Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ЦЕНТРАЛЬНОЧЕРНОЗЁМНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

ЦЕНТРАЛЬНОЧЕРНОЗЁМНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

ЦЕНТРАЛЬНОЧЕРНОЗЁМНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН один из крупных экономич. р-нов СССР. Включает Курскую, Белгородскую,
Воронежскую, Тамбовскую и Липецкую обл. Пл. 168 тыс. км2.
Нас.
(на нач. 1975) 7,8 млн. чел. По нац. составу население почти сплошь русское.
В Ц. э. р. (на 1 янв. 1977) 48 городов, из них 16 были образованы в сов.
время. По числу жителей выделяются города (тыс.): Воронеж (779), Липецк
(375), Курск (373), Тамбов (265), Белгород (227), Елец (113) и Мичуринск
(102).


Ц. э. р. занимает юж. часть Среднерусской
возв. и примыкающую к ней с В. часть Окско-Донской равнины. Климат умеренно
континентальный. Реки принадлежат басе. Дона, Днепра и Волги. Р-н беден
поверхностными водами. Сев. часть р-на расположена в зоне лесостепи, переходящей
постепенно к Ю. в степную зону. Почвы: оподзоленные и выщелоченные чернозёмы
на Ю. сменяются типичными чернозёмами.


Историч. особенности одностороннего агр.
развития х-ва в прошлом, давнее экстенсивное землепользование при высокой
плотности сел. населения привели к значит, истреблению лесов и сильной
эрозии почв. В 1975 под лесами было занято ок. 10% терр. р-на; важное хоз.
значение имеет расширение лесопосадок и борьба с эрозией почв.


В р-не имеются запасы железных руд [Курская
магнитная аномалия
(КМА)], доломитов, мела, огнеупорных глин, формовочных
песков, фосфоритов, цем. сырья; вскрышные породы железорудных карьеров
- ценное сырьё для произ-ва стройматериалов. Важное значение приобретают
выявленные на месторождениях КМА пром. запасы бокситов, широкое распространение
полиметаллич. минерализации.


Промежуточное положение р-на между высокоразвитыми
в пром. отношении Центром и Донбассом, отсутствие местных топливно-энергетич.
ресурсов, высокое естеств. плодородие почв, социально-историч. особенности
развития х-ва долгое время в прошлом сдерживали развитие пром-сти.


Традиц. общесоюзной специализацией р-на
является совокупность индустриаль-но-агр. циклов, сложившихся благодаря
развитому с. х-ву, переработке его разнообразного сырья.


С освоением железорудных богатств КМА связано
развитие в общесоюзном и междунар. масштабе полного пироме-таллургич. цикла
- от добычи и обогащения жел. руды до разнообразного металлоёмкого машиностроения.
Помимо старого металлургич. з-да и Новолипецкого металлургического з-да
в Липецке, в р-не Старого Оскола строится электро-металлургич. комбинат
прямого восстановления железа из металлизованных окатышей. Горнорудные
предприятия, сконцентрированные в р-не гг. Старый Оскол - Губкин (горно-обогатит.
комбинаты Лебединский и Стойленский) и Же-лезногорска (Михайловский горно-обогатит.
комбинат), дают в возрастающем кол-ве наиболее дешёвую и высококачественную
в стране жел. руду и концентрат металлургич. заводам Европ. части СССР
и на экспорт.


С развитием чёрной металлургии р-на связано
усиление специализации на металлоёмком машиностроении. Кроме того, получили
развитие: произ-во тракторов, с.-х. машин, технологич. оборудования для
пищ. пром-сти, металлорежущих станков, подшипников, приборов, средств автоматизации,
радиоизделий.


Важное нар.-хоз. значение имеет хи-мич.
и нефтехимич. пром-сть, особенно произ-во синтетич. каучуков в Воронеже,
возникшее первоначально на местном пищ. сырье, в дальнейшем получившее
большое развитие на привозном углеводородном сырье. Развито произ-во автопокрышек,
резинотехнич. изделий и обуви (Воронеж, Курск), химич. волокон и нитей,
пластмассовых изделий (Щиг-ры, Курск, Белгород). Выпускаются фосфатные
и азотные удобрения (Уварово, Липецк), лакокраски и синтетич. красители
(Котовск, Тамбов). В Шебекино -крупнейший з-д синтетич. кислот и спиртов.


Пром-сть стройматериалов вырабатывает цемент,
шифер, стеновые материалы, огнеупоры и др.


Традиц. специализация Ц. э. р. на разнообразных
отраслях пищ. пром-сти основывается на богатой местной сырьевой базе. Значит,
развитие получила сах., маслобойная, консервная и др. пром-сть, на местном
и привозном сырье - табачно-махорочная.


В лёгкой пром-сти выделяется произ-во шерстяных
тканей и верх, трикотажа, крупнейшие предприятия пенько-джутовой пром-сти
- в Курске, Старом Осколе.


Потребности в электроэнергии в значит,
мере обеспечиваются за счёт передач её из р-иов Поволжья, Донбасса, Центра,
объединённых в единую энергосистему. Действуют крупная Нововоронежская
(пос. Нововоронежский) и Курская (пос. Курчатов) АЭС; мощные ТЭЦ имеются
в гл. городах и пром. центрах.


В с. х-ве преобладает растениеводство.
Пашня составляет 82% с.-х. угодий р-на, пастбища 12%, сенокосы 4%. С. х-во
подвержено сильному влиянию периодически повторяющихся засух. В связи с
интенсификацией с. х-ва быстро увеличиваются площади орошаемых земель (за
1965-75 с 5 до 204 тыс. га). Земледелие специализируется на выращивании
сах. свёклы, масличных и зерновых культур. Характерна стабильность структуры
землепользования. Из 11,1 млн, га пашни площади под зерновыми из
года в год составляют 6-6,2 млн. га, под сах. свёклой 0,8-0,9 млн.
га,
подсолнечником
0,4-0,5 млн. га.


Животноводство мясо - молочного направления.
Поголовье кр. рог. скота на нач. 1977- 4,9 млн., в т. ч. коров 2 млн.;
поголовье свиней за 1965-76 увеличилось с 4,2 до 4,7 млн., поголовье овец
и коз составляет 3,5 млн. Закупки скота и птицы за 1965 - 76 - 0,5 -0,8
млн. т, молока от 2 до 2,8 млн. т.


Наметившаяся в последние годы тенденция
опережающего развития животноводства (за 1966 - 70 и 1971 - 75 доля его
повысилась с 47 до 54%) связана с переводом его на пром. основу, созданием
крупных животноводч. комплексов по произ-ву говядины, свинины, молока,
яиц. Усиливается пригородная специализация с. х-ва.


На формирование х-ва Ц. э. р. и его трансп.
сети оказывает влияние промежуточное положение на путях интенсивного грузо-и
пассажирообмена Центр, и Сев.-Западного экономич. р-нов с Донбассом, Сев.
Кавказом и Закавказьем, а также Прибалтики, Белоруссии, Центра и Севере-Запада
с р-нами Ср. Азии и Ниж. Поволжья.


Ц. э. р. пересекают 4 меридиональные (Брянск
- Харьков, Орёл - Харьков, Елец - Валуйки, Грязи - Миллерово) и 3 широтные
(Сухиничи - Тамбов, Елец - Поворино, Ворожба - Отрожка) ж.-д. магистрали
с многочисл. соединениями и ответвлениями. По юго-вост. окраине проходит
линия Валуйки -Поворино, обеспечивающая выход из Донбасса на В. Протяжённость
ж.-д. сети 4,5 тыс. км (1975); по густоте сети жел. дорог (26,9кл(
на 1 тыс. км*) Ц. э. р.-один из наиболее насыщенных в стране. В
1975 ж.-д. транспортом было отправлено ок. 108 млн. m грузов и прибыло
123 млн. т, из них внутри р-на перевезено 46 млн. т. Ввоз
грузов в р-не преобладает над вывозом (в 1975 соответственно 79 и 61 млн.
т). Ввоз определяют уголь, нефтегрузы, минеральные стройматериалы, лесные
грузы; вывоз - жел. руда, цемент, прокат чёрных металлов, различные с.-х.
грузы. Речной транспорт имеет местное значение (судоходные участки верх.
Дона с притоками составляют ок. 1,2 тыс. км). Длина автодорог
с твёрдым покрытием св. 11 тыс. км, через терр. р-на проходят автомагистрали
союзного значения: Москва - Симферополь (через Курск), Москва - Кавказ,
Москва - Волгоград (через Воронеж) и автомагистрали Харьков - Волгоград
и Брянск - Волгоград (через Воронеж).


Терр. р-на пересекают магистральные газопроводы
Ставрополь - Воронеж -Москва, Шебелинка - Курск - Москва, Ср. Азия - Украина,
от к-рых имеются многочисл. отводы к осн. пром. центрам р-на.


Лит.: Российская Федерация. Центральная
Россия, М., 1970 (серия "Советский Союз");


Детина С. И., Овчиннинский Н. В.. Шахова
О. Т., Проблемы развития и размещения производительных сил Центральночерноземного
района, М., 1973.


Ю. Н. Палеев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я