ЦИРК

ЦИРК Как вид иск-ва Ц. сложился на основе трудовых процессов, нар. празднеств, спортивных, гл. обр. конных,
состязаний, деятельности школ верховой езды. В основе цирковых выступлений
- преодоление сложнейших физич. препятствий, а также комич. приёмы, в большинстве
случаев заимствованные ещё от скоморохов и комиков нар. балаганов. По своей
природе Ц. всегда эксцентричен. Его главное выразит, средство - трюк, действие,
лежащее за пределами обычной логики. Сочетание трюков с приёмами актёрской
игры создаёт номер. Цирковое представление состоит из номеров - отд. законченных
выступлений одного или -группы артистов. Каждый номер, как правило, отличается
необычностью поведения человека и животного: артисты ходят и танцуют на
проволоке, стоят головой на голове партнёра, разыгрывают сценки на спине
скачущей лошади, морской лев жонглирует мячом, лошади исполняют вальс.
Муз. эксцентрики играют на скрипке, держа её за спиной, на балалайке, используя
скрипичный смычок, на метле, пиле, дровах и др. Цирковой артист в своём
жанре создаёт определённый образ; в этом ему помогают костюм, музыка, свет,
спец. аппаратура, режиссёрская организация номера. В тематич. сюжетных
представлениях также используются трюки, при их помощи строится и развивается
сюжет.


Истоки возникновения Ц. уходят в далёкое
прошлое. Собираясь на охоту, наши предки проделывали определённые ритуальные
действия, подчас носившие магич. характер, что должно было помочь им в
единоборстве с животными. В этих действиях, движениях охотников легко можно
найти зачатки мн. цирковых жанров (например, акробатики). Позднее сборщики
фруктов передвигались от дерева к дереву, не сходя с лестниц; горцы перекидывали
деревья через узкие пропасти и переходили по ним, балансируя различными
предметами. Груз, воины славились мастерской ездой на лошадях; в бою они
повисали вниз головой, закрываясь телом лошади от стрел и копий. Постепенно
эти и др. приёмы приобрели характер игры и демонстрировались на различного
рода празднествах. Там же выступали и исполнители фарсовых сценок, часто
носивших сатирич. направленность. Участники этих сценок применяли приёмы
гротеска, буффонады, Создавали маски. Такие маски-образы (Обжора, Хитрец,
Недотёпа и т. д.) утверждались постепенно как в Ц., так и в смежных иск-вах
(комедия дель арте, в театре). Выступления акробатов, жонглёров, дрессировщиков,
комиков были известны ещё в Др. Египте, Др. Греции, Др. Риме, Византии.
В Др. Армении в амфитеатрах городов Тигранакерт и Арташат устраивались
как театральные, так и цирковые представления, с начала нашей эры подобные
представления были и в Грузии. На фресках киевского собора св. Софии (11
в.) есть изображение амфитеатра с выступающими на нём кулачными бойцами,
музыкантами, эквилибристами с першем, дрессировщиками диких зверей
и наездниками.


С 12 в. в Европе возникли школы верховой
езды, к-рые готовили наездников, там же дрессировали лошадей для воен.
действий и для турниров. В этих школах проводились показат. выступления,
постепенно они переносились на гор. площади (где с учётом специфики работы
с лошадьми устраивались специальные круглые манежи). К сер. 18 в. в Европе
получили известность мн. мастера конной дрессировки и фигурной верховой
езды, гл. обр. англичане: Ш. Прайс, Джонсон, Уийр, Самсон и др. Их труппы
зачастую включали эквилибристов, акробатов, клоунов.


В 1772 англ, предприниматель Ф. Аст-лей
создал в Лондоне школу верховой езды, в 1780 он построил т. н. Амфитеатр
Астлея для показа фигурной езды на лошадях и конной дрессировки. Здесь
выступали также клоуны, дрессировщики собак, акробаты, ставились сюжетные
спектакли, в к-рые включались конные батальные сцены. Амфитеатр Астлея
-первый в мире стационарный цирк в совр. понимании.


С 70-х гг. 18 в. во Франции артисты и предприниматели
Франкони работали гл. обр. в области конного Ц. и пантомимы. В 1807 они
открыли в Париже стационарный, т. н. Олимпийский цирк. Руководители трупп
X. де Бах, Б. Карре, Б. Фур-ре, Ф. Луассе, Д. и В. Прайс, М. Труцци, А.
Гверра и др., гастролировавших в разных странах, также назвали свои предприятия
цирками.


Э. Ренц в 1851 открыл стационарный цирк
в Дюссельдорфе, в 1856 - в Берлине. Не отказываясь от конных номеров, он
ввёл представителей др. жанров, бытовавших ранее в ярмарочных балаганах.
Здесь зародился образ Рыжего клоуна, своеобразная пародия на горожанина,
гл. обр. мелкого буржуа.


По пути Ренца пошли мн. деятели Ц.-немцы
А. Шуман, Э. Вульф, итальянцы Г. Чинизелли, А. Саламонский и др.


В сер. 19 в. продолжалось расширение цирковых
жанров. В 1859 франц. спортсмен Ж. Леотар впервые продемонстрировал воздушный
полёт, позже ставший одним из самых романтич. видов циркового иск-ва. Этот
номер потребовал в дальнейшем реконструкции цирковых зданий - сооружения
сферич. купола, на колосниках к-рого помещались грузоподъёмные механизмы
и др. технич. приспособления.


В 1873 амер. предприниматель Т. Бар-нум
открыл большой передвижной цирк ("сверхцирк"-), где представление проходило
одновременно на трёх манежах. Барнум соединил Ц. с паноптикумом и различными
аттракционами. В 1886 в Париже был построен Новый цирк, арена к-рого в
течение неск. минут заполнялась водой. В 1887 К. Гагенбек, крупнейший торговец
животными, владелец зоопарка в Гамбурге, открыл т. н. зооцирк. Здесь в
большинстве номеров участвовали животные, в т. ч. хищные. Номера дрессировщиков
быстро завоевали популярность.


Кон. 19 в. характерен обращением к спорту
(что также расширило границы цирковых жанров) - выступлениям силачей, гимнастов
на кольцах и турниках, жокеев, жонглёров, велофигуристов, ро-ликобежцев.
В 1904 в петерб. цирке Чинизелли проведён первый всемирный чемпионат борцов.
Оригинальные номера и целые жанры принесли на арену Ц. япон., кит., перс.,
араб, артисты.


С кон. 19 в. бурж. Ц. переживал творч.
кризис. Отд. номера отличались грубостью, вульгарностью, зачастую очевидной
жестокостью (напр., т. н. дикая дрессировка). В псевдопатриотич. военных
пантомимах восхвалялась империали-стич. экспансия. Клоунада в значительной
степени утратила сатирич. направленность, строилась на грубых шутках и
трюках. Ц. теряли зрителей, ориентировались в значит, мере на детей. Этот
процесс продолжался и в 20 в. Даже в 70-е гг. стационарные Ц. отсутствуют
в США, нет их в Лат. Америке, Африке, Австралии. В Зап. Европе работают
5-6 стационарных цирков, там отсутствует планомерная подготовка цирковых
артистов, нет и специальных уч. заведений.


После 2-й мировой войны цирковое иск-во
социалистич. стран получило значит, развитие, построены и строятся стационары
в Венгрии, Монголии, Румынии, Болгарии, КНДР; в Чехословакии, ГДР и Югославии
действуют крупные передвижные цирковые коллективы. В ГДР, Венгрии, Болгарии
существуют также уч-ща и студии циркового иск-ва.


В России начиная с 18 в. постоянно гастролировали
передвижные цирковые труппы. Англ, наездник Я. Бейтс соорудил для выступлений
своей труппы в Москве амфитеатр (1764), выступал он и в Петербурге (1765).
В 1827 франц. предприниматель Ж. Турниер построил в Петербурге стационарное
здание, вскоре перешедшее к дирекции имп. театров; в 1849 здесь же был
открыт кам. Ц. (императорский). При Петерб. театр, уч-ще начал действовать
цирковой класс. В 18 и 1-й пол. 19 вв. в Ц. артисты продолжали широко использовать
в своих выступлениях лошадей, шли также сюжетные постановки (пантомимы).


В 1877 Чинизелли открыл стационар в Петербурге,
в 1880 Саломонский -в Москве; братья Д. А., А. А. и П. А. Никитины в 1886
и в 1911 создали стационары в Москве; в 1903 П. С. Крутиков построил цирк
в Киеве.


В рус. цирках, несмотря на жестокий полицейский
режим, особенную популярность получила сатирическая публици-стич. клоунада,
выдвинувшая своих корифеев: В. Л. и А. Л. Дуровы, Бим-Бом (И. С. Радунский
и М. А. Станевский), С. С. и Д. С. Альперовы. Мировую известность завоевали:
наездники - П. И. Орлов, В. Т. Соболевский, Н. Л. Сычёв, канатоходец Ф.
Ф. Молодцов, борцы и атлеты - И. М. Заикин, И. В. Лебедев (дядя Ваня),
И. М. Поддубный и др.


Советский многонациональный Ц. унаследовал
всё лучшее, что было создано в России до Октябрьской революции 1917, добился
больших творческих и ор-ганизац. успехов. На практике осуществилась мысль
ленинского декрета об объединении театрального дела о демократич. направленности
циркового иск-ва. Главным в обновлённом Ц. стал показ физич. красоты человека,
сильного телом и смелого духом. Для руководства Ц. было создано единое
гос. управление. В 1926 открылась Мастерская циркового иск-ва (с 1961 -
Гос. уч-ще циркового и эстрадного иск-ва, ГУЦЭИ), к-рая стала готовить
квалифицированных артистов разных жанров. С сер. 30-х гг. крупнейшие Ц.
получили художеств, руководителей. К работе в Ц. привлекались известные
писатели, художники, композиторы. Получил развитие вид тематич. представлений
- пантомим, посвящённых историко-революц. тематике и современности: чМосква
горит" (1930), ч Трое наших" (1942), чКарнавал на Кубе" (1962) и мн. др.


В сов. Ц. выросла плеяда выдающихся артистов,
известных всему миру: династия клоунов-дрессировщиков Дуровых, клоуны В.
Е. и В. В. Лазаренко, Карандаш (М. Н. Румянцев), Ю. В. Никулин, О. К. Попов,
Л. Г. Енгибаров, дрессировщики В. Ж. Труцци, Е. М. Ефимов, Н. П. Гладильщиков,
Б. А. Эдер, И. Н. Бугримова, А. Н. и А. А. Корниловы, В. И. Филатов, В.
М. Запашный и др., иллюзионисты Э. Т. Кио, И. К. Символоков. В становлении
сов. цирка значит, роль сыграли: режиссёры-В. Ж. Труцци, Б. А. Шахет, Г.
С. Венецианов, художники-С. Т. Конёнков, Б. Р. Эрдман, В. А. Ходасевич,
А. А. Су-дакевич, Т. Г. Бруни, В. Ф. Рындин, Л. А. Окунь, композиторы-И.
О. Дунаевский, М. И. Блантер, 3. Л. Компанеец, Ю. С. Мейтус, Ю. С. Милютин
и др. Лицо совр. сов. цирка определяют режиссёры М. С. Местечкин, Е. М.
Зи-скинд, Б. М. Заец, А. И. Вольный, Э. Б. Краснянский, А. Н. Ширай, А.
А. Сонин. Значит, вклад в теорию и историю циркового иск-ва внесли Е. М.
Кузнецов, Ю. А. Дмитриев и др. С 1928 работает Ленингр. музей циркового
иск-ва, обладающий богатейшими документальными материалами.


В СССР работает (1976) 61 стационарный
Ц., действуют 14 нац. цирковых коллективов, а также 15 передвижных Ц.;
"Цирк на воде", 2 "Цирка на льду"; 55 коллективов "Цирк на сцене"; 13 зооцирков.
Отдельные группы и целые коллективы выступают во всех странах мира. В программах
многих сов. Ц. участвуют лучшие артисты из-за рубежа. См. также 24-й том
БСЭ, книга II - "СССР", раздел Цирк и соответствующие разделы в статьях
о странах и союзных республиках в томах БСЭ. Ю. А. Дмитриев.


Илл. см. на вклейках, табл. XXIX-XXXI (стр.
384-385).




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я