ЦЕННОСТЕЙ ТЕОРИЯ
а к с и о л о
г и я, филос. учение о природе ценностей (см. Ценность), их месте
в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей
между собой, социальными и культурными факторами и структурой личности.
Проблема ценностей в предельно широком
значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции
и дискредитации идеологич. устоев общества. Кризис афинской демократии
заставил Сократа впервые поставить вопрос: "Что есть благо?". Это - осн.
вопрос общей Ц. т. В античной и ср.-век. философии ценностные (этико-эстетиче-ские
и религиозные) характеристики включались в само понятие реальности, истинного
бытия. Вся традиция идеали-стич. рационализма от Платона до Гегеля и Б.
Кроче отличается нерасчленённостью онтологии и аксиологии, бытия
и ценности. Аксиология как самостоят, область филос. исследования возникает
тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность
как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений. Гл. задача
аксиологии - показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и
каково её отношение к чфактам" реальности. В подходе к аксиологич. проблеме
можно выделить следующие типы Ц. т.: на-туралистич. психологизм, трансцендентализм,
персоналистич. онтологизм, культур-но-историч. релятивизм и социологизм.
К первому типу учений о ценности относятся
взгляды А. Мейнонга, Р. Б. Перри, Дж. Дьюи и К. И,
Льюиса.
Общим
для них являются утверждения о том, что источник ценностей - в био-психологи-чески
интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически
фиксированы как специфич. факты наблюдаемой реальности. Так, С. Александер
рассматривал
ценности как некие чтретичные качества" (наряду с первичными и вторичными
качествами). Значит, роль в аксиологич. психологизме играет понятие
стандартизации ценностей на основе весьма неопределённо понимаемой "полезности",
или чинструмен-тальности". С др. стороны, интерпретация ценности как эмпирически
констатируемого феномена означает, в сущности, сведение ценности к факту,
т. е. смешение ценности с предметной реальностью.
Для аксиологич. трансцендентализма, развитого
баденской школой неокантианства (В. Винделъбанд, Г. Риккерт),
ценность - это идеальное бытие, бытие нормы, соотносящееся нес эмпирическим,
а с ч чистым", трансцендентальным, или чнормальным", сознанием. Будучи
идеальными предметами, ценности не зависят от человеческих потребностей
и желаний; возникает проблема онтологич. природы чнормативного сознания".
Идеальное бытие должно опираться на реальность; но тут возможны два варианта:
либо вернуться к субъективному эмпи-рич. сознанию, идеализирующей абстракцией
от к-рого и выступает чистая нормативность, либо встать на позиции чистого
спиритуализма,
постулирующего
сверхчеловеческий члогос". Это последнее решение избирает персоналистич.
онтологизм, наиболее видным представителем к-рого был М.
Шелер. Реальность
ценностного мира, согласно Шелеру, гарантирована чвневременной аксиологи-ческой
серией в боге", несовершенным отображением к-рой служит структура человеческой
личности.
Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, к-рая и
образует онтологич. основу личности. Н. Гартман попытался освободить
аксиологию от религ. предпосылок, но это снова поставило его перед проблемой
независимого существования сферы ценностей.
Для культурно-историч. релятивизма, у истоков
к-рого стоял В. Дильтей, характерна идея аксиологич. плюрализма,
т. е. множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с помощью
историч. метода. По существу, это означало критику самой программы общей
Ц. т. как абстрагирования от культурно-историч. контекста и произвольного
увековечивания к.-л. одной чподлинной" системы ценностей. При этом для
мн. последователей Дильтея был характерен интуитивистский подход к истолкованию
ценностного смысла культур (напр., у О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина
и др.). М. Вебер в своей чпонимающей социологии" воспринял у неокантианцев
представление о ценности как норме, способом бытия к-рой является значимость
для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия и
социального знания. В дальнейшем у Ф. Знанецкого и особенно в школе
структурно-функционального
анализа Т. Пар-сонса понятие ценности приобрело обобщённо методологич.
смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных
институтов: социальная система любого масштаба предполагает существование
неких разделяемых всеми общих ценностей. При этом не учитываются обществ,
противоречия и преувеличивается роль ценностных механизмов в регуляции
человеческой деятельности.
Историч. материализм рассматривает ценности
в их социально-историч., эко-номич. и классовой обусловленности. Анализ
ценностей широко используется марксистами при изучении истории культуры,
науки, обществ, сознания и личности.
Лит.: Бакрадзе К. С., Очерки по
истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960; Ч у хина
Л. А., Феноменологическая аксиология М. Шелера, в сб.: Проблема ценности
в философии, М. - Л., 1966; Laird J., The idea of value, Camb., 1929; К
r a u s O., Die Werttheorien. Geschichte und Kritik, Briinn, 1937; В e-с
k е г Н., Through values to social interpretation, Durham, 1950; Les sciences
humaines et le probleme des valeurs, La Have, 1972; R i n t e 1 e n F.
J. von,Values in European thought, Pamplona, 1972; S a u e r E., Axiologie,
Gott.- Z., 1973. См. также лит. при ст. Ценность. М. А. Кисселъ.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я