ЦЕРКОВЬ
[от греч. kyriake (oikia)
-божий дом], 1) особый тип религ. орг-ции, объединение последователей того
или иного религ. направления на основе общности вероучения и культа; гл.
отличит, признаки Ц.: наличие более или менее разработанной догматич. и
культовой системы (см. Догматы, Культ); иерархич. характер, централизация
управления; разделение всех, принадлежащих к Ц., на профессиональных служителей
культа (духовенство) и рядовых верующих (мирян). Во всех антагонистич.
социальных системах Ц. связана с господствующими классами, выполняет важные
политич., правовые и идеологич. функции, поддерживая и освящая эксплуататорские
отношения. В социалистич. странах Ц. осуществляет исключительно религ.
функции. Религ. орг-ции, представляющие собой частные объединения верующих,
имеют единственную цель - совместное отправление религ. культа; обязаны
соблюдать законодательства о культах. В СССР и в большинстве других социалистич.
стран Ц. отделена от гос-ва.
Ц. окончательно оформилась в эпоху феодализма.
В этот период она была особенно тесно связана со всей гос. и социальной
структурой, выступая,- как отмечал Ф. Энгельс, - "...в качестве наиболее
общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя"
(Э н г е л ь с Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361).
Церк. приход был не только религиозной, но и социальной ячейкой, своего
рода соседской общиной. К Ц. принадлежали все члены общества (отлучение
от Ц. являлось наказанием; все, отошедшие от неё, квалифицировались как
"еретики"). Для рядовых прихожан (крестьян, ремесленников) храм являлся
не только местом отправления обрядов, но также политич. и обществ, центром.
Принадлежность к данной Ц. в эпоху феодализма основывалась преим. не на
сознательном выборе, а на семейных и нац. традициях. Ц. противостояли секты,
включавшие в себя людей, отколовшихся от неё, порвавших с господствующей
религией и выступавших, как правило, с позиций неприятия существующего
строя (см. Сектантство). Большинство сект, в отличие от Ц., формировалось
преим. на основе индивидуального сознательного вступления в них.
При капитализме положение Ц. (как и др.
религ. орг-ции) существенно меняется. Ц. утрачивает свою монополию в различных
областях умственной деятельности, в ряде капиталистич. стран (Франция,
США и др.) отделяется от гос-ва и теряет прежние правовые функции. Возникает
"религ. плюрализм", при к-ром равноправные в юридич. отношении религ. орг-ции
конкурируют друг с другом; в области религии индивиду предоставляется известная
свобода выбора, маскирующая связь религ. орг-ций, и в первую очередь Ц.,
с господствующим классом. Капиталистич. индустриализация и урбанизация
меняют облик первичной церк. общины: разрыв между местом работы и местом
жительства, усиление социальной и терр. мобильности населения, распространение
религ. индифферентизма и свободомыслия - всё это меняет прежнюю роль прихода.
Религ. группа в условиях капитализма не совпадает с к.-л. иными социальными
общностями. Свою принадлежность к Ц. многие верующие воспринимают формально.
Стираются различия между Ц. и сектами. Ц. фактически перестаёт включать
всё население; многие секты становятся массовыми, утрачивая прежний замкнутый
характер; осуждение ими существующего миропорядка зачастую сменяется полным
его приятием.
Крупнейшие христ. Ц.: православная церковь
(состоящая
из автокефальных церквей), католическая (см. в ст. Католицизм), армянская
апостольская церковь, протестантские церкви [англиканская церковь,
лютеранская
церковь (см. в ст. Лютеранство), кальвинистская церковь (см. в ст.
Кальвинизм)].
В
протестантизме мн. секты преобразовываются в Ц.
(методисты, баптисты,
мен-нониты).
В конфуцианстве, буддизме, иудаизме такой
чётко выраженной корпоративной централизованной церк. орг-ции, как в христианстве,
не сложилось (хотя и существует в нек-рых из них иерархия духовенства),
ибо эти религии в первую очередь декларируют тождественность гражд. и религ.
общин, принципиально отвергая саму идею их раздельного существования (а
значит, и автономного религ. коллектива в лице Ц.).
Д. М. Угринович.
2) Здание для богослужений в христианской
религии. На протяжении многовековой истории христианства у различных народов
сложились разнообразные типы Ц., состоящих, как минимум, из алтарной части
(см. Алтарь), ориентированной на В., и примыкающего к ней помещения
для молящихся. Чаще Ц.-комплекс из мн. взаимосвязанных частей (см. Капелла,
Крипта, Придел, Трапезная). Гл. христ. Ц. города или монастыря наз.
собором. Лютеранские Ц. обычно наз. кирками цли кирхами, польск. католич.
Ц. - костёлами.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я