ЦЕПИ
шарнирные, изделия, состоящие
из последовательно соединённых между собой одинаковых взаимно подвижных
звеньев. Использование Ц. известно за несколько тысячелетий до н. э., напр,
в Греции в 3 в. до н. э. Ц. применяли в простых механизмах. Римским архитектором
Витрувием
в
1-м в. до н. э. описано водоотливное устройство с ковшами, прикреплёнными
к замкнутой (бесконечной) пластинчатой шарнирной Ц. Леонардо да Винчи
оставлены
рисунки Ц., близких по форме пластин к современным. И. И.
Ползунов создал
и применил в приводах машин пластинчатую Ц., аналогичную Ц., запатентованной
спустя 65 лет (в 1829) франц. гравёром А. Галлем.
Ц., применяемые в технике, по назначению
делятся на: приводные (в приводах машин для передачи движения с ведущего
вала на один или неск. ведомых валов), тяговые (в конвейерах, транспортёрах,
элеваторах, эскалаторах, патер-ностерах и т. п. машинах для крепления к
ним рабочих органов, непосредственно перемещающих грузы или людей), грузовые
(в грузоподъёмных машинах и гидротехнич. сооружениях для подвешивания,
подъёма и опускания грузов), якорные (на судах для соединения якоря с корпусом
судна), оплотные (для обвязки пучков леса на лесосплаве), противоскольжения
(для увеличения сцепления колёс автомобиля с дорогой при гололёде и т.
п. условиях), пильные (для моторных пил в лесной пром-сти), долбёжные,
режущие (в машинах для добычи и обработки полезных ископаемых, для рытья
траншей и т. п.) и др.
По конструкции и способу изготовления звеньев
Ц. делятся на круглозвенные (поперечное сечение звена в виде круга) сварные
и литые; пластинчатые (со звеньями из пластин, соединяемых валиками или
втулками); крючковые (из штампованных или литых звеньев с крючками на одном
конце); разборные (из горяче-и холодноштампованных звеньев); блочные (из
звеньев в виде толстых пластин-блоков) и др.
Круглозвенные Ц. применяются в качестве
тяговых, грузовых, якорных, оплотных и противоскольжения. Наибольшее применение
получили пластинчатые Ц. Для грузоподъёмных механизмов, работающих редко
и кратковременно при скоростях до 0,25 м/сек, а также тихоходных
конвейеров (для уборки навоза, раздачи кормов) пластинчатые Ц. изготовляют
простыми шарнирными (см. Шарнир) с двух- и многопластинчатыми звеньями.
Чтобы уменьшить удельные нагрузки в шарнирах и их износ, приводные и тяговые
пластинчатые Ц. изготовляют втулочными. Для уменьшения износа втулок и
зубьев звёздочек на втулки надеваются ролики. Такие одно- и многорядные
втулочно-роликовые Ц., как наиболее совершенные, получили широкое применение.
При больших, часто повторяющихся динамических нагрузках,например в механизмах
экскаваторов, применяют приводные Ц. с изогнутыми пластинами, снижающими
динамич. воздействие на механизмы и элементы самой Ц.
Цепи: 1 - круглозвенная; 2 -
пластинчатая простая шарнирная (безвтулочная); 3-пластинчатая шарнирная
с многопластинчатыми звеньями; 4 -пластинчатая втулочная; 5 -
пластинчатая
втулочно-ро-ликовая однорядная; 6 - пластинчатая втулочно-роликовая
многорядная; 7 -с изогнутыми пластинами; 8 - пластинчатая зубчатая;
9
- пластинчатая откры-тошарнирная (двухваликовая); 10-
крючковая;
11
- горячештампованная разборная; 12- блочная.
Для улучшения зацепления со звёздочками,
снижения шума и повышения надёжности для мощных быстроходных передач предложены
зубчатые Ц. с многопластинчатыми звеньями. С появлением более простых в
изготовлении и дешёвых прецизионных многорядных втулочно-роликовых Ц. применение
зубчатых Ц. сократилось и ограничивается в основном машинами старых типов.
Для работы в порошкообразных, коррозионных и химически активных средах,
вызывающих потерю подвижности в шарнирах втулочных и втулочно-роликовых
Ц., наряду с круглозвенными и разборными Ц., имеющими открытые шарниры,
с 70-х гг. стали применять открытошарнирные пластинчатые двухваликовые
Ц. Такие Ц. отличаются от втулочно-роликовых также повышенной ударно-усталостной
прочностью деталей шарниров и значительно меньшими трудоёмкостью, массой
и стоимостью. Крючковые и блочные Ц. используют как приводные и тяговые.
Разборные Ц, широко применяют в качестве тяговых. Концы Ц. соединяют специальными
звеньями. Для уменьшения износа детали шарниров или Ц. в целом (круглозвенные)
подвергают термич. и химико-термич. обработке, а также смазывают в процессе
работы.
Осн. геометрич. характеристиками Ц. являются
шаг (ср. длина), а для кругло-звенных Ц. также калибр (диаметр поперечного
сечения) звеньев. Для получения компактных передач и механизмов шаги приводных
и грузовых Ц. принимают минимальными (4-300 мм), тяговые Ц., имеющие
большую длину, изготовляют с большим шагом (до 1400 мм), так как
это позволяет существенно снизить их массу и стоимость.
Осн. виды Ц. в СССР стандартизированы,
а их произ-во специализировано.
Лит.: Воробьев Н. В., Цепные передачи,
4 изд., М., 1968; Решетов Д. Н., Детали машин, 3 изд., М., 1974.
И. И. Ивашков, А. А. Пархоменко.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я