ХРОНИКИ

ХРОНИКИ наиболее распространённый
тип произведений ср.-век. европ. историографии. X. не имели принципиальных
отличий от других типов ист. сочинений - анналов и т. н. историй
(весьма употребительны были "смешанные" назв.-"Хроника, или Анналы", "Хроника,
или История"). Поэтому в совр. ист. лит-ре назв. "X." нередко употребляется
в расширит, смысле-применительно ко всем без исключения произв. ср.-век.
историографии.


Собственно X. назывались обычно ист. сочинения,
к-рые, в отличие от анналов, содержали более подробное и связное изложение
событий, но уступали историям в степени авторской систематизации и осмысления
материала. Метод ологич. основу X., как и др. жанров феод.-церк. историографии
и агиографии, вплоть до эпохи Возрождения (а в ряде стран до 18 в.) составляла
теологич. концепция истории, выдвинутая в нач. 5 в. Августином и
истолкованная в 13 в. Фомой Аквинским в чисто феод. духе. В ср.-век.
X. отсутствовало развитое понятие причинно-следств. отношений, место к-рого
занимает идея провиденциализма. Политич. события рассматривались
как проявление извечной борьбы бога и дьявола, неба и ада, добра и зла.
Провиденциализм обусловил и такие характерные черты X., как отсутствие
объективного критерия истины, не-критич. отношение к источнику, вера в
чудеса и знамения. Нередки в X. и моменты прямой фальсификации (напр.,
ради обоснования древности тех или иных привилегий, предоставленных монастырю,
церкви, епископству). В раннее средневековье особенно популярны были т.
н. всемирные, или универсальные, X. (chronica mundi, chro-nicon universale).
Изложение событий во "всемирных" X. начиналось, как правило, от "сотворения
мира" (причём весь материал, относящийся к событиям до времени жизни хрониста,
заимствовался из одной или нескольких более ранних X.), включало события
настоящего и завершалось "повествованием" о будущем человечества, истолкованном
в духе христианской эсхатологии. К числу наиболее известных "всемирных"
X. относятся "Большая хроника" Исидора Севилъского (7 в.), "Хроника"
Оттона
Фрейэингенского
(12 в.) и др. До 13 в. центрами хронистики были монастыри.
X. писались, как правило, на лат. яз. (исключение составляет "Англо-саксонская
хроника", записанная на англосакс, яз.). По мере образования нац. государств
стали возникать, получая всё большее распространение, национальные X.,
посвящённые истории одной страны и написанные на нац. языках. С 13 в. создаются
(на лат. яз.) значит, своды X., отразившие начальный этап становления нац.
гос-в: "Большие французские хроники" (13-15 вв.), хроника Матвея
Парижского
(13 в.) в Англии, "Всеобщая испанская хроника" (13-14 вв.)
и др. В 13-14 вв. наряду с монастырскими получают развитие рыцарские ("Хроника"
Ж. Фруассара, 14 в., и др.) и городские X. (хроники Дино Компаньи
и Дж. Виллани во Флоренции, 14 в.; любекская хроника Детмара и И.
Герца, 14-15 вв.; X. аугсбургского купца Б. Цинка, 15 в., и др.). Оставаясь
в целом на почве феод, историографии, гор. X. носили, однако, в большей
степени светский характер; им свойственны нек-рые антифеод, тенденции -
следствие длительной борьбы городов с сеньорами. Как церк.-феодальным,
так и гор. X. присущи ярко выраженные классовые черты: первые защищали
господство духовных и светских феодалов, вторые -интересы патрициата и
богатого купечества.


Являясь памятниками ср.-век. историографии,
многие X. вместе с тем, несмотря на специфику их методологии и методов
работы хрониста, служат важнейшим источником изучения политич. истории,
а также истории быта, нравов, материальной и духовной культуры (хроники
Ордерика Виталия, 12 в.; францисканца Салимбене, 13в.; франц. "Хроника
первых четырех Валуа", 14 в., и др.). Гор. X., как правило, превосходят
монастырские и рыцарские наличием данных экономич. характера, тогда как
последние (особенно рыцарские) содержат больше сведений по истории дипломатии
и войн. Значит, интерес представляют иллюстрированные X. Миниатюры ср.-век.
X. являются не только своеобразным ист. источником, но и памятником искусства
(широкую известность получили относящиеся к 15 в. миниатюры "Больших франц.
хроник").


С началом эпохи Возрождения происходит
постепенный упадок хронистики, что отразило общий идейно-методологич. кризис
ср.-век. историографии. Историки-гуманисты отвергли теологич. трактовку
истории и выдвинули в качестве важнейшей задачи ист. сочинений установление
естеств. причин ист. событий. Появление в этот период последних крупных
сводов X. (т. н. "Хроники" Р. Хо-линшеда в Англии и др.) во многом
связано с повышением обществ, интереса к истории, вызванным распространением
идей Возрождения и Реформации, а сами X. в той или иной форме отразили
влияние этих идей.


Особую обширную группу составляют византийские
X.-"всемирные" и посвящённые истории империи (см. в ст. Византия. Византийская
культура, Историческая наука). В Др. Руси (и ряде др. славянских стран)
ист. произведения, соответствующие X., носили назв. летописей (летописцев)
и хронографов.


Назв. "X." закрепилось в европ. науке также
за многими произв. ср.-век. историографии стран Востока.


Лит.: Косминский Е. А., Историография
средних веков, [М.], 1963; В а и н ш-тейн О. Л., Западноевропейская средневековая
историография, М. - Л., 1964; Люблинская А. Д., Источниковедение истории
средних веков, Л., 1955; W a t t e п bach W., Das Schriftwesen im Mittelalter,
4 Aufl., Graz, 1958; Lorenz p., Deutsch-lands Geschichtsquellen im Mittelalter,
3. Aufl., Bd 1 - 2, В., 1886-87; Brine ken A. D. v о n, Studien zur lateinischen
Welt-chronistik..., Diiss., 1957; Grundmann H., Geschichtsschreibung im
Mittelalter, Got-tingen, [1965]; Poole R. L., Chronicles and annals, Oxf.,
1926. О. Л. Вайнштейн.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я