ЧАПЛИН
(Chaplin) Чарлз Спенсер (16.4.1889,
Лондон,-25.12.1977, Веве, Швейцария), американский режиссёр, актёр и сценарист.
По происхождению англичанин; из семьи актёров мюзик-холла. Выступал с 8
лет, в 1907-12 в англ, труппе пантомимы Ф. Карно выдвинулся как одарённый
комедийный актёр. В амер. кино дебютировал в 1914 в короткометражной кинокомедии
"Зарабатывая на жизнь" и в полнометражной картине "Прерванный роман Тилли"
(в сов. прокате "Молодая девушка"). Участие в короткометражных комич. фильмах
M. Сеннетта было для Ч. школой экранного комедийного мастерства. В 1914
Ч. начал и режиссёрскую деятельность и впоследствии выступал гл. обр. в
собственных фильмах как актёр, режиссёр, сценарист и зачастую композитор.
Ч. использовал приёмы гротеска и пародии, обращался к выразит, средствам
пантомимы, нар. театра, мюзик-холла, цирка. Активно искал черты своей (впоследствии
ставшей знаменитой) маски бродяги Чарли, постепенно усиливая трагикомич.
характер этого образа. В фильмах 1915-18 ("Бродяга", "Работа", "Вечер в
мюзик-холле", "Авантюрист", "Ссудная лавка", "Тихая улица", "Иммигрант",
"Собачья жизнь", "На плечо!") и фильме "Малыш" (1920) он достиг высокого
совершенства комедийной формы. Всё явственнее в картинах Ч. комическое
переплеталось с трагич. ощущением жизни. В них отчётливо звучали социально-сатирич.
тенденции. Герой Ч.- бродяга Чарли воплощал мир бедняков, отвергнутых капиталистич.
обществом. С 1923 Ч. ставил полнометражные картины "Парижанка" (1923),
"Золотая лихорадка" (1925) и "Цирк" (1928), к-рые являются шедеврами мировой
кинокомедии; в них критика бурж. общества сочетается с глубоким гуманизмом
в изображении простых и обездоленных людей. В фильмах "Огни большого города"
(1931) и "Новые времена" (1935) углубились мотивы иллюзорности надежд,
трагической бесплодности борьбы "маленького человека" против социальной
несправедливости. Реалистич. природа этих фильмов сочетается с яркой комедийной
условностью, трогательной стойкостью героя, гуманизмом в трактовке темы
любви и поисков счастья.
Ч. Чаплин в фильме "Огни большого города"
(1931).
"Великий диктатор" (1941) явился
меткой сатирой на фашизм, а политич. деятельность Ч. в годы 2-й мировой
войны 1939-45 и его призывы к поддержке сов. народа в войне против фашизма
поставили Ч. в ряды прогрессивных деятелей мировой культуры. Послевоен.
работа Ч. "Месье Верду" (1947), обличающая лицемерие капиталистич. общества,
вызвала яростную кампанию реакц. кругов США против режиссёра. В 1952 он
создал фильм "Огни рампы", в к-ром нашли отражение авторские раздумья об
искусстве, таланте и старости. В результате преследований Ч. вынужден был
покинуть Голливуд и с 1952 поселился в Швейцарии. В 1957 поставил в Великобритании
фильм "Король в Нью-Йорке" - сатиру на амер. образ жизни, в 1967 - традиционную
комедию "Графиня из Гонконга". Один из крупнейших режиссёров и актёров,
Ч. оказал глубокое влияние на развитие мирового кино. В 1954 награждён
Междунар. пр. Мира за выдающийся вклад в дело мира и дружбы между народами.
Портрет стр. 20.
С о ч. в рус. пер.: Моя биография, M.,
1966.
Лит.: Чарли Чаплин. [Сборник],
Л., 1925; Аташева П., Ахушков Ш., Чарльз Спенсер Чаплин. [Сб. материалов],
M., 1945; Кукаркин А., Чарли Чаплин, M., 1960; С а д у л ь Ж., Жизнь Чарли,
пер. с франц., 2 изд., M., 1965; D е 1 1 и с L., Charlie Chaplin, P., 1921;
Huff Th., Charlie Chaplin, N. Y., 1964; Martin M., Claries Chaplin, P.,1966.
H.
П. Абрамов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я