ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ процесс формирования
цен, определение их уровней и соотношений.

В досоциалистич. формациях Ц. осуществляется
стихийно, через рынок, в процессе конкуренции между товаропроизводителями.
Под воздействием закона стоимости, спроса и предложения рыночные цены
товаров постоянно отклоняются от стоимости. При капитализме изменения в
стоимости товаров и стоимостных пропорциях оказывают определяющее влияние
на динамику цен. Рост производительности труда, уменьшение затрат живого
и овеществлённого труда на единицу потребит, стоимости выступает осн. фактором
удешевления товаров: "если отвлечься от отдельных противодействующих влияний...,
то тенденция и результат капиталистического способа производства состоит
в том, чтобы постоянно повышать производительность труда и, следовательно,
постоянно... раскладывать вновь присоединенный труд на большую массу продуктов
и понижать таким образом цену отдельного товара, или вообще удешевлять
товарные цены" (М арке К., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 49,
с. 15). В погоне за избыточной прибавочной стоимостью капиталисты
стремятся уменьшать индивидуальные издержки произ-ва, снижать цены для
вытеснения конкурентов и расширения рынка сбыта своих товаров. При быстром
росте технич. уровня и качества машин цена их физич. единицы может увеличиваться,
однако относительно, с учётом повышения их эффективности, они дешевеют:
"Под относительным удешевлением машин, -отмечал К. Маркс,-я понимаю такое
положение вещей, когда абсолютная стоимость применяемой массы машин увеличивается,
но не в такой степени, в какой увеличивается масса этих машин и их эффективность"
(там же, т. 26, ч. 3, с. 228, прим.).


С помощью механизма Ц. в условиях домонополистич.
капитализма стихийно регулируются пропорции общественного произ-ва (при
постоянном их нарушении) путём увеличения произ-ва товаров, спрос на к-рые
не удовлетворяется и цены повышаются, и сокращения произ-ва при падении
цен вследствие относительного перепроиз-ва тех или иных товаров; поддерживаются
через периодич. кризисы перепроиз-ва пропорции обществ, воспроиз-ва (снижение
цен в результате •збн/зидкж&я основного капитала и сокращения
издержек - один из элементов механизма выхода из кризиса, приспособления
произ-ва к новым условиям); реализуется закон относит, прибавочной стоимости
(удешевление товаров и услуг, приобретаемых рабочими вследствие роста производительности
труда, служит основой для снижения стоимости рабочей силы, сокращения необходимого
и увеличения прибавочного рабочего времени).


На стадии империализма в механизме капиталистич.
Ц. происходят существенные изменения. Монополии заключают картельные соглашения
о ценах, устанавливают монопольно высокие цены на реализуемые ими товары
и монопольно низкие на приобретаемое сырьё, противодействуют снижению цен
при сокращении издержек произ-ва и на стадии выхода из кризиса. Государственно-монополистическое
регулирование способствует поддержанию монопольных цен. Господствующей
тенденцией становится инфляционный рост цен, к-рый приобрёл скачкообразный
характер в 1-й пол. 70-х гг. (табл.1).


Табл. 1. - Инфляционный рост цен в некоторых
капиталистических странах и на мировом рынке




















































































































































































































































































1950


1960


1965


1970


1975


1976


Индексы потребительских
цен

(1963 = 100)


США


79


97


103


127


176


186


Великобритания


61


91


108


135


249


290


Франция


53


92


106


131


200


219


ФРГ


77


92


106


120


162


169


Италия


65


87


111


128


219


2761


Япония


54


80


111


144


248


271


Индексы мировых
экспортных

цен (1950 = 100)


Все товары


89


100


103


113


244


2402


Сырьевые товары


103


99


103


108


326


3382


в т. ч.:


продовольственные


95


94


103


111


243


2423


с.-х. непродовольственные


78


105


103


101


198


2273


минералы


90


100


104


111


548


5633


Цветные металлы


-


106


135


180


202


2543


Готовые изделия


79


98


103


117


213


2123





1 Ноябрь 1976. 2 2-й
квартал 1976. 3 3-й квартал 1976.


Инфляц. рост цен обостряет и углубляет
присущие капиталистич. экономике противоречия, представляет собой одно
из проявлений загнивания капитализма в период его общего кризиса. Рост
цен особенно тяжело отражается на материальном положении трудящихся, ведёт
к сокращению их реальных доходов, влияет и на механизм реализации экономич.
законов капитализма. Уменьшение величины стоимости товаров не сопровождается
снижением общего уровня цен, хотя по отд. товарам цены снижаются. В период
кризиса монополии предпочитают сокращать произ-во товаров, не снижая цен.
Усиливается гос. вмешательство в процессы Ц. в интересах монополий. Инфляционный
рост цен наблюдается и в развивающихся странах (табл. 2).


В тех из них, где у власти стоят демокра-тич.
силы, осуществляются меры по ограничению роста цен и контролю за их установлением
и применением.


Политика и практика Ц. коренным образом
меняются с переходом к с о ц и а-л и з м у. В переходный период от капитализма
к социализму пролетарское гос-во овладевает механизмом Ц. и активно использует
его в качестве инструмента ограничения и вытеснения буржуазии, преобразования
мелкотоварного уклада, развития и укрепления социалистич. х-ва, повышения
уровня жизни трудящихся масс. В. И. Ленин рассматривал деятельность Сов.
гос-ва в области Ц. как важную составную часть борьбы за социализм: "Только
тогда, когда Комиссариат продовольствия, вместе с Комиссариатом земледелия,
национализировал все товары, установил цены,-только тогда мы вплотную подходим
к социализму" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 509).


Табл. 2. -Индексы потребительских цен некоторых
развивающихся странах (1963 = 100)




















































































































1950


I960


1965


1970


1975


1976


Индия


75


92


156


170


297


2831


Иран


49


96


106


114


179


1982

Пакистан
(г. Карачи)

73


97


110


137


272


291


Аргентина (г.
Буэнос-Айрес)


5


56


157


380


в 61 раз


в 248 раз


Мексика (г. Мехико)


47


97


106


126


212


2891


Уругвай (г. Монтевидео)


16


74


223


2331


в 323 раза


в 4863 раз





1 Ноябрь 1976. 2Май
1976. 3 Июль 1976.


В переходный период сформировались основы
сов. политики цен, были определены принципы планового Ц., впервые созданы
органы пролетарского гос-ва по регулированию цен (Комитет цен ВСНХ начал
функционировать в кон. 1918). Плановое Ц.-один из инструментов экономич.
управления в руках социалистич. гос-ва. Опираясь на обществ, собственность
на средства произ-ва и планомерное развитие х-ва, сознательно используя
систему экономич. законов (в т. ч. и закон стоимости), оно определяет развитие
осн. ценообразующих факторов, устанавливает цены на важнейшие виды товаров
и услуг, планирует изменения уровней, соотношений, структуры цен. В условиях
социализма плановое Ц. охватывает: установление цен (подготовка проектов
прейскурантов и цен на новую продукцию, их рассмотрение и утверждение);
планирование и прогнозирование цен; координацию (согласование) устанавливаемых
различными органами (напр., республ. или местными) цен на одинаковые товары
и услуги; контроль за обоснованностью установления и правильностью применения
утверждённых цен (за соблюдением гос. дисциплины в области цен).


Осн. принципы планового Ц. при социализме.


1. Приближение цен к общественно необходимым
затратам труда, своевременное отражение в системе цен изменений их уровней
и пропорций. Плановые цены стабильны и не подвержены конъюнктурным колебаниям.
В то же время они периодически пересматриваются, что позволяет отражать
существенные, устойчивые изменения в условиях произ-ва и реализации продукции.


2. Активное использование цен для стимулирования
научно-технич. прогресса и повышения качества продукции на основе дифференциации
цен (см. Дифференцирование цен). В Ц. на новую технику соблюдается
принцип её относит, удешевления: при установлении оптовых цен на новые
изделия, особенно на машины и оборудование, предусматривается снижение
их уровня на единицу полезного эффекта (см. Материалы XXV съезда КПСС,
1976, с. 173).


3. Стимулирование с помощью цен эффективного
использования производств, ресурсов: повышения производительности труда
и экономии трудовых ресурсов; снижения материалоёмкости продукции и повышения
фондоотдачи,
рационализации
природопользования, комплексной переработки природного сырья И уменьшения
ущерба, наносимого окружающей среде. В ценах всё более полно отражаются
общественно необходимые затраты по выявлению, воспроиз-ву и охране природных
ресурсов.


4. Применение механизма Ц. для решения
социально-экономич. задач -преодоления существенных различий между городом
и деревней, неуклонного роста реальных доходов населения, улучшения условий
труда и быта. Этот принцип осуществляется на основе создания с помощью
закупочных
цен
и цен на средства произ-ва, реализуемые колхозам и совхозам, экономич.
условий для превращения с.-х. труда в разновидность труда индустриального
и сближения уровней доходов в городе и на селе; обеспечения стабильности
уровня гос. розничных цен на основные товары и снижения цен на отд. товары
по мере создания для этого необходимых условий; установления льготных цен
на товары и услуги особой социальной важности; учёта социального фактора
в Ц. на новую технику.


5. Содействие укреплению хозяйственного
расчёта
во всех звеньях нар. х-ва, усиление экономич. заинтересованности
предприятий и объединений в повышении эффективности произ-ва, снижении
себестоимости, соблюдении режима экономии; выравнивание хозрасчётных условий
предприятий и объединений, находящихся в неодинаковых объективных условиях,
с помощью расчётных цен, фиксированных (рентных) платежей и т. п.


В процессе планового Ц. реализуются присущие
социализму закономерности формирования и движения цен. Уровень оптовых
цен определяется исходя из средней по стране (или р-ну Ц.) себестоимости,
выражающей общественно нормальные издержки произ-ва, и нормативной прибыли.
При установлении конкретных цен учитывается соотношение потребит, свойств
(качества, эффективности потребления) однородных и взаимозаменяемых товаров.
В Ц. на с.-х. продукцию, товары нар. потребления и услуги большую роль
играет социальный фактор, вследствие чего цены во мн. случаях существенно
отклоняются вверх или вниз от стоимости.


На динамику цен влияет ряд факторов: рост
производительности труда; ускорение научно-технич. прогресса; улучшение
качества продукции; изменение естеств. условий произ-ва; увеличение затрат
на воспроиз-во природных ресурсов и охрану окружающей среды; неуклонный
рост ден. доходов населения; сдвиги в размещении произ-ва; кол-во бум.
денег в обращении; внешнеэкономич. факторы и т. п. Под воздействием совокупности
этих факторов динамика цен отличается от динамики стоимости. Уровень гос.
розничных и оптовых цен в СССР характеризуется относит, стабильностью (табл.
3),


Табл. 3. - Динамика оптовых и государственных
розничных цен в СССР (1940 = 100)




















































































































































1950


1955


1960


1965


1970


1975


Индекс оптовых
цен пром-сти


В целом по пром-сти


170


128


129


127


136


132


по отраслям тяжёлой
пром-сти


140


107


106


101


116


108


по отраслям лёгкой
и пищевой пром-сти


210


156


159


160


159


163


Индекс гос. розничных
цен


Все товары


186


138


139


140


139


139


продовольственные
товары


203


141


147


152


152


154


непродовольственные
ювары


165


134


130


126


124


122





закупочные цены неоднократно повышались
(в 50-60-е гг.), с тем чтобы обеспечить условия для развития и тех-нич.
реконструкции с.-х. произ-ва и повышения оплаты труда колхозников и работников
совхозов.


Осуществляются меры по улучшению организации
и совершенствованию методов планового Ц. В 1970 в СССР создана единая союзно-респ.
система гос. органов Ц., включающая: Гос. к-т цен Сов. Мин. СССР; гос.
к-ты цен Сов. Мин. союзных республик; отделы цен Сов. Мин. АССР, областных,
краевых исполкомов; образованы подразделения по ценам в союзных и республ.
мин-вах и ведомствах, в ряде объединений и крупных предприятий. Улучшено
законодательство по ценам, более чётко регламентированы права и обязанности
различных органов по установлению и применению цен, расширена нормативная
и методич. база Ц.


Развивается научная база Ц. В 1967 создан
специализированный н.-и. ин-т по Ц. (НИИ цен), исследованиями по ценам
занимаются более 200 общеэконо-мич. и отраслевых НИИ и вузов страны (1976).
Их деятельность в этой области координируется Межведомственным научным
советом по проблемам Ц. (образован в 1972) Гос. к-та цен и АН СССР.


В практике расчёта прейскурантов и обоснования
цен на новые виды продукции всё более широко применяются нор-мативно-параметрич.
методы Ц., обеспечивающие построение цен на базе нормативов затрат и рентабельности
и с учётом соотношений потребит, свойств изделий. Создаётся автоматизированная
система обработки информации по ценам (АСОИ цен) с использованием экономико-мате-матич.
моделей, совр. вычислит, техники и системного анализа для повышения эффективности
управления в стране, планирования и прогнозирования цен, расчёта прейскурантов,
координации, контроля и анализа цен, обеспечения ценовой информацией всех
звеньев нар. х-ва.


25-й съезд КПСС (1976) определил задачи
дальнейшего совершенствования планового Ц. Намечено повысить стимулирующую
роль цен в ускорении научно-технич. прогресса, обновлении и улучшении качества
продукции, рациональном использовании материальных ресурсов; продолжить
линию на обеспечение стабильности гос. розничных цен на осн. продовольств.
и непродовольств. товары; сохранить принцип твёрдых планов закупок с.-зс.
продуктов и поощрение х-в за сверхплановую продажу их гос-ву путём применения
повышенных закупочных цен. В других социалистич. странах плановое Ц. осуществляется
на базе тех же оса принципов и методов, что и в СССР. Руководят этой работой
ведомства по ценам, гос. комитеты, комиссии цен. В отд. странах имеются
свои особенности в методах Ц., уровнях, соотношениях, структуре цен, их
динамике. Эти различия вытекают как из разных природно-эконо-мич. и технич.
условий развития стран, так и из специфики их хоз. механизмов. По линии
ведомств по ценам и их НИИ ведётся разработка вопросов постепенного сближения
методов внутр. Ц. в странах-членах СЭВ как одного из элементов развития
социалистич. экономич. интеграции (см. Интеграция социалистическая экономическая).


Лит.: Маркс К., Заработная плата,
цена и прибыль, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16; его же, Капитал,
т. 1-3, там же, т. 23-25; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том
"Капитала"), там же, т. 26, ч. 1-3: его же. Экономическая рукопись 1861
- 1863 гг., гл. 3, там же, т. 47; его же, [Капитал], кн. 1-Процесс производства
капитала, гл. 6 -Результаты непосредственного процесса производства, там
же, т. 49; Энгельс Ф., Дополнения к третьему тому "Капитала". I - Закон
стоимости и норма прибыли, там же, т. 25, ч. 2; Л е н и н В. И., Еще одно
уничтожение социализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 25; его ж е, О голоде
(Письмо к питерским рабочим), там же, т. 36; его же, Тезисы по продовольственному
вопросу, там же, т. 37; его же, Речь на объединенном заседании ВЦИК, Московского
Совета и Всероссийского съезда профессиональных союзов 17 янв. 1919 г.,
там же; В. И. Ленин и проблемы планового ценообразования, М., 1970; О снижении
отпускных и розничных цен. Резолюция Пленума ЦК ВКП(б), 12 февраля 1927
г., в кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов
ЦК, 8 изд., ч. 3, М., 1970; О совершенствовании планирования я усилении
экономического
стимулирования промышленного производства. Постановление ЦК КПСС и Совета
Министров СССР, 4 окт. 1965, там же, ч. 8, М., 1972; Решения партии и правительства
по хозяйственным вопросам, т. 5, М., 1968; Программа КПСС, М., 1976; Материалы
XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1977; Турецкий
Ш. Я., Очерки планового ценообразования в СССР, М., 1959; Общественно необходимые
затраты труда, себестоимость и рентабельность, М., 1963; Струмилив С. Г.,
Процессы ценообразования в СССР, Избр. произв., т. 2, М., 1963; М а л а
ф е-е в А. Н., История ценообразования в СССР. (1917-1963 гг.), М., 1964;
Научные основы планового ценообразования, под ред. В. П. Дьяченко, М.,
1968; Н е м ч и н.-о в В. С., Общественная стоимость и плановая цена, Избр.
произв., т. 6, М., 1969; Столяров С. Г., О ценах и
ценообразовании в СССР, М., 1969; Б ел о у с о в Р. А., Общественно необходимые
затраты труда и уровень оптовых цен, М., 1969; Плотников К. Н., Гусаров
А. С., Современные проблемы теории и практики ценообразования при социализме,
М., 1971; Комин А. Н., Проблемы планового ценообразования, М., 1971;
ШильдкрутВ.
А., Современный капитализм: проблемы цен, М., 1972;
Н о-вожилов
В. В., Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании,
М., 1972;
Худокормов Г. Н., Общественная стоимость и закупочные
цены, М., 1973;
Никитин С. М., Проблемы ценообразования в условиях
современного капитализма, М., 1973; Я к о-вец Ю. В., Цены в плановом хозяйстве,
М., 1974; Дьяченко В. П., Проблемы планового ценообразования, М., 1974;
М а й-зенберг Л. И., Проблемы ценообразования в развитом социалистическом
обществе, М., 1976. Ю. В. Яковец.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я