ЦВЕТОВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ
передача
цветовых тонов (ЦТ) объекта съёмки в его изображении на позитивном
цветофотографиче-ском
материале. О качестве Ц. ф. судят по тому, насколько точно ЦТ изображения
соответствуют ЦТ объекта, причём различают три вида соответствия: физическое,
физиологическое и психологическое. Физически точно Ц. ф., при к-ром спектральное
распределение излучения, пропускаемого (обычная плёнка) или отражаемого
(бумага или пигментированная плёнка) любым участком изображения, полностью
совпадает со спектральным распределением излучения от соответствующего
участка объекта. Физиологически точным наз. Ц. ф., при к-ром излучение,
отражаемое или пропускаемое любым участком изображения, визуально равно
излучению от соответствующего участка объекта по объективным (колориметрическим)
характеристикам цвета, напр, трём его координатам (см. Цветовые измерения).
Наконец,
психологически точно Ц. ф., при к-ром субъективное восприятие цвета любого
участка объекта и соответствующего ему участка изображения одинаково; при
этом надо учитывать неизбежные искажения цветов трёхмерных объектов, вносимые
двумерностью изображения (особенно на контурах деталей изображения).
Субъективное впечатление в любительской
и профессиональной фото- и кинематографии является главным и по существу
единственным критерием точности Ц. ф., причём оно не связано однозначно
с объективными оценками Ц. ф. (спектральными, колориметрич.), т. к. решающим
образом зависит от мн. переменных факторов, предполагаемых при объективной
оценке постоянными. Среди этих факторов важнейшие связаны со свойствами
самого изображения и условиями его показа (напр., условия освещения и яркость
изображения, масштаб увеличения или уменьшения, окружающий фон и его цветность)
и свойствами глаза при рассматривании (прежде всего его цветовой адаптацией);
весьма важны также условия сопоставления (в частности, рассматривается
ли изображение в тех же условиях, что и объект, рассматриваются они оба
одновременно или раздельно, и т. д.). В основу количеств, оценки (если
она нужна) психологич. точности Ц. ф. можно положить т. н. порог цветоразличения
(см. Цветовой контраст) - то миним. изменение цвета, к-рому при
данных условиях наблюдения соответствует первое едва заметное изменение
зрит, ощущения.
Лит.: Нюберг Н. Д., Теоретические
основы цветной репродукции, М., 1947;
Артюшин Л. ф., Основы воспроизведения цвета
в фотографии, кино и полиграфии, М., 1970. А. Л. Картужанский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я