по прозванию Спадина), скрипач-виртуоз, автор сочинений
для скрипки И. М. Ярнович, концертировавший в европ. странах (жил в Англии,
России), Ю. Баямонти, Л. и А. Соркочевичи. В 30-40-е гг. 19 в. в период
т. н. иллиризма, вызванного обществ.-политич. и культурным подъёмом,
центр музыкальной жизни переместился на север X., в Загреб. В 1827 здесь
создано первое в X. муз. об-во "Музикферайн" (позднее и ныне "Хрватски
глазбени завод") с муз. школой (осн. в 1829) и оркестром. Возникли певческие
об-ва, в т. ч. Народное иллирийское хоровое об-во (1839). Пробудился интерес
к нар. творчеству и нац. истории, развернулась муз.-просветительная работа
(гл. обр. через хоровые об-ва). Ф. Ливадич, Ф. Покоряй и др. музыканты
писали массовые патриотич. песни, марши. В1834 построено спец. театр, здание
(позднее назв. Хорв. нац. театр), где выступали итал. оперные труппы. Первый
хорватский нац. муз. спектакль - героич. зингшпиль "Юран и Софья" И. Кукулевича-Сакцинского
с музыкой Ливадича (пост. 1840). Основу хорв. муз. иск-ва заложил В. Лисинский
- автор опер "Любовь и злоба" (пост. 1846) и "Порин" (1851, пост. 1897),
оркестровых, хоровых, фп. и др. соч. После подавления революционных выступлений
1848-1849 австр. власти закрыли некоторые хоровые об-ва, развитие нац.
хорватского музыкального иск-ва тормозилось насильственной германизацией.
Лишь в нач. 60-х гг. возобновляют работу хоровые об-ва, возникают новые
объединения в разных городах ("Зора" в Карловаце, "Коло" и "Венец" в Загребе
и др.). В кон. 19 в. появились также рабочие хоровые об-ва ("Свобода",
"Слога" и др.). Большой вклад в муз. культуру X. внёс Ф. Кухач, заложивший
основы югосл. фольклористики. В 1878-81 он опубликовал 4 сб-ка южнослав.
нар. песен; ему принадлежит и ряд музыковедч. работ, поев. нац. музыке.
Для развития хорв. музыки последней трети 19 в. важное значение имела деятельность
дирижёра и композитора И. Зайца - основателя (1870) и руководителя оперной
труппы Хорв. нац. театра (он был также преподавателем и руководителем муз.
школы, до 1908). В этом театре ставились многие произведения классич. и
совр. оперного репертуара, муз.-сценич. сочинения хорв. композиторов, в
т. ч. оперы и оперетты Зайца (выделялась его нац.-патриотическая опера
"Никола Шубич Зриньский", 1876). Расцвет оперного театра (90-е гг.) связан
с деятельностью дирижёра Н. Фаллера. В 1909 была создана постоянная оперная
труппа; её солисты - 1-1. Строцци, И. Крижай, М. Вушкович. Мн. хорв. певцы
кон. 19 - нач. 20 вв. завоевали известность за рубежом, в т. ч. М. Ма-лингер,
М. Трнина, позднее С. Юринац. В нач. 20 в. хорв. композиторы продолжали
развивать оперный жанр (оперы "Огонь" Б. Берсы и "Возвращение" И. Хатце
не свободны ещё от влияния итал. веризма). Лишь после образования
1 дек. 1918 единого гос-ва - Королевства сербов, хорватов и словенцев (с
1929-Югославия) утвердилась хорв. цац. композиторская школа. Её формированию
способствовало развитие муз. образования. Консерватория (так называлась
с 1916 муз. школа при муз. об-ве "Хрватски глазбени завод") стала в 1920
государственной, в 1922 превращена в Муз. академию. Открылись средние муз.
школы - в Загребе ("Лисинский", 1927) и в др. городах. Организованы Загребский
струнный квартет (1919), Загребская филармония (1920) с симф. оркестром,
любит, оркестр "Меркур" (1929), работали оркестры при "Хрватски глазбени
завод", а также при Муз. академии. С кон. 30-х гг. выступал Загребский
камерный оркестр; работали Загребский струнный квартет, "Загребские мадригалисты"
и мн. хоровые оо-ва. Выходили муз. журналы: "Музыкальное обозрение", "Музыкант"
и др. В 20-30-е гг. выдвинулись композиторы, писавшие муз.-сценич., симфоническую
и камерно-инструментальную музыку, в их числе К. Бара-нович (дирижёр и
в 1929-40 руководитель Хорватского нац. театра; комич. опера "Стрижено-кошено",
1932, и др.; балет "Пряниччое сердце", 1935), Я. Го-товац (опера "Эро с
того света", 1935, и др.), И. Славенский (с 1924 работал в Белграде; гл.
обр. симф. и камерно-инструм. соч.), Б. Берса (симф. поэмы), А. Добронич
(лирич. опера "Равноденствие", 1938, и др.), Ф. Лхотка и др. Важное значение
имела музыковедческая и публицистическая деятельность П. Марковаца, который
впервые в X. в работах о музыке опирался на марксистский метод исследования.
В годы Нар.-освободительной войны в Югославии 1941-45 получили распространение
массовые патриотич. партизанские, антифашистские песни И. Тьярдовича, Н.
Херцигони, С. Златича и др. компо-зиторов - участников войны или членов
подпольных организаций. После провозглашения ФНРЮ (1945, с 1963-СФРЮ) начался
подъём хорв. муз. культуры. Созданы многие муз. уч. заведения, организации,
муз., в т. ч. самодеятельные, коллективы: хоровые об-ва "Братство и единство"
в Загребе, "Единство" в Сплите, ансамбль нар. песни и танца "Ладо" в Загребе
и др. Проводятся муз. фестивали, в т. ч. междунар.-т. н. летние игры в
Дубровнике (с 1950) и Сплите (с 1954), "Загребский биенналле" (с 1961)
и др. Среди композиторов 40-50-х гг.- И. Брканович, Б. Папандопуло, Б.
Бьелинский, С. Шулек, Н. Девчич; новые течения зап.-европ. музыки отразились
в творчестве И. Малеца, М. Келемена, Б. Сакача, Л. Жупановича и др. В 60-70-х
гг. в Социалистич. Республике X. выдвинулись композиторы С. Хорват, Р.
Радица, Д. Детони; пианисты И. Мачек, Ю. Мураи; скрипачи И. Озим, И. Клима;
певцы Д. Илич, М. Радев, В. Руждьяк, Т. Нералич.

Е. И. Гордина.


Драматический театр. Элементы сце-нич.
действия содержались в обрядах (коляды, додолы и др.) слав, племён, переселившихся
на Балканы в 6-7 вв. На о. Хвар, в гг. Сплит и Задар в 14-15 вв. начал
формироваться церк. театр. В 16-17 вв. бурного расцвета достиг любительский
театр в Дубровнике (см. Дубровницкая республика), появились проф.
труппы в городах Далмации, разыгрывавшие пасторали, комедии, фарсы, написанные
местными авторами. В 17-18 вв. получил развитие школьный театр с репертуаром,
включавшим пьесы на историч. и библейские сюжеты (-"Никола Зриньски", 1749).
В конце 18 -1-й четв. 19 вв. часто ставилась переводная драматургия (А.
Коцебу, А. В. Иффланд и др.). В нач. 19 в. исполнялись комедии хорв. драматурга
Т. Брезовачки ("Матвей-чародей", -"Диоген, или Слуга двух исчезнувших братьев",
обе в 1804). В 1797-1834 в Загребе функционировал первый постоянный "Театр
Амадея", где в драматич., оперных и балетных спектаклях выступали нем.
актёры. В 1834 был построен т. н. Театр на Марковой площади ("Старый театр"),
в к-ром разыгрывались на нем. яз. пьесы на сюжеты из хорв. истории, в антрактах
исполнялись стихи хорв. поэтов на родном яз., нар. песни (будницы). В 1840-42
здесь выступала труппа любительского серб, передвижного театра из Нови-Сада,
исполнявшая историч. драмы И. Стерии-Поповича, а также хорв. литератора
и историка И. Кукулевича-Сакцинского. Её спектакли способствовали становлению
проф. мастерства хорв. актёров. В 50-60-е гг. по инициативе патриотически
настроенных деятелей культуры в "Старом театре" ставились спектакли на
хорв. яз. В 1861 театр получил гос. субсидию и стал именоваться Национальным,
его руководители Д. Деметер и И. Фрейденрейх включили в репертуар произв.
драматургов хорв. нац. Возрождения. Ставились историко-патриотич. романтич.
трагедии "Тевта" Д. Де-метера (1864), "Король-мужик" М. Бо-твича (1873),
комедии на бытовые темы Йемчича, Фрейденрейха, Томича ("Свадебные предложения",
1873), пьесы У. Шекспира, Ф. Шиллера, Мольера, В. Сарду, Э. Лабиша. В составе
труппы были актёры А. Мандрович, Д. и И. Фрейденрейх, М. Ружичка-Строцци,


А. Фиян. В 1896-98 работала первая актёрская
школа. В кон. 19 - нач. 20 вв. в театре шли произв. Г. Гауптма-на, Г. Ибсена,
Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького.
С 1895 Нац. театр давал представления в новом здании. Репертуар обновился
пьесами И. Войновича ("Буря равноденствия", 1895, "Дубровницкая трилогия",
1903), получила распространение натуралистич. драма (С. Туцич, И. Косор).


На рубеже 19-20 вв. в актёрском иск-ве
проявилось стремление к реалистическому раскрытию сценич. образа; этим
методом владели М. Димитриевич, И. Борштник, Н. Вавра и др. В 20-30-е гг.
в труппе были актёры X. Нучич, Т. Строцци, Э. Хафнер, И. Папич, И. Павич,
режиссёры Б. Гавелла, А. Верли, художники Л. Бабич, В. Жед-ринский
и др. В репертуаре - Шекспир, Мольер, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой,
Горький, Б. Шоу, К. Чапек; отечественная драматургия - М. Држич, Б. Нушич,
Б. Крефт. Значительной для хорватского и всего югосл. театра была деятельность
реж. Гавеллы, к-рый утверждал реалистич. принципы актёрской игры. Он же
ввёл прогрессивный и революц. репертуар (М. Крлежа, И. Цанкар). После 1945
возобновилась деятельность Нац. театра. В драматич. труппу вошли М. Црнобори,
М. Ступица, М. Фотез. Начали работать вновь организованные театры (Драматич.
театр им. Гавеллы, детские и кукольные). В сер. 70-х гг. ведущие деятели
Нац. театра: режиссёры - К. Спаич, Г. Па-ро; актёры - Б. Кралева, В. Драх,
Т. Лонца, М. Зупан, Н. Рошич, Б. Бу-занчич, Коралька Хрс. Репертуар составляет
югосл. и зарубежная классика, совр. хорватская, а также европ. и амер.
драматургия.


С 1950 в Загребе существует Академия театра,
музыки, кино и телевидения. В 1943 создан Ин-т литературы и театра при
Югославянской академии наук и иск-в в Загребе. С 1975 издаётся журнал "Kronika",
где печатаются материалы о хорв. театре. Н. М. Вагапова. Лит.: История
Югославии, т. 1-2, М., 1963; Яги ч В. В., Закон Винодольский, СПБ, 1880;
Греков Б. Д., Виводольский статут об общественном и политическом строе
Винодола, М.-Л., 1948; е г о ж е, Полица. Опыт изучения общественных отношений
в Полице XV-XVII вв., М., 1951; Б р о м-л е и Ю. В., Становление феодализма
в Хорватии, М., 1964; Фрейдзон В. И., Борьба хорватского народа за национальную
свободу. Подъем освободит, движения в 1859-1875 гг., М., 1970; Чулинович
Ф., Крестьянские восстания в Хорватии, пер. с сер-бо-хорв., М., 1959; К
l a i с V., Povijest hrva-ta. sv. 1-6, Zagreb, 1899-1920; S i s i с F.,
Pregled povijesti hrvatskoga naroda, 3 izd., Zagreb, 1962; Socijalisticka
Republika Hrva-tska, Beograd, 1966; Кравцов Н. И., Основные тенденции в
развитии хорватской литературы кон. XIX - нач. XX века, в кн.; Славянская
филология, в. 7, М., 1968; Зарубежные славянские литературы XX в., М.,
1970; Литература славянских и балканских народов конца XIX - нач. XX веков,
М., 1976; Б а д а л и ч И., Русские писатели в Югославии, пер. с хорват.,
М., 1966; Ваг а с A., Hrvatska knjizevnost..., t. 1-2, Zagreb, 1954-60;
V u с е t i с S., Hrvatska knjizevnost 1914 - 1941, Zagreb, 1960; К о m-b
о 1 M., Povijest hrvatske knjizevnosti do narodnog Preporoda, 2 izd., Zagreb,
1961; Panorama hrvatske knjizevnosti XX stoljeca, Zagreb, 1965; F 1 a k
е г A., Knjizevne poredbe, Zagreb, 1968; M.arkovic S., Knjizevni pokreti
i tokovi izmedu dva svet-ska rata, Beograd, 1970; Плавшич Д.,


Искусство в Хорватии, "Искусство и художественная
промышленность", 1900, № 17; Венедиктов А., Италия и Далмация, "Вестник
истории мировой культуры", 1959, № 1; Алешина Л. С., Яворская Н. В., Искусство
Югославии, М., 1966; Народные мастера Югославии. Югославские примитивисты.
Каталог выставки, Ер., 1973; Белоусов В. Н., Современная архитектура Югославии,
М., 1973; Ivekovic С., Dalmatiens Architektur und Plastik, Bd 1 -[6],Wien,
1910-27; Kowalczyk G., Denk-maler der Kunst in Dalmatien, v. 1-2, В., 1910;
В а Ь i с L j., Umjetnost kod Hrvata u XIX stoljecu, Zagreb, 1934; Pola
vijeka Hrvatske Umjetnosti. Izlozba, Zagreb, 1939; Spo-menici u Hrvatskoj,
Zagreb, 1956; К о р a h В., Градителска школа FIoMopja, Београд, 1965;
Р е i с М., Hrvatski slikari i kipari..., Osijek, 1969; Ямпольский _И.,
Музыка Югославии, М., 1958; К u h а с F., Opis i poviest narodnih glasbala,
kn. 1-3, Zagreb, 1877-1882; S i r о l а В., Pregled povijesti hrvatske
muzike, Zagreb, 1922; 2 g a n е с V., Narodne popijevke hrvatskog Zagorja,
[t. 1-2], Zagreb, 1950; Kovacevic K., The history of Croatian music of
the 20 century, Zagreb, 1967; Вагапова Н., Театр народов Югославии. Драматургия,
в кн.: История зарубежного театра, ч. 2, М., 1972; Солнцева Л., Театр народов
Югославии, в кн.: История западноевропейского театра, т. 6, М., 1974; Гавелла
Б., Драма и театр, пер. с хорв.-серб., М., 1976; С i n d г i с P., Hrvatski
i srpski teater, Zagreb, 1960.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я