ЧАРТЕР
, в междунар. торг, мореплавании
форма договора мор. перевозки грузов (договора фрахтования). Заключается
с условием предоставления всего судна, части его или определённых судовых
помещений. Для различных видов грузов и направлений перевозок применяются
стандартные (примерные) формы (проформы) Ч. ("Дженкон", "Совьетвуд" и др.),
в к-рые стороны по согласованию между собой могут вносить изменения и дополнения.
Ч. должен содержать наименование сторон, размер фрахта, обозначение
судна и груза, места погрузки, а также места назначения или направления
судна. Особенно широко применяется рейсовый Ч.- фрахтование судна на один
или неск. рейсов.
Ч. регулирует отношения между фрахтователем
(отправителем) и фрахтовщиком (перевозчиком) и подписывается ими либо их
представителями. Наличие Ч. не устраняет необходимости оформления
коносамента,
именуемого
чартерным. В нём обязательно должна содержаться оговорка о том, что он
выдан на основе Ч. и условия последнего считаются включёнными в коносамент.
От Ч. следует отличать тайм-чартер
- разновидность договора имущественного найма (см. Наём имущественный).
По
договору тайм-чартера (т. е. фрахтования судна на время) судовладелец обязуется
предоставить судно за вознаграждение (арендную плату) фрахтователю (арендатору)
на определённый срок для перевозки грузов, пассажиров или иных целей (выполнение
буксирных, промысловых и т. п. работ). При тайм-чартере, как и при Ч.,
применяются стандартные проформы.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я