ЦЕНА
денежное выражение стоимости
товара; экономич. категория, служащая для косвенного измерения величины
затраченного на произ-во товаров общественно необходимого рабочего времени.
Науч. теория Ц. создана К. Марксом. Он раскрыл содержание, закономерности
формирования и движения Ц. "Цена есть денежное название овеществленного
в товаре труда..., показатель величины стоимости товара..." (Маркс К.,
см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 111). В основе уровней
и соотношений Ц. и их движения лежит закон стоимости (см. Стоимости
закон). В то же время на динамику Ц. оказывают влияние и др. факторы
(изменения стоимости золота, количества бум. денег в обращении,
соотношение спроса и предложения, социальные факторы и т. п.), к-рые могут
вызвать отклонения Ц. от стоимости, "...возможность количественного
несовпадения цены с величиной стоимости, или возможность отклонения цены
от величины стоимости, заключена уже в самой форме цены" (М а р к с К.,
там же, с. 112). Однако в обществ, масштабе эти отклонения взаимно погашаются,
и сумма Ц. совпадает с суммой стоимостей товаров. Соотношения цен конкретных
товаров устанавливаются с учётом различий в их потребительских свойствах,
качестве.
Ц. возникла в период разложения первобытнообщинного
строя, когда обществ, разделение труда привело к устойчивому обмену и необходимости
выделения особого товара (денег), в к-ром все остальные товары выражали
бы свою стоимость.
Ц. устанавливались стихийно: первоначально
в процессе обмена на продукты совместного труда членов общин, затем на
продукты труда частных землевладельцев и ремесленников, а также работников-рабов
(в рабовладельч. обществе) и крепостных (при феодализме). Однако преобладающая
часть продуктов труда, поступавших в непосредств. потребление производителей
или передававшихся в натуральной форме рабовладельцам и феодалам, не становилась
товаром и не имела Ц.
В капиталистич. экономике Ц. приобретает
всеобщий характер. Товарами, имеющими стоимость и Ц., становятся почти
все продукты труда, а также рабочая сила человека, стоимость и Ц.
к-рой находят своё ден. выражение в заработной плате. Мн. товары,
не имеющие собств. стоимости, приобретают Ц. (цена земли, акции). Ц.
выражает капиталистич. производств, отношения, способствует произ-ву и
реализации прибавочной стоимости, составляющей содержание и механизм
эксплуатации наёмного труда капиталом.
С развитием капитализма в результате модификации
является специфическим для капитализма
На стадии империализма всё более широкое
Интернациональная Ц. произ-ва, складывающаяся
Социалистич. экономике присуща плановая
Плановая Ц. возникла в переходный период
В условиях развитого социализма роль Ц.
25-й съезд КПСС (1976) поставил задачу
Плановая Ц. выполняет неск. функций: учётную
Базой плановой Ц. является стоимость товаров,
Система Ц. в социалистич. обществе включает
1. Оптовые цены; к ним относятся:
2. Закупочные цены на продукты с.
3. Розничные цены, по к-рым товары
С точки зрения срока действия различают
По способу включения трансп. расходов различают
В зависимости от р-на действия Ц. могут
В других социалистич. странах экономич.
Лит. см. при ст. Ценообразование.
Ю. В. Яковец.
стоимости претерпевает изменения и непосредств. основа Ц. На стадии возникновения
капитализма в основе Ц. лежала рыночная стоимость товаров, к-рая отражала
затраты на произ-во и воспроиз-во преобладающей части данного вида товаров.
Рыночная Ц. колебалась вокруг рыночной стоимости, отражая в конечном счёте
уровень и тенденции изменения величины стоимости. Формула Ц. в этом случае:
Ц
к-рой является стоимость товаров; с - перенесённая стоимость израсходованных
при изготовлении товаров средств произ-ва; о + m - вновь созданная стоимость,
включающая стоимость, созданную необходимым трудом (v), и прибавочную
стоимость (т). Когда капиталистич. способ произ-ва подчинил себе
все осн. сферы произ-ва и преобразовал его технич. базу, ориентировка рыночных
Ц. на стоимость порождала неодинаковую норму прибыли на равный капитал
из-за различий в органическом строении капитала, занятого в разных
отраслях. В результате переливов капитала эти различия сглаживались путём
устойчивых отклонений Ц. от стоимости и образования ср. нормы прибыли.
Непосредств. основой рыночных Ц., центром их колебаний становится цена
производства: Ц
К = с + v - издержки
произ-ва товара, выражающие затраты капиталиста на израсходованные в процессе
изготовления товара средства произ-ва и рабочую силу (затраты на сырьё,
материалы, амортизация, заработная плата, накладные расходы); р'- ср.
норма прибыли; К -капитал, авансированный для произ-ва товара (включая
полную стоимость осн. капитала - зданий, сооружений и т. п.). К. Маркс
в < Капитале" и ряде др. работ показал, что модификация стоимости в
цену произ-ва не отменяет закона стоимости: в отраслях с низким органич.
строением капитала Ц. товаров устойчиво отклоняются вниз от стоимости,
в отраслях с высоким органич. строением -вверх от стоимости, а в целом
сумма Ц. по-прежнему выражает сумму стоимостей товаров. Переход к ценам
произ-ва
методом обеспечения экономич. условий для расширенного воспроиз-ва в отраслях,
отличающихся высоким орга-нич. строением капитала.
распространение получает монопольная цена, с помощью к-рой монополии,
опираясь на свою экономич. силу, реализуют монопольную сверхприбыль: Цл
= К + р'К + М, где М- монопольная сверхприбыль, излишек над
ср. прибылью. Преобладание монопольных Ц. ведёт к дальнейшему отклонению
рыночных цен от стоимости (выше цен произ-ва - для монополизированных товаров,
ниже стоимости - для отд. капиталистов - аутсайдеров, к-рые не могут реализовать
ср. прибыль, для ремесленников, для рабочих - продавцов своей рабочей силы,
а также для эксплуатируемых народов колоний, полуколоний, отставших в экономич.
развитии стран). Господство монополий, так же как и государственно-монополистическое
регулирование Ц., означает расширение рамок неэквивалентного обмена. Однако
и при монопольных Ц. закон стоимости продолжает действовать. Монополии
активно используют неэквивалентный обмен и инфляционный рост Ц. для увеличения
монопольных прибылей и усиления эксплуатации рабочего класса и экономически
отсталых наций.
на мировом рынке, служит основой мировых цен (см. также Цены
внешнеторговые, Цены мирового социалистического рынка).
Ц., выражающая планомерно складывающиеся экономич. отношения на основе
социалистической
собственности. Как и товарно-денежные отношения,
Ц. перестаёт
носить всеобщий характер: не является товаром и не имеет стоимости рабочая
сила; не продаются земля, леса, недра, исчезают акции. Плановая Ц. сохраняет
своё стоимостное содержание, остаётся ден. выражением стоимости товаров.
В то же время наряду с законом стоимости на формирование и движение Ц.
оказывают воздействие основной экономический закон социализма,
закон
планомерного развития и другие специфич. законы социализма. Ц. на отд.
товары могут сознательно устанавливаться выше или ниже стоимости. Это диктуется
теми или иными задачами политики цен социалистич. гос-ва.
от капитализма к социализму. Она устанавливалась органами пролетарского
гос-ва и противостояла спекулятивным Ц. свободного рынка и Ц., устанавливаемым
капиталистами и частными торговцами. По мере овладения социалистич. гос-вом
товарно-ден. отношениями и системой цен, вытеснения капиталистического
и преобразования мелкотоварного уклада плановая Ц. получала всё большую
сферу применения.
в механизме планомерного управления нар. х-вом возрастает. Ц. становится
одним из мощных рычагов экономич. управления в руках социалистич. гос-ва.
Ц. активно используются в качестве действенного инструмента повышения эффективности
и технич. уровня произ-ва, неуклонного роста реальных доходов населения.
повысить стимулирующую роль Ц. в ускорении научно-технич. прогресса, обновлении
и улучшении качества выпускаемой продукции, рациональном использовании
материальных ресурсов.
- средство учёта и измерения общественно необходимых затрат труда на произ-во
и реализацию товаров, что позволяет использовать её в качестве инструмента
планово-экономич. расчётов, норматива затрат обществ, труда; стимулирующую
- рычаг воздействия на темпы и эффективность технич. прогресса, на улучшение
качества продукции, снижение себестоимости, повышение эффективности обществ,
произ-ва; перераспределительную - средство перераспределения дохода на
основе отклонения цен от стоимости товаров для решения социальных или хозрасчётных
задач (напр., при установлении относительно низких Ц. на товары детского
ассортимента, мясо, молоко, картофель, услуги жилищного х-ва и высоких
Ц. на алкогольные напитки, предметы роскоши; при использовании расчётных
Ц. для предприятий, находящихся в неодинаковых природных условиях).
общественно необходимые затраты труда на их произ-во и реализацию. Непосредств.
основой Ц. может быть также та или иная модификация стоимости. После реформы
оптовых Ц. (1967) применяются дифференцированные по отраслям нормативы
рентабельности в процентах к стоимости основных производственных фондов
и нормируемых оборотных средств. Уровень прибыли в Ц. планируется с таким
расчётом, чтобы нормально работающие предприятия могли, как правило за
счёт прибыли, вносить в бюджет плату за производств, фонды, процент за
кредит, производить отчисления в фонды экономич. стимулирования.
ряд видов и разновидностей внутр. Ц.
оптовые Ц. предприятий на пром. продукцию, возмещающие их издержки и обеспечивающие
нормативную прибыль; оптовые Ц. по о м - с т и, по к-рым продукция приобретается
потребителями (по ряду товаров эти Ц. включают наряду с оптовыми Ц. предприятий
издержки и прибыль сбытовых орг-ций, а в некоторых случаях и налог с
оборота - по товарам нар. потребления, нефтепродуктам, газу, электроэнергии);
расчётные Ц., дифференцированные по предприятиям или их группам с учётом
различий в объективных условиях произ-ва (для потребителей в этих случаях
обычно используются единые Ц.); оптовые Ц. на с.-х. технику, минеральные
удобрения и др. средства произ-ва, реализуемые колхозам и совхозам (они
могут быть ниже оптовых Ц. для пром. предприятий); Ц. на готовые строит,
объекты (функцию Ц. выполняет также сметная стоимость стр-ва); т а р и-ф
ы на электроэнергию для предприятий и орг-ций; тарифы на грузовые перевозки
ж.-д., автомобильным, водным, воздушным, трубопроводным транспортом; наценки
и скидки мате-риально-технич. снабжения и сбыта, торговли, заготовок, "Союзсельхозтех-ники".
Особой разновидностью оптовых Ц. являются: лимитные цены (предельно
допустимые), определяемые на стадии проектирования новой техники; договорные
Ц. на науч. разработки; ставки платы за используемые предприятиями природные
ресурсы (ставки возмещения затрат на геологоразведочные работы, по-пённая
плата, плата за воду и т. п.).
х-ва, охоты, рыболовства, а также грибы, ягоды и т. п., закупаемые заготовит,
орг-циями у колхозов, совхозов и населения.
нар. потребления и услуги оплачиваются населением. К ним относятся: гос.
розничные Ц., по к-рым товары реализуются населению предприятиями гос.
и кооп. торговли; Ц. и тарифы на бытовые, жи-лищно-коммунальные, зрелищные
и др. услуги, оказываемые населению; тарифы на услуги пасс, транспорта
и связи; Ц. комиссионной торговли (на продукты, закупленные потребительской
кооперацией у населения и реализуемые в спец. магазинах по Ц., близким
к Ц. колх. рынка); Ц. колх. рынка, складывающиеся под влиянием соотношения
спроса и предложения на продукцию личного подсобного х-ва и колхозов.
Ц.: постоянные; временные (напр., временные оптовые на принципиально новую
технику, впервые производимую в СССР; временные оптовые и розничные на
товары-новинки); сезонные (на ранние овощи, фрукты, картофель); ступенчатые
(снижающиеся в заранее установленные сроки по мере расширения произ-ва,
снижения издержек произ-ва и морального старения продукции); установленные
на определённый срок.
Ц.: франко-потребитель (электроэнергия, газ); франко-строит. площадка (на
строит, материалы в ряде р-нов страны); франко-вагон - станция назначения
(напр., прокат чёрных металлов, нефтепродукты); франко-вагон -станция отправления
(на уголь, цветные металлы, продукцию машиностроения и др.); франко-склад
поставщика (напр., на торф).
быть едиными по стране (оптовые Ц. на прокат цветных металлов, продукцию
машиностроения), поясными (оптовые Ц. на ряд нефтепродуктов, цемент, розничные
Ц. на нек-рые продовольств. товары), зональными (оптовые Ц. на уголь, жел.
руду, закупочные Ц. на с.-х. продукцию), республиканскими (единые по союзным
республикам) или местными (устанавливаемые местными органами, напр. Ц.
и тарифы на большинство видов бытовых услуг, оптовые и розничные Ц. на
игрушки и т. п.). (См. Дифференцирование цен.)
содержание Ц. и её функции, а также осн. виды Ц. те же, что и в СССР. В
отд. странах по методам установления различаются 3 категории Ц.: твёрдые
Ц. на осн. товары и услуги, устанавливаемые в централизованном порядке;
лимитированные Ц., утверждаемые в определённых пределах, и свободные Ц.,
устанавливаемые по соглашению сторон.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я