ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ направление
обществ, мысли, стремящееся придать христ. религии социалистич. окраску.
Возник в 30-40-х гг. 19 в. как разновидность феодального социализма.
С
самого начала X. с. отличался разнообразием форм в разных странах
и у различных его представителей [Ф. Ламенне (Франция), Ф. Д. Морис,
Ч. Кингсли (Великобритания), Ф. Баадер, И. Хубер, В. Э. Кеттелер
(Германия) и др.]. Так, если Ламенне придерживался демократических убеждений,
то взгляды епископа Кеттеле-ра, напр., были крайне консервативны. Многие
деятели X. с. стремились и стремятся избавить эксплуатируемых от их бедствий,
подневольного состояния, но указывают при этом нереальные пути и средства
(партнёрство классов, нравст-венно-религ. самосовершенствование). В ходе
своей эволюции X. с. сформировался в одну из осн. разновидностей бурж.
идеологии, противостоящей науч. социализму и рабочему революц. движению.


Особую роль в попытке придать христ. религии
новую социальную окраску и приспособить её к совр. ист. условиям играют
католич. церковь и выступающие под флагом католицизма христ.-демокра-тич.
партии, профсоюзы и др. светские католич. организации, программные документы
к-рых включают в себя мн. положения X. с. Модернизация социальной программы
церкви (пасторская конституция "О церкви в современном мире", принятая
2-м Ватиканским собором, 1962-65; энциклика Павла VI -"Рорulorum progressio",
1967), признание необходимости осуществить ряд социальных реформ представляют
собой попытку дать альтернативу коммунистич. программе преобразования мира,
отколоть от коммунистич. партий часть их сторонников. Вместе с тем идеи
X. с. в трансформированном виде присущи миллионным массам верующих, к-рые
в совр. условиях всё активнее участвуют в общедемокра-тич., особенно в
антивоен. и классовых, движениях, и к-рые облекают свои стремления к социальному
благоденствию, миру, социализму в религ. формы.


В условиях прогрессирующей дехристи-анизации
широких слоев католич. населения, роста их самосознания и популярности
идей науч. социализма идеологи X. с. вынуждены критически оценивать мн.
стороны капиталистич. действительности. Однако они выступают в конечном
итоге как социал-реформисты, ратующие за совершенствование бурж. обществ,
отношений.


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
2 изд., т. 4, с. 59; Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 142-43,
т. 20, с. 103; Левада КХ А., Современное христианство и социальный прогресс,
М., 1962; Андреев М. В., Католицизм и проблемы современного рабочего и
национально-освободительного движения, М., 1968; Шеинман М. М., Христианский
социализм, М., 1969; Великович Л. Н.капиталистическом обществе, М., 1970; Григулевич И. Г., Мятежная церковь
в Латинской Америке, М., 1972; Ковальский Н. А., Католицизм и мировое социальное
развитие, М., 1974; Joly H., Le-socialisme chretien, P., 1892; Daujat J.,
Catholicisme et socialisme. Textes pontificaux et commentaires, [3 ed.],
P., 1951; уaussard M-, Histoire de la democratic chretienne.


v. 1-2, P., 1956; Fogarty M., Christian
democracy in Western Europe. 1820-1953, L., 1957; Poulain J.-C., L'Eglise
et la classe ouvriere, P., 1961; Daim W., Chris-tentum und Revolution,
Munch., 1967; The church amid revolution, ed. by H. G. Cox, N. Y., 1967.
M.
В. Андреев.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я