ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК
древнеслав.
лит. язык 11-18 вв. По своему происхождению это старославянский язык
(к-рый
наз. также древнецер-ковнославянским), подвергшийся влиянию живых языков
народов, у к-рых он был распространён. Различают местные разновидности
Ц. я., или изводы, редакции: восточнослав., болгаро-макед., серб., хорв.
глаголич., чеш., рум. Нормы Ц. я. изменялись с постепенным передвижением
центров древнеслав. книжности с Ю. слав, мира на В., под влиянием живых
нар. языков, в зависимости от тенденций к унификации Ц. я. и восстановлению
древних норм, что было связано с деятельностью различных книжных школ.
Так, после нек-рой децентрализации и ослабления строгости норм Ц. я. (12-13
вв.) наступает эпоха унификации и восстановления древних норм (14-15 вв.)
в результате деятельности тырнов-ской школы в Болгарии, ресавской школы
в Сербии и связанного с этой деятельностью второго южнослав. влияния на
Руси. В кон. 15 - 16 вв. происходит смещение центров слав, книжности на
Зап. Русь и в Москву, вызвавшее смену норм под влиянием местных народно-разг.
языков. В 17 в. существовало неск. центров книжности: Вильна, Киев, Москва,-
что привело к параллелизму норм. В 18 в. централизация и нормализация Ц.
я. проходили на основе Ц. я., употреблявшегося в Москве. Поскольку наряду
с произведениями, написанными на Ц. я., в слав, странах в разное время
появляется лит-ра на основе живого нар. языка, складываются два типа древнерус.,
древнесерб., древнеболг. (староболг.) лит. языков. В основе одного типа
лежит Ц. я., в основе другого - живой нар. язык. В разные эпохи взаимоотношения
между этими типами лит. языков были различными. Если в ср. века они были
сравнительно близкими, то в 17 в. имело место двуязычие. Нар. рум. язык
и Ц. я., как языки разных систем, всегда были достаточно независимы друг
от друга. Ц. я. постепенно уступал лит. языку на народно-разг. основе одну
сферу распространения за другой и, наконец, в 18 в. вышел из письм. употребления.
Сохраняется как культовый язык правосл. церкви. В лингвистич. лит-ре вместо
терминов "старославянский" и "Ц. я." становится всё более употребительным
термин "древнеслав. лит. язык", к-рым обозначается единый лит. язык юж.
славян (9-18 вв.), вост. славян (10-18 вв.), мораван (чехов) (9-11 вв.)
и ьлахо-молдаван (14-18 вв.).
Лит.: Б у л и ч С., Церковнославянские
элементы в современном литературном и народном русском языке, ч. 1, СПБ,
1893; Виноградов В. В., Очерки по истории русского литературного языка
XVII-XIX вв., 2 изд., М., 1938; Толстой Н. И., К вопросу о древнеславянском
язы"-ке как общем литературном языке южных и восточных славян, "Вопросы
языкознания", 1961, № 1; [Доклады, прочитанные на заседании Комиссии по
составлению словаря общеславянского литературного (церковнославянского)
языка в апреле 1966 г.], там же, 1966, № 5; Копыле н-ко М. М., Как следует
называть язык древнейших памятников славянской пись-менности?, "Советское
славяноведение", 1966, №1; Успенский Б. А., Архаическая система церковнославянского
произношения, М., 1968; Ф и л и н Ф. П., О генетическом и функциональном
статусе современного русского литературного языка, "Вопросы языкознания",
1977, Jsfe 4.
Л. Л. Касаткин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я