ЦЕНТР ДАВЛЕНИЯ
точка, в к-рой линия
действия равнодействующей приложенных к покоящемуся или движущемуся телу
сил давления окружающей среды (жидкости, газа), пересекается с нек-рой
проведённой в теле плоскостью. Напр., для крыла самолёта (рис.) Ц. д. определяют
как точку пересечения линии действия аэродинамич. силы с плоскостью хорд
крыла; для тела вращения (корпус ракеты, дирижабля, мины и др.) - как точку
пересечения аэродинамич. силы с плоскостью симметрии тела, перпендикулярной
к плоскости, проходящей через ось симметрии и вектор скорости центра тяжести
тела.
Положение Ц. д. зависит от формы тела,
а у движущегося тела может ещё зависеть от направления движения и от свойств
окружающей среды (её сжимаемости). Так, у крыла самолёта, в зависимости
от форм его профиля, положение Ц. д. может изменяться с изменением угла
атаки а, а может оставаться неизменным ("профиль с постоянным Ц. д.); в
последнем случае Хцд=О,25 b (рис.). При движении со сверхзвуковой
скоростью Ц. д. значительно смещается к хвосту из-за влияния сжимаемости
воздуха.
Положение центра давления потока на крыло:
b - хорда; а - угол атаки; и-вектор скорости потока; Хцд расстояние
центра давления от носика тела.
Изменение положения Ц. д. у движущихся
объектов (самолёт, ракета, мина и др.) существенно влияет на устойчивость
их движения. Чтобы их движение было устойчивым при случайном изменении
угла атаки а, Ц. д. должен сместиться так, чтобы момент аэродинамич. силы
относительно центра тяжести вызвал возвращение объекта в исходное положение
(напр., при увеличении а Ц. д. должен сместиться к хвосту). Для обеспечения
устойчивости объект часто снабжают соответствующим хвостовым оперением.
Лит.:
Лойцянский
Л. Г., Механика жидкости и газа, 3 изд., М., 1970; Голубев В. В., Лекции
по теории крыла, М.— Л., 1949.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я