ЦЕЗАРЕПАПИЗМ
(от лат. caesar -цезарь
и papa - папа), условный термин, введённый католич. историографией 19 в.
(нем. учёным И. Хергенрётером и др.) для обозначения своеобразных отношений
между императорской властью и церковью в Визант. гос-ве: глава светской
власти - император (цезарь) -фактически являлся и главой церкви (папой).
Изредка этот термин встречается в совр. исторической лит-ре (и не только
применительно к Византии). Ц. не отражает истинных взаимоотношений между
визант. императорами и церковью. Действительно, визант. церковь в эко-номич.
отношении больше зависела от гос-ва, чем католическая; её права не были
конституированы, назначение патриарха являлось прерогативой императора;
визант. духовенство играло несравненно меньшую роль в гос. администрации.
Однако это не следует абсолютизировать: в отдельные периоды патриархи оказывали
огромное влияние на гос. аппарат; попытки императоров навязать свою волю
церкви далеко не всегда были успешными - они не смогли присвоить права
назначать епископов и митрополитов, не осуществили до конца иконоборчество,
не
добились заключения унии с папством. Императоры (за исключением
Юстиниана I и Мануила I) и не претендовали на идеологич. подчинение церкви
гос-ву. А. П. Каждая.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я