ЦЫГАНЕ
(самоназв. рома), народ (точнее
этнич. группы, имеющие общность происхождения и языка), живущий во многих
странах Европы, Передней и Юж. Азии, а также в Сев. Африке, Сев. и Юж.
Америке и Австралии. Англичане наз. Ц.- Gypsies (египтяне), испанцы -Gitanos,
французы - Bohemiens (богемцы), или Tsiganes, немцы - Zigeuner, итальянцы
- Zingaros, голландцы -Heidens (язычники), венгры - Cigany, или Pharao
nerek (фараоново племя), финны - mustalaiset (чёрные), турки -Cingene,
Cingane и др. Численность Ц. по разным оценкам определяется от 2,5 до 8
млн. и даже 10-12 млн. чел. В СССР Ц. 175,3 тыс. чел. (1970, перепись).
В годы 2-й мировой войны 1939-45 ок. 20 тыс. Ц. в Центр, и Вост. Европе
были варварски истреблены гитлеровцами. Ц. говорят на цыганском языке,
распадающемся
на ряд диалектов, обычно владеют также языками народов, среди к-рых живут
оседло или кочуют.
В совр. науке окончательно утвердилась
точка зрения, согласно к-рой предки Ц.- выходцы из Индии. Первыми её высказали
нем. учёные И. Рюдигер и Г. Грельман (кон. 18 в.), А. Ф. Потт (19 в.) и
словенский учёный Ф. Мик-лошич (19 в.).
Цыганская народность сложилась лишь после
того, как предки Ц. покинули Индию в кон. 1-го тыс. н. э. Возможно, что
причиной их исхода из Индии послужили нашествия мусульман. Первоначально
осев в Передней Азии, Ц. надолго задержались на вост. окраине Визант. империи.
В 13-15 вв. Ц. распространились сперва по Юго-Вост. и Вост., а затем по
Центр, и Зап. Европе, в дальнейшем - по Сев. Африке и по Сев. и Юж. Америке
и Австралии (19 в.). В Зап. Европе в нач. 15 в. Ц. были встречены доброжелательно.
Позднее отношение к ним изменилось, их стали преследовать как бродяг, промышляющих
гаданием и попрошайничеством, объявляли вне закона, выселяли за пределы
гос-ва или убивали. Лишь в кон. 18 в. в отд. странах Европы к ним стали
относиться терпимее. Возникло деление Ц. на оседлых, полуоседлых и кочевых.
Кочующий табор Ц.- это группа, продвигающаяся по определённой, традиционно
установленной территории и возглавляемая выборным вождём - вайдой. Он является
офиц. представителем табора перед адм. организациями той страны, где кочует
группа Ц., он же вершит суд по внутр. конфликтам. Положение женщины в таборе
приниженное. Она подчиняется отцу, потом мужу, на ней лежат заботы о полном
обеспечении семьи пропитанием. Оседлые и полуоседлые Ц. исполняют церк.
обряды тех народов, среди к-рых они живут, и легко меняют своё вероисповедание
при переселении. Кочевые Ц. придерживаются традиц. суеверий и обрядов.
Значительная часть Ц. сохранила свои исконные занятия (обработка металла,
дерева, плетение корзин, коневодство, гадание) и иск-ва (музыка, пение,
танец, акробатика, дрессировка животных).
В Россию Ц. попали двумя путями: южные
- через балканские страны (15-16 вв.), северные - через Германию и Польшу
(16-17 вв.). До Окт. революции 1917 Ц.-мужчины, жившие в городах, занимались
преим. барышничеством (мена и продажа лошадей), женщины - гаданием; кочующие
Ц.- гл. обр. попрошайничеством и гаданием, частично кузнечным делом и лужением.
Ц., обосновавшиеся в Петербурге и в Москве (с 30-х гг. 19 в.), жили оседло,
большая часть их входила в состав хоровых ансамблей.
После Окт. революции 1917 был издан ряд
постановлений ЦИК и СНК СССР, в т. ч. от 1 окт. 1926 ч О мерах содействия
переходу кочующих цыган к трудовому и оседлому образу жизни" и др. В 1931
в Москве был открыт цыганский театр чРомэн". В годы Великой Отечеств, войны
1941-45 Ц. сражались в рядах Сов. Армии и партиз. отрядах.
5 окт. 1956 был издан указ Президиума Верх.
Совета СССРчО приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством".
Часть Ц. перешла к оседлому и трудовому образу жизни. В СССР Ц. наравне
с др. народами имеют право на получение среднего и высшего образования,
могут выбрать любую профессию. Однако не все пользуются этими правами.
С 60-х гг. 20 в. во мн. странах, где живут
Ц., принимается ряд мер по улучшению их правового положения. Возникли организации,
занимающиеся вопросами повышения социально-экономич. и культурного уровня
Ц., напр, во Франции -"Международный комитет цыган" (Comite international
Rom, с 1971); в Великобритании - "Институт современных исследований и документации
о цыганах" (Institute of Contemporary Romani Re-searchand Documentation);
в Америке -"Международный цыганский комитет в Америке" (Komitia Lumiaki
Romani and'e Amerika); в Индии - "Индийский институт цыганологии" (The
Indian Institute of Romani Studies, 1973) и др. 8-12 апр. 1971 в Лондоне
состоялся Международный конгресс цыган; 25-27 марта 1976 в Чандигахре (в
Индии) - Международный цыганский фестиваль.
Лит.: Герман А. В., Библиография
о цыганах. Указатель книг и статей с 1780 по 1930 гг., М., 1930; Pott A.
F., Die Zi-geuner in Europa und Asien, Bd 1-2, Lpz., 1964; Miklosich F.,
Uber die Mundarten und die Wanderungen der Zigeuner Europas, W., 1872-80;
A catalogue of the Gypsy books collected by R. A. Scott Macfie, Liverpool,
1936; Voux de FoletierF. de, Mille ans d'histoire des Tsiganes, [P., 1970];
Black G. F., A Gypsy bibliography. Ann Arbor (Michigan), 1971; Catalogue
of the Romany collection formed by Me Grigor Phil-lips D. U., Edinburgh,
1962. "Journal of the Gypsy lore Society", old series, 1888-92, v. 1 -
3, new series, 1907 -1916, v. 1-9, third series, Edinburgh, 1922-, v. 1
-; "Etudes Tsiganes", P., 1955 - ; "Roma", Chandigarh, 1974-. v. 1.
Т. В. Вентцель.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я