ХРОНИКА

ХРОНИКА (греч. chronika - летопись,
от chronikos - относящийся ко времени, к летосчислению, chronos - время),
лит. жанр, содержащий изложение исторически достопамятных событий в их
временной последовательности. В центре X.- время как субъект ист. процесса.
Если в дневнике на первый план выступает личность автора, а в ист.
романе -личность героя, то в X. организующей силой сюжета предстаёт сам
необратимый и всеподчиняющий ход времени, к-рому подвластны действия и
судьбы персонажей.


Художеств, использование ист. хроник
(напр.,
"Хроник..." Р. Холиншеда в драмах У. Шекспира) начинается в эпоху
Возрождения в связи с постановкой проблемы "человек перед лицом времени"
(понятие "время" приходит на смену антич. року и ср.-век. богу- такое же
сверхличное и всемогущее, но уже посюстороннее, земное). На почве ро-мантич.
представления о "духе времени", об индивидуальности каждой эпохи возникают
романтич. хроники П. Ме-риме, А. де Виньи. Замкнутое, "остановившееся"
время - предмет семейной и усадебной реалистич. X. (С. Т. Аксаков, Н. С.
Лесков). Для романа насовр. темы источником сюжетов и повествоват. техники
выступает газетная X. в её принципиальной незавершённости (ср. образ хроникёра
в романах Ф. М. Достоевского). Метод старой, "ист."Х. теперь пародируется
для сатирич. развенчания застойного быта, механич. времени, отчуждённого
от жизни и гнетущего её ("История одного города" М. Щедрина). В 20 в. усиление
хроникального начала связано с эволюцией эпич. манеры ["Жизнь Клима Самгина.
(Сорок лет)" М. Горького] и тяготением лит-ры к документальности (романы
X. Дж. Дос Пассоса, Н. Мейлера). Если X. сравнительно редка как самостоят,
жанр, то внутри мн. произв. она образует систему включения ист. времени
в художеств, сюжет.


Лит.: Г р о с с м а н Л. П., Н.
С. Лесков, М., 1945; Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, 2
изд., Л., 1971; П и н-с к и и Л. Е., Шекспир, М., 1971.


М. Н. Эпштейн.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я