ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА

ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА музыка, звучащая
во время церковного (христианского) богослужения. Разновидность ре-лиг,
(духовной) музыки, с древнейших времён известной у всех народов мира; последняя
включает и произв., исполняемые вне церкви - в быту, в концертах. Эмоциональное
воздействие муз. иск-ва использовалось церковью для привлечения людей в
храмы, для насаждения религ. идей и представлений. В каждой церкви - православной,
католической, протестантской и др.- сложились свои принципы муз. оформления
богослужения; существенные различия обнаруживает и Ц. м. различных местных
ветвей одной и той же церкви (напр., рус., болг., серб., груз., греч. и
др. православных церквей).


Католич. Ц. м. основывается на григорианском
хорале.
Все католич. песнопения исполняются на лат. языке (лишь в 60-х
гг. 20 в. было допущено пение в церкви и на родных языках); они многоголосны
и поются а капелла или в сопровождении органа, оркестра. Важнейшие
формы католич. Ц. м.- месса, реквием, мотет, псалмы, магнификат,
тедеум,
стабат матер.



Осн. форма лютеранской Ц. м.- протестантский
хорал,
к-рый поётся и церк. хором, и самими верующими на родном языке
в сопровождении органа и др. муз. инструментов. Наиболее распространены
формы лютеранской Ц. м.: "Страсти", духовная оратория, церк. кантата,
мотет,
псалм, духовная песня. Гл. вид др.-рус. Ц. м.- знаменный распев (см.
также Глас, Осмогласие, Строчное пение, Демественное пение, Крюки).
Пение
вначале было одноголосным, с 16 в. становится многоголосным (см.
Партесное
пение).
Песнопения исполняются на церковнослав. языке без инструм.
сопровождения во время обедни (литургии), всенощной, венчания, молебна,
панихиды и др. Праздничная литургия иногда завершается духовным концертом.


В течение длит, времени Ц. м. у мн. народов
была единств, видом проф. музыки; она развивалась, испытывая постоянное
влияние нар. музыки, а впоследствии и светской. Так, уже в 15-16 вв. во
мн. католич. духовных сочинениях Я. Обрехта, Г. Дюфаи, Жоскена Депре и
др. композиторов использовались напевы бытовых нар. песен. В жанрах Ц.
м. были созданы величайшие творения -"Страсти по Матфею" и месса си минор
И. С. Баха, реквием Моцарта, "Торжественная месса" Бетховена и др.


Лит.: Разумовский Д., Церковное
пение в России, в. 1-3, М., 1867-69; Р о-зеншильд К., Музыкальное искусство
и религия, М., 1964; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, 2
изд., М., 1971; Weinmann К., Geschichte der Kirchenmusik..., Munch., 1925;
Douglas W., Church music in history and practice, L.. 1963.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я