ХОФТ

ХОФТ (Hooft) Питер Корнелис (16.
3.1581, Амстердам, - 21.5. 1647, Гаага), нидерландский писатель. В 1598-1601
учился во Франции и Италии. В 1606-07 изучал право в Лейденском ун-те.
С 1609 бургомистр г. Мейдена. Возглавлял т. н. Мейденский кружок, сыгравший
важную роль в развитии гуманистич. мысли и в подъёме нац. культуры. Участвовал
в деятельности редерейкеров (см. Нидерланды, раздел Литература).
Решающее влияние на efo мировоззрение оказали античность и итал. Возрождение.
Пьесы X. "Ахилл и Поликсена", "Тезей и Ариадна" (изд. 1614) подготовили
почву для утверждения классицизма в нидерл. драматургии. В трагедиях на
сюжеты из нац. истории "Герард ван Велзен" (1613) и "Бато, или Происхождение
голландцев" (изд. 1626) воплотились патрицианские политич. идеалы X. Его
пастораль "Гранида" (1615) - образец этого жанра в нидерл. лит-ре. Бытовая
комедия "Глупец" (1616) - оригинальная переработка комедии Плавта.


Как поэт X. усовершенствовал форму сонета
(сб. "Эмблемы любви", 1611).


В последние десятилетия жизни писал ист.
прозу, избрав образцом сочинения Тацита, к-рые переводил на нидерл. яз.
Крупнейшее произв. X. "Нидерландские истории" (кн. 1-20, 1642, ноли. изд.
1656) охватывает историю нидерл. провинций 1555-87. Восхваляя Вильгельма
Оранского, X. в то же время показал роль народа в революц. событиях. Историко-лит.
интерес представляет эпистолярное наследие X.


Соч.: Gedichten, dl 1-2, Amst., 1899-1900;
Nederlandsche Historien in het kort, Amst., 1947.


Лит.: Romein-Verschoor A., P. C.
Hooft, Amst., 1947; Т г i с h t H. W. van, P. C. Hooft, Arnhem, 1951; S
m i t W. A. P., Hooft en Dia, Amst., 1968; Bra chin P., Hooftiana, "Etudes
germaniques", P., 1968, Jvfe 3, p. 507 - 13. В. В. Данчев.



XOX, Xoox (de Hooch, de Hoogh) Питер
де (крещён 20.12. 1629, Роттердам, -ок. 1685, Амстердам), голландский живописец.
Учился у К. Берхема в Харлеме (ок. 1646-49). С 1654 работал в Делф-те (мастер
с 1655), с 1660-х гг. - в Амстердаме. Испытал влияние харлем-ских жанристов
круга Ф. Халса, позднее - Я. Вермера и К. Фабрициуса.
Изображал
сцены бюргерского быта (преим. хлопоты хозяйки дома), добиваясь особой
поэтич. одухотворённости в изображении домашней среды, наполненных солнечным
светом интерьеров и двориков ("Дворик", илл. см. т. 17, табл. XXXVI, стр.
584-585; "Пряха", ок. 1658, Бакингемский дворец, Лондон; "Хозяйка и служанка",
Эрмитаж, Ленинград; "Мать у колыбели", Карт, гал., Берлин-Далем, оба ок.
1660, и др.). В колорите зрелых произв. X. преобладают тёплые золотистые
тона, обогащённые пятнами чистого цвета. В позднем творчестве X. нарастает
стремление к внеш. эффектности образов.


Илл. см. на вклейке стр. 352-353.


Лит.: Ц ы р л и н И., Питер де Xoox,
M., 1955; Т h i e n e n F. van, Pieter de Hoogh, Amst., [1945].




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я