ЧАПEK
(Capek) Карел (9.1.1890, Мале-Сватонёвице,-
25.12.1938, Прага), чешский писатель. Окончил филос. ф-т Пражского ун-та
(1915). Печатался с 1907. Большая часть ранних рассказов 1908-13 (вошли
в сб-ки "Сад Краконоша", 1918; "Сияющие глубины", 1916) написана совм.
с братом И. Чапеком.
Трагич. события 1-й мировой войны 1914-18
определили напряжённые поиски Ч. критерия истины, его размышления над филос.
проблемами и стремление открыть источник противоречий жизни: сб-ки рассказов
"Распятие" (1917), "Мучительные рассказы" (1921), близкие к экспрессионизму.
Однако эти поиски совпали с влиянием на писателя философии прагматизма
и релятивизма, представлений о "множественности" истин ("каждый прав по-своему").
Не принимая революц. борьбу, Ч. склонился к мораль-но-этич. гуманизму.
Многие его произв., в т. ч. лирич. комедия "Разбойник" (1920), строятся
как сопоставление неск. "правд"; Ч. мыслит как бы одновременно неск. вариантами,
сохраняя, однако, свой этич. идеал.Мировую известность Ч. принесли социально-фантастич.
произв. (драмы "R. U. R.", 1920,- о восстании роботов; слово "робот" придумано
Ч.; "Средство Макропулоса", 1922; романы "Фабрика Абсолюта", 1922, и "Кракатит",
1924). Научно-фантастич. допущение об открытии или изобретении, способном
быстро изменить условия жизни человечества, служит построению своего рода
мысленного социально-филос. эксперимента, созданию искусств, обстоятельств,
в к-рых с особой наглядностью предстают те или иные филос. проблемы и тенденции
совр. жизни. Значит, место занимает критика бесчеловечности, милитаризма,
церкви, однако стихийный характер бурж. социально-экономич. процессов абсолютизируется
Ч. как черта развития человечества вообще. Драмы и романы Ч. носят характер
иронич. и сатирич. утопий - предостережений о катастрофич. потенциале,заключённом
в социальной и междунар. конфликтности совр. бытия, и об опасности дегуманизирующих
тенденций. Наряду с реалистич. тенденцией у Ч. порой сказывается заданность
филос. тезисов.В нач. 20-х гг. Ч. создаёт путевые очерки "Письма из Италии"
(1923) и "Письма из Англии" (1924) и др., отличающиеся реалистич. конкретностью
образных характеристик и лирич. юмором.Во 2-й пол. 20-х - нач. 30-х гг.
Ч. сближается с T. Г. Масариком; с усилением в сознании писателя
бурж.-демократич. иллюзий в его творчестве нарастают кризисные явления
(пьеса бр. Чапеков "Адам-творец", 1927). Ч. временно отходит от больших
социальных и политич. проблем и конфликтов; пишет преим. юмористич. произв.
малых жанров (сб-ки "Рассказы из одного кармана", "Рассказы из другого
кармана", оба - 1929). Филос.-юмористич. переосмыслением известных библейских
сюжетов является кн. "Апокрифы" (1932).
К. Чапек. "Год садовода" (Москва, 1977).
Рис. И. Чапека.
Обострение социальных противоречий и "животная
доктрина" фашизма обнажили перед Ч. несостоятельность тезиса "каждый прав
по-своему". Филос. преодоление релятивизма отразилось в трилогии "Гордубал"
(1933), "Метеор", "Обыкновенная жизнь" (обе - 1934). Перед угрозой новой
воен. опасности Ч. приходит к активным антифашистским выступлениям, к критике
правящих кругов Чехословакии; открыто выражает симпатии к СССР. Вершина
творчества Ч.- роман "Война с саламандрами" (1936), в к-ром традиционный
для него протест против обесчело-вечивания человеческих отношений выливается
в сатиру на жизнь бурж. общества, милитаризм, на расовую теорию и политику
фашизма. Роман соединяет в себе черты мистифицированного научно-фантастич.
жанра, зоологич. притчи, социальной утопии, политич. памфлета и насыщен
пародийными формами. Антифашистская и антивоенная направленность и поиски
идеала "цельного человека", способного к борьбе, определили содержание
драмы "Белая болезнь" (1937), повести "Первая спасательная" (1937), последней
пьесы Ч. "Мать" (1938).Переживания Ч. в связи с
Мюнхенским соглашением
1938 и травля, к-рой он подвергся со стороны фаш. и профаш. элементов
в период "второй республики", обострили болезнь писателя, ускорив его смерть.
Творчество Ч. оказало значит, влияние на развитие современной социальной
фантастики и явилось заметным вкладом в мировую классич. лит-ру. В Чехословакии
существуют два музея Ч.: загородный дом-музей "На стржи" и мемориальный
музей на родине писателя.
Соч.: Spisy br. Capku, sv. 1-51, Praha,
1928-49; DiIo Ьг. Capku, sv. 1 - 26, Praha, 1954-71; Vyborzdila K. Capka,
sv. 1-10, Praha, 1972-74; в рус. пер. -Собр. соч. [Предисл. Б. Л. Сучкова],
т. 1-7, M., 1974- 1977; Соч. [Предисл. С. В. Никольского], т. 1 - 5, M.,
1958-59; Избр., M., 1950; Об искусстве, Л., 1969.
Лит.: Шевчук В., Карел Чапек. Антифашистськ!
твори, Кшв, 1958; M а-левич О., Карел Чапек. Критнко-биогра-фический очерк,
M., 1968; Никольский С. В., Роман К. Чапека "Война с саламанд рами", M.,
1968; его же, Карел Чапек - фантаст и сатирик, M., 1973; Бернштейн И. А.,
К. Чапек. Творческий путь, M., 1969; Волков А. Р., Драматурпя К. Чапека,
Льв1в, 1972; Сучков Б., Карел Чапек. Опыт современного прочтения, "Знамя",
1974, №6 - 7; Mukarovsky J., Kapitoly z ceske poetiky, sv. 2, Praha, 1948,
s. 325-400; Harkins W. E., Karel Capek,, N. Y.-L., 1962; J a n a s z e
k-J w anickova H., Karol Capek czyli dramat humanisty, Warsz., 1962; Matuska
A., Clovek proti zkaze. Pokus о Karla Capka, Praha, 1963.
С. В. Никольский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я