ХРОНОМЕТР

ХРОНОМЕТР (от хроно... и
...метр),
высокоточные
переносные часы, имеющие аттестат испытательной лаборатории (напр.,
астрономич. обсерватории) и применяемые для хранения времени (напр., времени
начального меридиана, что необходимо при определении геогр. долготы в навигации,
геодезии и др.). X., наряду с секстантом,
является осн. навигац.
прибором. Первыми появились морские X., потребность в к-рых возникла в
16-17 вв. в связи с развитием мореплавания и навигации. Маятниковые часы,
отличающиеся высокой точностью в стационарных условиях, оказались непригодными
для мореплавания, т. к. сотрясения и качка, испытываемые кораблём в открытом
море, нарушали их ход. Многочисленные попытки X. Гюйгенса
и др.
учёных приспособить маятниковые часы для работы в морских условиях не принесли
желаемого результата, М. В. Ломоносов одним из первых обосновал
непригодность маятника для морского X.; он рекомендовал применять в X.
балансовый регулятор и разработал часовой механизм с четырёхпру-жинным
двигателем для выравнивания момента, сообщаемого балансу. Первый пригодный
для практич. пользования морской X. был создан англ, механиком Дж. Харрисоном
в середине 18 в. на основе часов с балансовым регулятором. Тем самым Харрисон
доказал возможность создания морского X., однако предложенная им конструкция
X. в дальнейшем не получила распространения. К кон. 18 - нач. 19 вв. механич.
морские X. получили специфическое (по сравнению с обычными часами) конструктивное
оформление, к-рое без существ, изменений сохранилось до 70-х гг. 20 в.
Они имеют хронометровый спуск, к-рый, в отличие от анкерного, сообщает
балансу не два, а один импульс за период колебаний, что обеспечивает изохронность
колебаний
баланса и более высокую точность хода X. Баланс сопрягается
с цилиндрич. спиралью и имеет биметаллич. разрезной обод, к-рый позволяет
при изменении темп-ры сохранять постоянным период колебаний баланса. Спец.
устройство (т. н. улитка или фузея) выравнивает момент заводной пружины
во время .её спуска от начала до конца завода. Морской X. укрепляется на
карданной подвеске, обеспечивающей горизонтальное положение X. при качке
корабля.


В России с 40-х гг. 19 в. X. применяли
в картографии при определении геогр. долгот. Русские астрономы В. Я. Струве
и
О. В. Струве, П. М. Смыслов внесли значит, усовершенствования
в методы регулирования хода и методы контроля температурной компенсации
X.


А. В. Хрулёв.


Е. В. Хрунов.


В 40-х гг. 20 в. в связи с появлением новых
конструкц. материалов, усовершенствованием конструкции часовых механизмов
и технологии их изготовления, а также учитывая высокую чувствительность
хронометрового спуска к сотрясениям, в механич. X., особенно малогабаритных,
стали применять анкерный спуск (без снижения требований к точности). Получили
распространение карманные и особенно наручные X., к-рые от обычных часов
отличались только повышенной точностью хода, обеспечиваемой высоким качеством
изготовления и регулирования механизма X. Хорошие наручные механич. X.
имеют суточный ход в пределах ±3 сек; изменение их суточного хода
при изменении темп-ры на 1 °С составляет ±0,2 сек. Такими X. пользуются
лётчики, машинисты, инженеры, врачи и др. специалисты, работа к-рых связана
с необходимостью точного измерения времени.


При использовании механич. X. в экспедициях
на транспортных средствах их иногда устанавливают на амортизаторах. В стационарных
условиях, напр, в лаборатории, в астрономических обсерваториях, X. не имеют
амортизационных устройств. Нек-рые X. снабжают контактным устройством для
передачи элек-трич. импульсов (напр., с секундным интервалом). Регулирование
X. осуществляется по ср. солнечному (морские X.) или звёздному времени
(X. для астрономических наблюдений). У совр. механич. крупногабаритных
X. диаметр циферблата ок. 100 мм< (рис.), у малогабаритных
- не более 80 мм.


Морской хронометр: 1 - хронометр;
2
-
футляр; 3 - карданный подвес.


Механизм X. устанавливают на 15 камневых
опорах, у крупногабаритных одна из опор баланса изготовляется из алмаза.
Периодичность завода суточная. Ср. отклонение суточного хода X. не более
0,15 сек, изменение суточного хода при изменении темп-ры на 1 °С ± 0,05
сек.
В
сочетании с сигналами точного времени, передаваемыми по радио, механич.
X. удовлетворяют требованиям совр. видов транспорта, а также экспедиц.
и исследоват. работ, при к-рых требуется хранить время с точностью до десятых
долей сек в сутки.


В 70-х гг. 20 в. получили распространение
как крупногабаритные (в т. ч. и морские), так и малогабаритные (включая
наручные) электронно-механич. и электронные кварцевые X. Принципиальная
схема наиболее распространённых кварцевых X. та же, что и у кварцевых
часов.
Такие X. не нуждаются в карданном подвесе и амортизаторах, т.
к. отсутствие подвижных элементов в механизме делает их устойчивыми к различного
рода сотрясениям. Кварцевые X. не требуют заводки - одного гальванич. элемента
(напр., окиснортутного элемента или окисносеребряного) хватает на
год работы. Электронно-механич. X. имеют обычно стрелочную, а электронные
- цифровую индикацию (на свето-диодах, или жидких кристаллах). Кварцевые
X. отличаются высокой стабильностью хода: ср. суточный ход крупногабаритных
X. ок. ± 0,01 сек, а наручных ± 0,3 сек. За месяц погрешность
наручного X. не превышает 5 сек. В диапазоне от 0 до 40 С изменение
суточного хода наручного X. не выходит за пределы ± 1 сек. Лит. см.
при ст. Часы.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я