ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
в технике,
характеристики человека (или группы людей) и машины (или технич. системы),
проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия в системе "человек
- машина", функционирование к-рой определяется достижением поставленной
цели. Ч. ф. имеют отношение прежде всего к тому аспекту этого взаимодействия,
который определяется деятельностью человека. Правильное сочетание способностей
человека и возможностей машины существенно повышает эффективность систем
"человек- машина" и обусловливает оптимальное использование человеком технич.
средств в соответствии с их назначением. Учёт Ч. ф. является неотъемлемой
частью проектирования, создания и эксплуатации машин и технич. систем,
необходимым условием повышения производительности труда и качества продукции.
Наиболее полно такой учёт осуществляется при проектировании деятельности
человека в системах "человек-машина". Проектирование конкретного вида деятельности
предусматривает исследование внутр. средств деятельности человека (его
опыта, знаний, навыков, восприятия, мышления, памяти и т. д.) и согласование
их с внешними средствами (документами, алгоритмами, инструментами, органами
ручного управления и т. д.) в соответствии с осн. целью функционирования
создаваемой системы. На основе разработанного проекта формируют требования
к технич. средствам системы, к-рые используются человеком для осуществления
этого вида деятельности.
Различают понятия "Ч. ф." и "личный фактор".
В отличие от Ч. ф., понятие "личный фактор" (введённое в связи с изучением
ошибочных действий человека, влекущих за собой аварии на произ-ве и транспорте)
включает индивидуальные характеристики человека безотносительно к характеристикам
технич. средств, с к-рыми он взаимодействует. Ч. ф.- сравнительно новое
понятие, возникшее в связи с изучением и проектированием систем "человек-машина"
как функционального целого (см. Системотехника, Системный подход).
Одна из первых попыток раскрыть содержание
понятия "Ч. ф." была предпринята в 1930 сов. учёным H. M. Добротворским,
хотя сам термин был сформулирован позднее как результат перевода и сокращения
выражения "human factors engineering" (буквально - техника человеческих
факторов), используемого в США для обозначения как отрасли знаний, так
и процесса проектирования систем "человек - машина" с целью обеспечения
эффективности, надёжности и безопасности деятельности человека (группы
людей). В 1957 в США было образовано Общество человеческих факторов, в
1958 началось издание журнала "Человеческие факторы". В европ. странах,
в т. ч. в СССР, для обозначения спец. области знания и сферы проф. деятельности,
аналогичной той, к-рую в США наз. "Ч. ф.", принят термин эргономика.
См.
статьи Инженерная психология, Система "человек и машина". Лит.:
ДобротворскийН.
M., Лётный труд, M., 1930; 3 и и ч с и к о В. П., Мунипов В. M., С м о
л я н Г. Д., Эргономические основы организации труда, M., 1974; Методы
инженерно-психологических исследований в авиации, M., 1975; M е is t e
г D., Human factors: theory and practice, N. Y.. 1971.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я