ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
соответствие явления
или процесса определённому (относительно завершённому) состоянию, материальная
или идеальная модель к-рого представляется в качестве цели. Ц.
рассматривается, с одной стороны, как имманентная (внутренняя) взаимосвязь
объекта самого по себе, а с другой-как нек-рое отношение в сфере взаимодействия
объекта и субъекта. Отношение Ц., характерное для человеческой деятельности,
вместе с тем может выступать в качестве науч. принципа исследования структуры
и функций саморегулируемых и эквифинальных систем (т. е. систем, способных
достигать одинакового конечного результата независимо от начальных условий).
Генетически понятие Ц. связано с це-леполаганием
как существ, элементом человеческой деятельности, характеризующим как мыслит,
процессы, так и предметную деятельность человека, прежде всего - процесс
труда (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 189). Основа
целесообразной деятельности человека -законы внешнего мира, природы (см.
В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 171).
В мышлении донауч. периода в силу его антропоморфизма
представление
о Ц., к-рая присуща человеческой деятельности, распространялось на природу.
Антропоморфизм характерен и для религ. мировоззрения, толкующего Ц. как
выражение божеств, разума; он лежит в основе идеалистич. телеологии,
извращённо
толкующей Ц. Вместе с тем в классич. формах телеологии (имманентная телеология
Аристотеля, Г. Лейбница, Ф. Шеллинга и особенно Г. Гегеля) были раскрыты
нек-рые диалектич. аспекты проблемы Ц. Науч. интерпретация проблемы Ц.
стала возможной лишь в рамках диалек-тико-материалистич. мышления, выявляющего
объективное значение Ц.
При исследовании форм Ц. как объективного
факта природы особое значение приобретает изучение органической Ц., к-рая
проявляется в характерных для живых систем особенностях строения и функций,
организации процесса обмена веществ, управления и регуляции и пр. Именно
здесь телеология в разных её формах претендовала если не на универсальное
значение, то во всяком случае на роль необходимого < дополнения" к якобы
недостаточному каузальному (причинному) анализу. По мере развития биологии
постепенно преодолевалось телеологич. мышление, органич. Ц. объяснялась
путём обращения к её материальным причинам. Особое значение имела здесь
дарвиновская теория эволюции (см. Эволюционное учение), к-рая объяснила
органич. Ц. как приспособленность организмов к условиям их существования.
Отвергая телеологию, дарвинизм вместе с тем не отбрасывал фактор органич.
Ц. (см. ниже Целесообразность в биологии).
С позиций диалектико-материалистич. детерминизма
получают объяснение не только структурные, но и генетич. аспекты органич.
Ц., т. е. представление об известной направленности (и в этом смысле Ц.)
морфофизиологич. реакций -наследств, изменений, метаболических, термодинамич.
и пр. процессов живых систем. Эта направленность процессов живых систем,
определяемая взаимодействием внеш. и внутр. условий, активностью организмов,
вырабатываемая исторически и в индивидуальном развитии, реально обнаруживается
лишь в качестве общей тенденции - не однозначно, а статистически.
Новые аспекты проблемы органич. Ц. раскрывает
развитие биокибернетики, в частности принцип обратной связи, согласно
к-рому в живых системах происходит обратное воздействие конечного эффекта,
результата процесса на его исходный пункт, начало. Отношение Ц. выступает
здесь как специфич. форма взаимодействия, позволяющая обнаружить определённую
направленность процессов, их обусловленность конечными результатами, предстающими
в качестве целей (разумеется, речь идёт не о сознат. целях, а лишь об их
аналогах, объективных по самой своей природе). Условность подобного использования
понятия Ц. не является основанием для отказа от него. Аналогия с процессами
целесообразной человеческой деятельности может быть в нек-рых случаях весьма
эффективной, в частности в биологии и кибернетике. В то же время вполне
правомерен особый науч. подход - т. н. целевой подход, ориентирующий исследование
на анализ отношения Ц., взаимодействия процессов в эквифинальных системах.
Основой его является методо-логич. принцип Ц., т. е. подчинение процесса
науч. исследования его целевой, конечной стадии. Интерпретируемый т. о.
целевой подход может широко применяться не только в исследовании таких
систем, но и циклич. процессов или процессов поступательного развития.
Целесообразность в биологии - приспособленность
организмов (в целом) к условиям существования, а также их отдельных органов
к выполнению присущих им функций. Напр., конечности различных позвоночных
животных приспособлены к движению или по твёрдой, или по рыхлой почве,
к прыжкам, к рытью
земли, к лаэанию по деревьям, к плаванию,
планированию или полёту; строение органов чувств - к восприятию света (глаза),
звуковых колебаний (органы слуха), хим. веществ (органы обоняния и вкуса);
форма зубов - к удержанию и умерщвлению добычи, для измельчения животной
или перетирания растительной пищи. Ц. проявляется также в виде покровительственной,
предупреждающей окраски и др. признаков, обеспечивающих маскировку. К числу
целесообразных признаков организации относятся взаимные приспособления,
напр. особенности строения растений и насекомых, обеспечивающие перекрёстное
опыление цветков. Таким приспособлением является своеобразная структура
цветков, напр, у шалфея и орхидей. Насекомое, стремясь добыть из цветка
нектар, обсыпается пыльцой и переносит её на пестик другого цветка. Взаимные
приспособления животных очень ярко выражены в явлениях паразитизма, когда
у паразита возникают образования, помогающие удерживаться на поверхности
хозяина или обитать в его внутр. органах. Приспособления же хозяина к паразиту
выражаются в выработке свойств, уменьшающих вредное воздействие паразита.
До выхода в свет "Происхождения видов"
Ч. Дарвина (1859), а иногда и после опубликования этого труда предпринимались
попытки истолкования органич. Ц. как результата действия внеш. среды непосредственно
на организм или через посредство упражнения и неуп-р'ажнения органов, причём
организмам необоснованно приписывалась способность изменяться адекватно
имеющимся условиям и наследовать эти приспосо-бительные изменения. Материалистич.
объяснение целесообразных формообразовательных и функциональных реакций
в онтогенезе и возникновение целесообразных признаков в филогенезе сводится
к признанию Ц. как результата естественного отбора, сохраняющего
организмы с целесообразными, т. е. соответствующими условиям существования,
признаками. Всякая Ц. в строении и жизнедеятельности организмов относительна,
т. к. приспособит, признаки остаются такими только в данных условиях существования,
а при изменении условий они перестают быть целесообразными.
Лит.: Энгельс ф., Диалектика природы,
Маркс К. иЭнгельсф., Соч., 2 изд., т. 20; Морган Т. Г., Экспериментальные
основы эволюции, пер. с англ., М.-Л., 1936; Дарвин Ч., Происхождение видов
путем естественного отбора, М.- Л., 1939 (Соч., т. 3); Б е р н шт е и н
Н. А., Очерки по физиологии движений и физиоло-гии активности, М., 1966;
Современные проблемы эволюционной теории, Л., 1967; Шмальгаузен И. И.,
Кибернетические вопросы биологии, Новосиб., 1968; его же, Проблемы дарвинизма,
2 изд., Л., 1969; Фролов И. Т., Проблема целесообразности в свете современной
науки, М., 1971; Hartmann M., Allgemeine Biolo-gie. Erne Emfuhrung in die
Lehre vom Leben, 4 Aufl., Stuttg., 1953; Bertalanffy L. von, Problems of
life, N. Y., 1960; D о b z-h a n s k у Т., Determinism and indeterminism
in biological evolution, в кн.: Philosophical problems in biology, N. Y.,
1966; R о s e n-blueth A., Wiener N., В i g e 1 о w J., Behavior, purpose
and teleology, в кн.: Purpose in nature, Englewood Cliffs, 1966.
И. Т. Фролов, Л. Я. Бляхер.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я