ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
процесс формирования
цен, определение их уровней и соотношений.
В досоциалистич. формациях Ц. осуществляется
стихийно, через рынок, в процессе конкуренции между товаропроизводителями.
Под воздействием закона стоимости, спроса и предложения рыночные цены
товаров постоянно отклоняются от стоимости. При капитализме изменения в
стоимости товаров и стоимостных пропорциях оказывают определяющее влияние
на динамику цен. Рост производительности труда, уменьшение затрат живого
и овеществлённого труда на единицу потребит, стоимости выступает осн. фактором
удешевления товаров: "если отвлечься от отдельных противодействующих влияний...,
то тенденция и результат капиталистического способа производства состоит
в том, чтобы постоянно повышать производительность труда и, следовательно,
постоянно... раскладывать вновь присоединенный труд на большую массу продуктов
и понижать таким образом цену отдельного товара, или вообще удешевлять
товарные цены" (М арке К., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 49,
с. 15). В погоне за избыточной прибавочной стоимостью капиталисты
стремятся уменьшать индивидуальные издержки произ-ва, снижать цены для
вытеснения конкурентов и расширения рынка сбыта своих товаров. При быстром
росте технич. уровня и качества машин цена их физич. единицы может увеличиваться,
однако относительно, с учётом повышения их эффективности, они дешевеют:
"Под относительным удешевлением машин, -отмечал К. Маркс,-я понимаю такое
положение вещей, когда абсолютная стоимость применяемой массы машин увеличивается,
но не в такой степени, в какой увеличивается масса этих машин и их эффективность"
(там же, т. 26, ч. 3, с. 228, прим.).
С помощью механизма Ц. в условиях домонополистич.
капитализма стихийно регулируются пропорции общественного произ-ва (при
постоянном их нарушении) путём увеличения произ-ва товаров, спрос на к-рые
не удовлетворяется и цены повышаются, и сокращения произ-ва при падении
цен вследствие относительного перепроиз-ва тех или иных товаров; поддерживаются
через периодич. кризисы перепроиз-ва пропорции обществ, воспроиз-ва (снижение
цен в результате •збн/зидкж&я основного капитала и сокращения
издержек - один из элементов механизма выхода из кризиса, приспособления
произ-ва к новым условиям); реализуется закон относит, прибавочной стоимости
(удешевление товаров и услуг, приобретаемых рабочими вследствие роста производительности
труда, служит основой для снижения стоимости рабочей силы, сокращения необходимого
и увеличения прибавочного рабочего времени).
На стадии империализма в механизме капиталистич.
Ц. происходят существенные изменения. Монополии заключают картельные соглашения
о ценах, устанавливают монопольно высокие цены на реализуемые ими товары
и монопольно низкие на приобретаемое сырьё, противодействуют снижению цен
при сокращении издержек произ-ва и на стадии выхода из кризиса. Государственно-монополистическое
регулирование способствует поддержанию монопольных цен. Господствующей
тенденцией становится инфляционный рост цен, к-рый приобрёл скачкообразный
характер в 1-й пол. 70-х гг. (табл.1).
Табл. 1. - Инфляционный рост цен в некоторых
капиталистических странах и на мировом рынке
|
1950
|
1960
|
1965
|
1970
|
1975
|
1976
|
Индексы потребительских
цен (1963 = 100) |
||||||
США
|
79
|
97
|
103
|
127
|
176
|
186
|
Великобритания
|
61
|
91
|
108
|
135
|
249
|
290
|
Франция
|
53
|
92
|
106
|
131
|
200
|
219
|
ФРГ
|
77
|
92
|
106
|
120
|
162
|
169
|
Италия
|
65
|
87
|
111
|
128
|
219
|
2761
|
Япония
|
54
|
80
|
111
|
144
|
248
|
271
|
Индексы мировых
экспортных цен (1950 = 100) |
||||||
Все товары
|
89
|
100
|
103
|
113
|
244
|
2402
|
Сырьевые товары
|
103
|
99
|
103
|
108
|
326
|
3382
|
в т. ч.:
|
||||||
продовольственные
|
95
|
94
|
103
|
111
|
243
|
2423
|
с.-х. непродовольственные
|
78
|
105
|
103
|
101
|
198
|
2273
|
минералы
|
90
|
100
|
104
|
111
|
548
|
5633
|
Цветные металлы
|
-
|
106
|
135
|
180
|
202
|
2543
|
Готовые изделия
|
79
|
98
|
103
|
117
|
213
|
2123
|
1 Ноябрь 1976. 2 2-й
квартал 1976. 3 3-й квартал 1976.
Инфляц. рост цен обостряет и углубляет
присущие капиталистич. экономике противоречия, представляет собой одно
из проявлений загнивания капитализма в период его общего кризиса. Рост
цен особенно тяжело отражается на материальном положении трудящихся, ведёт
к сокращению их реальных доходов, влияет и на механизм реализации экономич.
законов капитализма. Уменьшение величины стоимости товаров не сопровождается
снижением общего уровня цен, хотя по отд. товарам цены снижаются. В период
кризиса монополии предпочитают сокращать произ-во товаров, не снижая цен.
Усиливается гос. вмешательство в процессы Ц. в интересах монополий. Инфляционный
рост цен наблюдается и в развивающихся странах (табл. 2).
В тех из них, где у власти стоят демокра-тич.
силы, осуществляются меры по ограничению роста цен и контролю за их установлением
и применением.
Политика и практика Ц. коренным образом
меняются с переходом к с о ц и а-л и з м у. В переходный период от капитализма
к социализму пролетарское гос-во овладевает механизмом Ц. и активно использует
его в качестве инструмента ограничения и вытеснения буржуазии, преобразования
мелкотоварного уклада, развития и укрепления социалистич. х-ва, повышения
уровня жизни трудящихся масс. В. И. Ленин рассматривал деятельность Сов.
гос-ва в области Ц. как важную составную часть борьбы за социализм: "Только
тогда, когда Комиссариат продовольствия, вместе с Комиссариатом земледелия,
национализировал все товары, установил цены,-только тогда мы вплотную подходим
к социализму" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 509).
Табл. 2. -Индексы потребительских цен некоторых
развивающихся странах (1963 = 100)
|
1950
|
I960
|
1965
|
1970
|
1975
|
1976
|
Индия
|
75
|
92
|
156
|
170
|
297
|
2831
|
Иран
|
49
|
96
|
106
|
114
|
179
|
1982
|
Пакистан
(г. Карачи) |
73
|
97
|
110
|
137
|
272
|
291
|
Аргентина (г.
Буэнос-Айрес) |
5
|
56
|
157
|
380
|
в 61 раз
|
в 248 раз
|
Мексика (г. Мехико)
|
47
|
97
|
106
|
126
|
212
|
2891
|
Уругвай (г. Монтевидео)
|
16
|
74
|
223
|
2331
|
в 323 раза
|
в 4863 раз
|
1 Ноябрь 1976. 2Май
1976. 3 Июль 1976.
В переходный период сформировались основы
сов. политики цен, были определены принципы планового Ц., впервые созданы
органы пролетарского гос-ва по регулированию цен (Комитет цен ВСНХ начал
функционировать в кон. 1918). Плановое Ц.-один из инструментов экономич.
управления в руках социалистич. гос-ва. Опираясь на обществ, собственность
на средства произ-ва и планомерное развитие х-ва, сознательно используя
систему экономич. законов (в т. ч. и закон стоимости), оно определяет развитие
осн. ценообразующих факторов, устанавливает цены на важнейшие виды товаров
и услуг, планирует изменения уровней, соотношений, структуры цен. В условиях
социализма плановое Ц. охватывает: установление цен (подготовка проектов
прейскурантов и цен на новую продукцию, их рассмотрение и утверждение);
планирование и прогнозирование цен; координацию (согласование) устанавливаемых
различными органами (напр., республ. или местными) цен на одинаковые товары
и услуги; контроль за обоснованностью установления и правильностью применения
утверждённых цен (за соблюдением гос. дисциплины в области цен).
Осн. принципы планового Ц. при социализме.
1. Приближение цен к общественно необходимым
затратам труда, своевременное отражение в системе цен изменений их уровней
и пропорций. Плановые цены стабильны и не подвержены конъюнктурным колебаниям.
В то же время они периодически пересматриваются, что позволяет отражать
существенные, устойчивые изменения в условиях произ-ва и реализации продукции.
2. Активное использование цен для стимулирования
научно-технич. прогресса и повышения качества продукции на основе дифференциации
цен (см. Дифференцирование цен). В Ц. на новую технику соблюдается
принцип её относит, удешевления: при установлении оптовых цен на новые
изделия, особенно на машины и оборудование, предусматривается снижение
их уровня на единицу полезного эффекта (см. Материалы XXV съезда КПСС,
1976, с. 173).
3. Стимулирование с помощью цен эффективного
использования производств, ресурсов: повышения производительности труда
и экономии трудовых ресурсов; снижения материалоёмкости продукции и повышения
фондоотдачи,
рационализации
природопользования, комплексной переработки природного сырья И уменьшения
ущерба, наносимого окружающей среде. В ценах всё более полно отражаются
общественно необходимые затраты по выявлению, воспроиз-ву и охране природных
ресурсов.
4. Применение механизма Ц. для решения
социально-экономич. задач -преодоления существенных различий между городом
и деревней, неуклонного роста реальных доходов населения, улучшения условий
труда и быта. Этот принцип осуществляется на основе создания с помощью
закупочных
цен и цен на средства произ-ва, реализуемые колхозам и совхозам, экономич.
условий для превращения с.-х. труда в разновидность труда индустриального
и сближения уровней доходов в городе и на селе; обеспечения стабильности
уровня гос. розничных цен на основные товары и снижения цен на отд. товары
по мере создания для этого необходимых условий; установления льготных цен
на товары и услуги особой социальной важности; учёта социального фактора
в Ц. на новую технику.
5. Содействие укреплению хозяйственного
расчёта во всех звеньях нар. х-ва, усиление экономич. заинтересованности
предприятий и объединений в повышении эффективности произ-ва, снижении
себестоимости, соблюдении режима экономии; выравнивание хозрасчётных условий
предприятий и объединений, находящихся в неодинаковых объективных условиях,
с помощью расчётных цен, фиксированных (рентных) платежей и т. п.
В процессе планового Ц. реализуются присущие
социализму закономерности формирования и движения цен. Уровень оптовых
цен определяется исходя из средней по стране (или р-ну Ц.) себестоимости,
выражающей общественно нормальные издержки произ-ва, и нормативной прибыли.
При установлении конкретных цен учитывается соотношение потребит, свойств
(качества, эффективности потребления) однородных и взаимозаменяемых товаров.
В Ц. на с.-х. продукцию, товары нар. потребления и услуги большую роль
играет социальный фактор, вследствие чего цены во мн. случаях существенно
отклоняются вверх или вниз от стоимости.
На динамику цен влияет ряд факторов: рост
производительности труда; ускорение научно-технич. прогресса; улучшение
качества продукции; изменение естеств. условий произ-ва; увеличение затрат
на воспроиз-во природных ресурсов и охрану окружающей среды; неуклонный
рост ден. доходов населения; сдвиги в размещении произ-ва; кол-во бум.
денег в обращении; внешнеэкономич. факторы и т. п. Под воздействием совокупности
этих факторов динамика цен отличается от динамики стоимости. Уровень гос.
розничных и оптовых цен в СССР характеризуется относит, стабильностью (табл.
3),
Табл. 3. - Динамика оптовых и государственных
розничных цен в СССР (1940 = 100)
|
1950
|
1955
|
1960
|
1965
|
1970
|
1975
|
Индекс оптовых
цен пром-сти |
||||||
В целом по пром-сти
|
170
|
128
|
129
|
127
|
136
|
132
|
по отраслям тяжёлой
пром-сти |
140
|
107
|
106
|
101
|
116
|
108
|
по отраслям лёгкой
и пищевой пром-сти |
210
|
156
|
159
|
160
|
159
|
163
|
Индекс гос. розничных
цен |
||||||
Все товары
|
186
|
138
|
139
|
140
|
139
|
139
|
продовольственные
товары |
203
|
141
|
147
|
152
|
152
|
154
|
непродовольственные
ювары |
165
|
134
|
130
|
126
|
124
|
122
|
закупочные цены неоднократно повышались
(в 50-60-е гг.), с тем чтобы обеспечить условия для развития и тех-нич.
реконструкции с.-х. произ-ва и повышения оплаты труда колхозников и работников
совхозов.
Осуществляются меры по улучшению организации
и совершенствованию методов планового Ц. В 1970 в СССР создана единая союзно-респ.
система гос. органов Ц., включающая: Гос. к-т цен Сов. Мин. СССР; гос.
к-ты цен Сов. Мин. союзных республик; отделы цен Сов. Мин. АССР, областных,
краевых исполкомов; образованы подразделения по ценам в союзных и республ.
мин-вах и ведомствах, в ряде объединений и крупных предприятий. Улучшено
законодательство по ценам, более чётко регламентированы права и обязанности
различных органов по установлению и применению цен, расширена нормативная
и методич. база Ц.
Развивается научная база Ц. В 1967 создан
специализированный н.-и. ин-т по Ц. (НИИ цен), исследованиями по ценам
занимаются более 200 общеэконо-мич. и отраслевых НИИ и вузов страны (1976).
Их деятельность в этой области координируется Межведомственным научным
советом по проблемам Ц. (образован в 1972) Гос. к-та цен и АН СССР.
В практике расчёта прейскурантов и обоснования
цен на новые виды продукции всё более широко применяются нор-мативно-параметрич.
методы Ц., обеспечивающие построение цен на базе нормативов затрат и рентабельности
и с учётом соотношений потребит, свойств изделий. Создаётся автоматизированная
система обработки информации по ценам (АСОИ цен) с использованием экономико-мате-матич.
моделей, совр. вычислит, техники и системного анализа для повышения эффективности
управления в стране, планирования и прогнозирования цен, расчёта прейскурантов,
координации, контроля и анализа цен, обеспечения ценовой информацией всех
звеньев нар. х-ва.
25-й съезд КПСС (1976) определил задачи
дальнейшего совершенствования планового Ц. Намечено повысить стимулирующую
роль цен в ускорении научно-технич. прогресса, обновлении и улучшении качества
продукции, рациональном использовании материальных ресурсов; продолжить
линию на обеспечение стабильности гос. розничных цен на осн. продовольств.
и непродовольств. товары; сохранить принцип твёрдых планов закупок с.-зс.
продуктов и поощрение х-в за сверхплановую продажу их гос-ву путём применения
повышенных закупочных цен. В других социалистич. странах плановое Ц. осуществляется
на базе тех же оса принципов и методов, что и в СССР. Руководят этой работой
ведомства по ценам, гос. комитеты, комиссии цен. В отд. странах имеются
свои особенности в методах Ц., уровнях, соотношениях, структуре цен, их
динамике. Эти различия вытекают как из разных природно-эконо-мич. и технич.
условий развития стран, так и из специфики их хоз. механизмов. По линии
ведомств по ценам и их НИИ ведётся разработка вопросов постепенного сближения
методов внутр. Ц. в странах-членах СЭВ как одного из элементов развития
социалистич. экономич. интеграции (см. Интеграция социалистическая экономическая).
Лит.: Маркс К., Заработная плата,
цена и прибыль, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16; его же, Капитал,
т. 1-3, там же, т. 23-25; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том
"Капитала"), там же, т. 26, ч. 1-3: его же. Экономическая рукопись 1861
- 1863 гг., гл. 3, там же, т. 47; его же, [Капитал], кн. 1-Процесс производства
капитала, гл. 6 -Результаты непосредственного процесса производства, там
же, т. 49; Энгельс Ф., Дополнения к третьему тому "Капитала". I - Закон
стоимости и норма прибыли, там же, т. 25, ч. 2; Л е н и н В. И., Еще одно
уничтожение социализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 25; его ж е, О голоде
(Письмо к питерским рабочим), там же, т. 36; его же, Тезисы по продовольственному
вопросу, там же, т. 37; его же, Речь на объединенном заседании ВЦИК, Московского
Совета и Всероссийского съезда профессиональных союзов 17 янв. 1919 г.,
там же; В. И. Ленин и проблемы планового ценообразования, М., 1970; О снижении
отпускных и розничных цен. Резолюция Пленума ЦК ВКП(б), 12 февраля 1927
г., в кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов
ЦК, 8 изд., ч. 3, М., 1970; О совершенствовании планирования я усилении
экономического
стимулирования промышленного производства. Постановление ЦК КПСС и Совета
Министров СССР, 4 окт. 1965, там же, ч. 8, М., 1972; Решения партии и правительства
по хозяйственным вопросам, т. 5, М., 1968; Программа КПСС, М., 1976; Материалы
XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1977; Турецкий
Ш. Я., Очерки планового ценообразования в СССР, М., 1959; Общественно необходимые
затраты труда, себестоимость и рентабельность, М., 1963; Струмилив С. Г.,
Процессы ценообразования в СССР, Избр. произв., т. 2, М., 1963; М а л а
ф е-е в А. Н., История ценообразования в СССР. (1917-1963 гг.), М., 1964;
Научные основы планового ценообразования, под ред. В. П. Дьяченко, М.,
1968; Н е м ч и н.-о в В. С., Общественная стоимость и плановая цена, Избр.
произв., т. 6, М., 1969; Столяров С. Г., О ценах и
ценообразовании в СССР, М., 1969; Б ел о у с о в Р. А., Общественно необходимые
затраты труда и уровень оптовых цен, М., 1969; Плотников К. Н., Гусаров
А. С., Современные проблемы теории и практики ценообразования при социализме,
М., 1971; Комин А. Н., Проблемы планового ценообразования, М., 1971;
ШильдкрутВ.
А., Современный капитализм: проблемы цен, М., 1972;
Н о-вожилов
В. В., Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании,
М., 1972;
Худокормов Г. Н., Общественная стоимость и закупочные
цены, М., 1973;
Никитин С. М., Проблемы ценообразования в условиях
современного капитализма, М., 1973; Я к о-вец Ю. В., Цены в плановом хозяйстве,
М., 1974; Дьяченко В. П., Проблемы планового ценообразования, М., 1974;
М а й-зенберг Л. И., Проблемы ценообразования в развитом социалистическом
обществе, М., 1976. Ю. В. Яковец.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я