ЦЕННОСТЬ
термин, широко используемый
в философской и социологич. лит-ре для указания на человеческое, социальное
и культурное значение определённых явлений действительности. По существу,
всё многообразие предметов человеческой деятельности, обществ, отношений
и включённых в их круг природных явлений может выступать в качестве чпредметных
ценностей" или объектов ценностного отношения, т. е. оцениваться в плане
добра или зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого
или запретного, справедливого или несправедливого и т. д.; подобные оценки
иногда могут быть шкалированными (отмечающими различные уровни соответствующего
качества). Способы и критерии, на основании к-рых производятся сами процедуры
оценивания соответствующих явлений, закрепляются в обществ, сознании и
культуре как ч субъектные ценности" (установки и оценки, императивы и запреты,
цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая
ориентирами деятельности человека. чПредметные" и чсубъектные" ценности
являются, т. о., как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к
миру.
В структуре человеческой деятельности ценностные
аспекты взаимосвязаны с познавательными и волевыми; в самих ценностных
категориях выражены ч предельные" ориентации знаний, интересов и предпочтений
различных обществ, групп и личностей. Развитие рационального познания общества,
в т. ч. исследование природы и генезиса ценностей, воздействует на всю
сферу ценностных отношений, способствуя освобождению её от метафизич. абсолютизации.
Отвергая идеалистич. представления о внеистори-ческой и надсоциальной природе
ценностей (см. Ценностей теория), марксизм подчёркивает общественно-практич.
сущность, историчность и познаваемость Ц., идеалов, норм человеческой жизни.
Каждая исторически конкретная обществ,
форма может характеризоваться специфич. набором и иерархией ценностей,
система к-рых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной
регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным
обществом и социальной группой), на основе к-рых развёртываются более конкретные
и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие обществ,
институты и сами целенаправленные действия людей - как индивидуальные,
так и коллективные. Усвоение этих критериев на уровне структуры личности
(интернализация ценностей) составляет необходимую основу формирования личности
и поддержания нормативного порядка в обществе. Интеграция, внутр. противоречивость
и динамизм обществ, систем находят своё выражение в структуре соответствующих
им ценностных систем и способах их воздействия на различные обществ, группы.
Важный элемент ценностных отношений в обществе - системы ценностных ориентации
личности, представляющих собой устойчивые, не полностью осознаваемые отношения
человека к различным элементам обществ, структуры и самим ценностям; субъективно
окрашенные оценки не совпадают непосредственно с общественно значимыми
характеристиками соответствующих ценностей. Эмпирич. изучение ценностных
ориентации занимает существенное место в социологич. исследованиях воспитания,
проф. выбора, общественной и трудовой активности и др. проблем. Ценностные
системы формируются и трансформируются в историч. развитии общества; поскольку
эти процессы связаны с изменениями в различных сферах человеческой жизни,
их временные масштабы не совпадают с масштабами социально-экономических,
политических и др. изменений. Так, эстетич. ценности античности сохранили
своё значение и после гибели породившей их цивилизации, известна длительность
воздействия гума-нистич. и демократич. идеалов европ. Просвещения, истоки
к-рых берут начало в античных и эллинистич. культурах. Воззрения на историю
общества как реализацию системы "вечных ценностей" или как последоват.
смену одного типа ценностей другим (напр., трансцендент-но ориентированных
- светскими, а безусловных - конвенциональными) равно неприемлемы для материалистич.
понимания истории. В то же время кон-кретно-историч. анализ генезиса и
развития ценностных систем составляет важную сторону всякого науч. исследования
истории общества и культуры.
Лит.: Василенко В. А., Ценность
и оценка. К., 1964; Проблема ценности в философии. [Сб. ст.], М.- Л., 1966;
Д р о б-н и ц к и и О. Г., Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская
философия, М., 1967; Любимова Т. Б., Понятие ценности в буржуазной социологии,
в сб.: Социальные исследования, в. 5, М., 1970; Тугаринов В. П., Теория
ценностей в марксизме. Л., 1968; Столович Л. Н., Природа эстетической ценности,
М-, 1972. О. Г. Дробницкий.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я