Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕН-НОСТЬ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕН-НОСТЬ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕН-НОСТЬ изготовление
индустриальными методами декоративно-прикладных художеств, изделий, служащих
для оформления быта и интерьера (одежда, плательные и декоративные ткани,
ковры машинной выработки, мебель, художеств, стекло, фарфор, фаянс, металлич.,
в т. ч. ювелирные, изделия и т. д.).


X. п. является частью пром-сти, выпускающей
предметы широкого потребления - ткани, стеклянную, фарфоровую, металлич.
посуду и т. п.; однако изделия X. п. отличаются от прочих вещей бытового
ассортимента (зачастую выпускаемых на тех же предприятиях) подчёркнутой
выразительностью пластич., орнаментально-колористич. фактурных решений,
нередко являясь подлинными произведениями декоративно-прикладного искусства.


Значит, роль в X. п. играет творч. индивидуальность
художника, создающего первонач. проект вещи. Серийный или массовый выпуск
изделий осуществляется здесь под контролем и при участии автора проекта
коллективом художников, инженеров, технологов, рабочих-исполнителей. Основу
технологич. процесса составляет машинное произ-во (напр., механич. оборудование
и станки-автоматы на ковровых комбинатах, жаккардовые и печатные машины
на текст, ф-ках и т. д.). В то же время на мн. предприятиях X. п. наряду
с механизированным (а часто и автоматизированным) исполнением большей части
продукции сохраняется значит, доля ручного труда (изготовление сложных
выдувных форм и алмазное гранение на стекольных з-дах, роспись фарфоро-фаянсовых
изделий и т. д.). Но в целом именно интенсивное применение машин отличает
предприятия X. п. от предприятий народных художественных промыслов,
где
преобладает ручной труд.


Обособление X. п. от художеств, ремесла
и
превращение её в особую отрасль произ-ва связано с формированием феод,
городов, с эволюцией цехов и корпораций ремесленников (оружейников, ткачей,
ювелиров и т. д.). Развитие мануфактурного способа произ-ва в 16-17 вв.
способствовало появлению новых видов декоративно-прикладных изделий, изменило
сами методы их изготовления, всё более резко отделяя разработку проекта
от процесса его воплощения в материале.


В Европе активнее других отраслей развивались
изготовление художественных тканей (важнейшими центрами которого первоначально
были города Сев. и Ср. Италии, Фландрии и Брабанта) и произ-во стеклянных
и керамич. изделий (Венеция, Фаэнца и др.). В 18 в. в Европе появляются
фарфор (Мейсенский фарфор, Севрский фарфор) я керамика Дж. Уэджвуда.
В
18- нач. 19 вв. интенсивно развивалось произ-во художеств, изделий в России:
фарфора (Императорский фарфоровый з-д в Петербурге), камнерезных изделий
(Петергофская гранильная фабрика, Демидовские камнерезные з-ды на Урале)
и др.


В странах Востока, до 19-20 вв. сохранявших
ср.-век. уклад жизни, художеств, произ-во долго оставалось на уровне изготовления
ремесл. изделий.


С упрочением капиталистич. производств,
отношений индустр. пром. методы постепенно внедрялись в самые различные
отрасли X. п. Пром. переворот 18 - нач. 19 вв. сопровождался значит, демократизацией
ассортимента художеств, изделий (наряду с произ-вом дорогих шёлковых и
парчовых тканей бурно развивались хл.-бум. произ-во и ситцепечатное дело).
Однако качество художеств, вещей резко снизилось: изделия фабричной X.
п., вытеснявшие благодаря своей дешевизне произведения художеств, ремесла,
в этот период повторяли в ухудшенном виде формы предметов, выполненных
ручным способом, отличались эклектичностью стилевых решений.


Во 2-й пол. 19 в. отд. художники и теоретики,
напр. Дж. Рескин и У. Моррис в Великобритании, рассматривая
машинное произ-во как враждебное иск-ву, выдвинули утопич. идею улучшения
качества художеств, изделий путём возврата к ремесл. культуре ср. веков.
В кон. 19 - нач. 20 вв. на смену нигилистич. отношению к проблеме "машины
и иск-во" пришли тенденции к широкому вовлечению художеств, сил в пром-сть
(деятельность художеств.-пром. союзов типа Немецкого Веркбун-да и
др.), к-рые привели к зарождению ранних форм художественного конструирования
(дизайна),
создавшего предпосылки для преодоления антагонизма между художеств, творчеством
и машинным производством.


После 1-й мировой войны 1914-18 изделия
X. п. испытывали значит, воздействие функционализма (художеств,
предметы, создаваемые в мастерских "Баухауза" и т. д.). В сов. X.
п. 1920-х гг. конструктивизм (и идеи производственного искусства)
связывались
с утопически-иллюзорными попытками найти и выразить особый, "пролетарский"
стиль художеств, изделий. Партийная критика программы и практики Пролеткульта
открыла
в СССР дорогу культуре, социалистич. по содержанию и нац. по форме, что
отразилось также и в X. п.


К сер. 20 в. технич. прогресс вновь (как
и в 1920-е гг.) привёл к увлечению техницизмом, к противопоставлению дизайна
декоративному иск-ву, к отрицанию нац. декоративно-орнаментальных культур,
пропаганде и внедрению в X. п. упрощённых рационализиров. форм: стеллажной
мебели, гладких поверхностей, резких геометрич. членений; художеств, стекло
повторяло формы аптекарской посуды; фарфор "очищался" от декора и т. д.
Однако с кон. 1960-х гг. идейная содержательность, пластич. разнообразие
и декоративное звучание изделий X. п. восстанавливаются в своём значении.
Усиливается тенденция к имитации приёмов старинного ремесла средствами
совр. машинного произ-ва (при этом стилизаторское, ретроспективистское
направление постоянно сосуществует с поисками новых функциональных форм).


Сов. X. п. - одна из важных областей социалистич.
художеств, культуры, гл. задачей к-рой является внедрение иск-ва в повседневный
быт. Изделия сов. X. п. отражают многие процессы, характерные для сов.
и мирового декоративно-прикладного иск-ва. В совр. сов. X. п. ведутся интенсивные
поиски новых форм бытовых предметов массового назначения (наряду с этим
значит, внимание уделяется и выпуску уникальных изделий, предназначенных
преим. для оформления обществ, интерьеров). Богатые эстетич. возможности,
заложенные в природе материала и особенностях технологич. процесса, раскрываются
в различных видах керамики, художеств, стекла, металлич., текст, изделиях
и т. д. Среди важнейших предприятий совр. сов. X. п.-фарфоровый завод
им. М. В. Ломоносова
в Ленинграде, Дулёвский фарфоровый завод, Дмитровский
фарфоровый завод, Конаковский фаянсовый завод, Гусевской хрустальный завод,
Дятъ-ковский хрустальный завод, Ленинградский завод художественного стекла,
Люберецкий
ковровый комбинат и др. Успешно развивается и совр. X. п. др. социалистич.
стран, сочетающая богатейшие нац. традиции с задачами совр., функционально
обоснованного художеств.-прикладного творчества.


Илл. см. на вклейках, табл. XXIV-XXV (стр.
384-385).


Лит.: Русское декоративное искусство,
т. 3, М., 1965; Искусство и промышленность. Сб. статей, М., 1967; Макаров
К. А., Советское декоративное искусство, М., 1974; Hirzel S., Kunsthandwerk
und Manufaktur in Deutschland seit 1945, В., 1953; S e Г-le G., Jugendstil
und Kvmst-Industrie, Ra" vensburg, [1974]. H. И. Каплан.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я