ЧЕРНОГОРИЯ
(Crna Gora), Социалистическая
Республика Черногория (Socijalisticka Republika Crna Gora), республика
в Югославии (СФРЮ). Расположена па Ю.-В. Динарского нагорья, омывается
Адриатич. м. Пл. 13,8 тыс. км2. Нас. 575 тыс. чел. (1977),
в основном черногорцы (св. 2/з), говорящих на сербскохорватском
яз., а также боснийцы, сербы и албанцы. Столица - г. Титоград.
Ч.- социалистич. республика, добровольно
объединившаяся с другими равноправными социалистич. республиками в союзное
гос-во - СФРЮ. Действующая конституция Социалистич. Республики Черногории
принята в 1974. Высший орган власти - республиканская скупщина, состоящая
из 3 палат (Вече объединённого труда, Общественно-политическое вече и Вече
общины). Пр-во республики - Исполнительное вече. См. также
Югославия,
раздел
Государственный строй.
Природа. Большая часть Ч. расположена
на Динарском нагорье (вые. до 2522 м, г. Дурмитор); на Ю.-З.- Черногорское
карстовое плато. Краевые хребты нагорья круто обрываются к Адриатич. м.,
оставляя лишь узкую полосу побережья. Вдоль сев. берега Скадарского оз.-
приозёрная равнина. Климат умеренный, континентальный, на побережье Адриатического
м.- средиземноморский. Осадков 1600-1800 мм
в год, близ побережья
- до 3000 мм. На склонах гор - хвойные и смешанные леса. По побережью
Адриатич. м.- средиземноморская кустарниковая растительность.
Исторический очерк. Терр. Ч.
заселена с эпохи палеолита; в эпоху бронзы и железа её населяли иллирийцы,
к-рые в 1 в. до н. э. были завоёваны Римом. В 1 в.н. э. терр. Ч. (до 11
в. называлась Дукля, затем - Зета, с 15 в.- Ч.) вошла в рим. пров. Далмация,
в 297 - в пров. Превалитана. С 493 часть терр. Ч. входила в гос-во остготов,
а с 536 - в состав Византии. В 7 в. терр. Ч. заселили славяне. В
9 в. здесь утвердилось христианство. В правление кн. Владимира (ок. 970-1016)
терр. Ч. попала под власть царя Самуила, в 1018 перешла к Византии.
При кн. Воиславе (правил в 1031-51) Ч. освободилась от визант. власти,
к ней были присоединены Травуния и Хум. В 1077 кн. Михаил стал королём.
При короле Бодине (ок. 1082- ок. 1101) в Зетскую державу (см. Зета)
входили
все серб. земля. В стране развивались феод. отношения, значит. роль играли
приморские гг. Котор, Будва, Бар, Улцинь. При Стефане Немане (король
ок. 1170-96) терр. Ч. вошла в состав гос-ва Неманичей. После смерти
Стефана
Душана
Ч. стала самостоятельной (1366). В 1361-1421 в Ч. правили кн. Балшичи,
затем (до 1528)- Черноевичи, к-рым пришлось вести борьбу с Венецией
и Османской империей. В 1396-1443 приморскими городами Ч. овладела Венеция;
в 1479 тур. войска захватили г. Скадар и утвердились в равнинной части
страны. В 1499 терр. Ч. была официально включена в состав Османской империи,
но черногорцы упорно не признавали власти османских завоевателей. Уровень
развития феодализма в стране был низким; значит. часть земли находилась
в руках больших семей - задруг; задруги объединялись в братства,
последние - в племена. Власть находилась в руках племенных старейшин-кнезов
и воевод. Отстаивая свою независимость, черногорцы участвовали на стороне
Венеции в венециано-тур. войне 1645-69 и в войне (1683-99) "Священной лиги"
с Османской империей. Митрополит (владыка) Данило Петрович Негош (правил
в 1697-1735) - основатель династии Негошей, частью перебил, частью
изгнал из Ч. феодалов-потурченцев (черногорские феодалы, принявшие ислам).
В 1713 был создан общий для Ч. суд. орган - "Суд владыки Данилы". При Даниле
произошло сближение Ч. с Россией. В 1711 черногорцы по призыву Петра I
участвовали в войне против Османской империи. По Пожаревацкому мирному
договору 1718, завершившему войну (1714--18) Османской империи с Австрией
и Венецией, последняя получила ряд приморских общин и лишила Ч. доступа
к морю. В правление Петра I Петровича Негоша (у власти в 1781-1830) связи
Ч. с Россией особенно укрепились. В ходе австро-рус.-тур. войны 1787-91
победой 22 сент. 1796 над войсками скадарского визиря Махмуда-паши Бушатли
в битве при Крусах черногорцы положили начало своей фактич. независимости.
В период наполеоновских войн и подъёма нац.-освободит, борьбы серб. народа
(1804-15) Ч. выступала (соответственно) на стороне России и Сербии. В 1813
черногорцы овладели Бокой Koторской, однако по решению Венского конгресса
1814-15 она вновь отошла к Австрии. При Петре II Петровиче Heroine
(правил в 1830-51) укрепилась в Ч. центр, власть, в 1831 был учреждён Правительствующий
сенат. Преемник Петра II - Данило (правил в 1851- 1860) провозгласил в
1852 Ч. наследственным княжеством. Во время герцеговинско-боснийского восстания
1875-78
Ч. оказывала воен. и материальную помощь
повстанцам, а в 1876 вступила вместе с Сербией в войну против Османской
империи (см. Сербо-черногорско-турецкие войны 1876-78). В результате
рус.-тур. войны 1877-78 признана независимость Ч., что подтверждалось решениями
Берлинского
конгресса 1878. К ней присоединялись р-ны с гг. Подгорица, Колашин,
Никшич, Жабляк, Бар, Улцинь. Однако терр., отходившая к Ч. по
Сан-Стефанскому
мирному договору 1878, значительно сокращалась. В последней трети 19
в. ускорилось в Ч. капиталистич. развитие, начавшееся в 1-й пол. 19 в.
Произошли нек-рые изменения и в надстройке: в 1879 вместо Сената были созданы
Гос. совет, кабинет министров и Верх, суд; в 1888 принят "Имущественный
законник Ч.", вводивший нек-рые нормы бурж. права. В 1903 осн. 1-я орг-ция
рабочих Ч.- Рабочий союз. Под влиянием рус. Революции 1905-07 усилилась
оппозиция самодержавному режиму кн. Николая (правил в 1860-1918), оформившаяся
в 1906 в Нар. партию (см. Клубаши). В 1905 была принята конституция;
скупщина стала постоянно действующим органом. В 1910 Ч. провозглашена королевством.
Ч. примкнула к Балканскому союзу 1912 и приняла участие в Балканских
войнах 1912-13. В 1-й мировой войне 1914-18 Ч. воевала на стороне Антанты.
В янв.-февр. 1916 была оккупирована австро-венг. войсками (освобождена
осенью 1918). Большинство бурж. эмиграции, ориентировавшейся на Россию
и Францию, создало (в марте 1917) Черногорский K-T нац. объединения, присоединившийся
в авг. 1917 к Корфской декларации.
Под влиянием Окт. революции 1917 в
России в Ч. поднялось массовое движение за нац. и социальное освобождение,
за объединение с Сербией на демократич. принципах. В нояб. 1918 в Подгорице
Великая нар. скупщина приняла решение об объединении под эгидой серб. короля.
1 дек. 1918 Сербия, Ч. и югославянские области распавшейся Австро-Венгрии
объединились в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия).
В новом гос-ве Ч. представляла собой отсталую аграрную окраину; правящая
великосерб. верхушка искусственно тормозила экономич. развитие Ч., стремилась
к её сербизации. После гос. переворота 1929 и установления в Югославии
военно-монархич. диктатуры Ч, перестала существовать как самостоят, адм.
единица. В апр. 1941 терр. Ч., как и вся терр. Югославии, была захвачена
фаш. войсками. Итал. оккупанты превратили Ч. в "губернаторство". В развернувшейся
под руководством компартии Югославии (осн. в 1919) Народно-освободительной
войне в Югославии 1941-45 Ч. стала одним из очагов вооруж. борьбы.
13 июля 1941 в Ч. вспыхнуло вооруж. восстание против оккупантов (отмечается
как День восстания народа Ч.). 21 июля 1941 в Ч. создан орган нар.-демократич.
власти - нар.-освободит. K-T. В нояб. 1943 в г. Колашине образовано Краевое
антифаш. вече нар. освобождения Ч. и Боки (в июле 1944 преобразовано в
Антифаш. скупщину нар. освобождения Ч.). 31 дек. 1944 Ч. была окончательно
освобождена Нар.-освободит. армией Югославии от фаш. оккупантов и их пособников.
В апр. 1945 создано Нар. пр-во Ч., образован высший орган законодат. и
исполнит. власти - Нар. скупщина Ч.
С провозглашением 29 нояб. 1945 ФНРЮ
Ч. стала одной из 6 нар. республик в её составе. Положение и суверенные
права Нар. Республики Ч. (НРЧ) как равноправного члена федерации закреплены
конституцией ФНРЮ (янв. 1946) и конституцией НРЧ (дек. 1946). В Ч., как
и во всей Югославии, были проведены глубокие социально-экономич. преобразования,
обеспечившие ей вступление на путь строительства социализма. Достижения
в социалистич. строительстве на основах самоуправления (см.
Югославия,
разделы
Экономико-географический очерк, Исторический очерк) закреплены конституциями
СФРЮ и Социалистич. Республики Ч. (СРЧ) в 1963, а затем в 1974. Ведущей
идейной и политич. силой СРЧ является Союз коммунистов Ч., действующий
в качестве составной части Союза коммунистов Югославии.
Как составная
часть Социалистического союза трудового народа Югославии
функционирует
Социалистич. союз трудового народа Ч.
A. E. Москаленко
(до кон.
18 в.), И. Г. Яну.
Хозяйство. На долю Ч. (2,6% от населения
Пром-сть связана б. ч. с добычей и
Гл. отрасль с. х-ва - горно-пастбищное
Мор. порты - Бар и Котор. Гл. ж.-д.
С. H. Раковский.
Культурное строительство и здравоохранение.
Большинство науч. учреждений находится
В 1975 в Ч. насчитывалось 11 науч.
В Ч. издавались (1975): 46 газет (общий
В области здравоохранения работали
Морские курорты: Херцегнови, Бар.
Литература. Проблемы, связанные с развитием
В Ч. издавна бытовал богатый фольклор.
Большинство исследователей относят
Со 2-й пол. 19 в. до 1-й мировой войны
Несмотря на наличие нац. противоречий
Многие писатели Ч. участвовали в Нар.-освободит.
После освобождения терр. Ч. от фаш.
Центр. фигура в лит-ре 50-70-х гг.-
Осн. достижения поэзии связаны с творчеством
Совр. драматургия представлена пьесами
В области лит. критики работают Б.
Архитектура и изобразительное искусство.
Руины г. Дукля (Диоклея). 4-7 вв.
Ч. включается в орбиту антич. культуры,
Церковь монастыря Морача. 1252. Киворий
В ср.-век. период Ч. испытывала воздействие
Наиболее ранние образцы монумент.,
Османское нашествие и многовековой
Форетич. Церковь монастыря Савина близ
В работах живописцев из семьи Рафайловичей
После освобождения Ч. от османского
В изобразит. иск-ве 2-й пол. 19 - 1-й
Город-отель Свети-Стефан. Основан в
Социально-критич. тенденции проявились
Коренной поворот в истории культуры
Музыка. До кон. 19 в. в Ч. развивалась
E. И. Гордина.
Лит.: Ровинский П. А., Черногория
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
СФРЮ) приходится (1975) 1,8% нац. дохода, 1,5% валовой пром. и 1,5% с.-х.
продукции Югославии. В пром-сти и стр-ве занято (1971, перепись) 21,3%
экономически активного населения (ок. 3% в 1939), в с. х-ве, лесном х-ве
и рыболовстве - 43,3% (св. 80%). Пром-сть даёт св. 1/
обработкой минерального сырья, переработкой с.-х. продукции. Добывают бокситы
(вблизи г. Никшич; ок. Vs общеюгосл. продукции), свинцово-цинковые руды
(р-ны Плевли и Иванграда), бурый уголь, соль (на побережье). На р. Зета
- каскад ГЭС. Имеются металлургич. комбинат в Никшиче (сталь, прокат),
алюм. комбинат в Титограде, деревообр. комбинаты в Мойковаце, Иванграде
и Титограде, электротехнич. з-ды в Цетине, судоремонтные верфи в Которе,
текст., пищ. и таб. предприятия в Титограде, Которе и Баре.
животноводство, разведение овец (св. 0,5 млн. голов - более 6% поголовья
страны), а также малопродуктивного крупного рог. скота. Горные пастбища
и луга составляют 40% пл. Ч. Обрабатывается всего 6% пл. Ч. В Скадарской
озёрной котловине, долинах рек и межгорных котловинах посевы кукурузы,
пшеницы, ячменя, картофеля. Плодоводство - слива, инжир, гранат, миндаль,
апельсины (ок. 4/
магистраль Белград - Бар (пущена в эксплуатацию в 1976), значительная сеть
автодорог. Главный аэропорт в Титограде. Приморские курорты и туризм.
В 1975 грамотность населения составляла 97% . Осн. вид школы - восьмилетка.
В 1974/75 уч. г. в 643 школах обучалось ок. 91,5 тыс. уч-ся. Полное ср.
образование дают гимназии. В 1974/75 уч. г. в 16 гимназиях обучалось св.
9,4 тыс. уч-ся. Работают школы для подготовки квалифицированных рабочих,
технич. и др. спец. школы (в 1974/75 уч. г. св. 15,7 тыс. уч-ся). В 1974/75
уч. г. в 5 вузах Ч. обучалось ок. 5,5 тыс. студентов. Ун-т в Титограде
(осн. в 1973).
в Титограде: высшее науч. учреждение республики - Академия наук и искусств
Ч. (осн. в 1976), Историч. ин-т, Ин-т геологич. и химич. исследований,
Гидрометеорологич. ин-т, Сейсмологич. станция; в Которе - Ин-т биологии
моря.
и спец. б-к, 19 нар. и 476 школьных б-к, 1 музей, 4 театра (1 профессиональный,
2 детских и 1 самодеятельный), 30 кинотеатров. В Титограде работают радиостанция,
студия телепередач.
тираж 5077 тыс. экз.), 15 журналов (общий тираж 229 тыс. экз.), 140 наименований
книг и брошюр (общий тираж 552 тыс. экз.).
(по данным на 1974): 8 больниц, 94 амбулатории, 52 зубных кабинета, 13
противотуберкулёзных диспансеров, 24 жен. консультации, 20 поликлиник для
детей младшего возраста, 14 поликлиник для школьников, 31 аптека.
нац. лит-ры Ч., недостаточно разрешены и освещены в югосл. литературоведении.
Существуют различные точки зрения: одними учёными лит-pa Ч. рассматривается
как составная часть серб, лит-ры, другими - отстаивается концепция обособленности
её развития. В целом черногорская лит-pa развивалась в тесном взаимодействии
с др. югосл. лит-рами, особенно с сербской, чему способствовали этнич.
и языковое родство, общность историч. и культурных традиций, взаимосвязи
деятелей культуры и лит-ры Ч. и Сербии. Однако на разных этапах лит. процесса
в черногорской лит-ре то преобладала тенденция к автономности (2-я пол.
19 в.), то её взаимодействие с серб, лит-рой носило более слитный характер
(1-я пол. 19 в.; период между двумя мировыми войнами). В условиях социалистич.
Югославии процесс развития лит-ры Ч. характеризуется дальнейшей консолидацией
нац. лит. сил при одновременном усилении разносторонних контактов с др.
югосл. лит-рами.
От средневековья сохранились религиозные произведения, жития святых, требники
и др. Известны рукописи А. Змаевича (1624-49), И. А. Ненадича (1709-84);
"История Черногории" (1754) В. Петровича (1709-66), -"Послания" Петра I
Петровича Негоша (1747-1830) и др.
начало развития новой черногорской лит-ры к кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Её
основоположник - поэт и гос. деятель Петр II Петрович Негош (1813-51),
творчество к-рого продолжало героич. традиции нар. эпоса. В своих произв.
Негош создал поэтич. картину жизни Ч., воспел борьбу черногорцев и сербов
за освобождение от османского ига; вершина его поэзии - драматич. поэма-эпопея
"Горный венец" (1847), проникнутая идеей единения юж. славян. Негош сыграл
также видную роль в развитии раннего романтизма в серб, лит-ре.
1914-18 ведущее место занимала романтич. поэзия (творчество С. Петровича-Цуцы,
1830-57; Николы I Петровича, 1841-1921; M. Шобаича, 1836-1917, и др.).
Прозаич. жанры были развиты слабо и представлены этнографически-описат.
"Рассказами черногорскими и приморскими" (1875) С. Митрова Любиши (1824-78),
мемуарами M. Милянова (1833-1901) "Примеры доблести и геройства" (1901)
и др. Появилась историч. драма: "Балканская царица" (1884) Николы I Петровича;
"Царев Лаз" (1894) P. Рогановича Црногорца (1859-1900). Лит-pa этого периода
носила в основном фольклорно-романтич. характер, была проникнута культом
патриархального образа жизни, историч. прошлого, героизма.
в условиях установленной (в янв. 1929) в Югославии военно-монархич. диктатуры,
происходил численный рост творч. интеллигенции Ч. Расширились жанровые
и тематич. рамки лит-ры, интенсивное развитие получила проза. В нач. 30-х
гг. в лит-ре Ч., как и во всех югосл. лит-pax, возникло течение "социальный
реализм", принявшее осн. принципы реализма и опиравшееся на революц. идеологию.
Наибольшего развития в русле "социального реализма" достигла поэзия: сб-ки
"Кулак" (1936), "Огненные голуби" (1937), поэма "Пришельцы" (1937) P. Зоговича
(р. 1907); сб-ки "Леса" (1938), "Огненные утра" (1941) M. Баневича (1905-68);
сб. "Две реки" (1938) Я. Джоновича (р. 1909); поэма "Сквозь голубые сумерки"
(1929), сб. "Земля" (1934) M. Вуковича (1910-46). В эти годы также обогатилась
социальная и психологич. палитра прозы; появился роман. Реалистич. картину
жизни черногорского народа создали P. Раткович (1903-54; роман "Невидбог",
1933), Д. Джурович (р. 1901; сб. рассказов "Среди горцев", 1936; роман
"Страна Дукля", 1939), H. Лопичич (1909-45; сб. рассказов "Крестьяне",
1939).
войне 1941-45 в Югославии.
оккупантов и их пособников (31 дек. 1944), установления в 1945 нар. строя
(с 1963 Ч.- социалистич. республика) лит-pa вступила в наиболее плодотворный
период развития. В послевоен. годы происходит интенсивный рост и дальнейшая
консолидация лит. сил Ч. Начали выходить лит. журналы "Ствараае" (1946),
"Народна культура" (1951) и др. В 1956 было создано Оо-во черногорских
писателей.
M. Лалич (р. 1914), в романах к-рого наиболее ярко отразилась тема нар.-освободит.
борьбы и революции: "Свадьба" (1950), "Ненастная весна" (1953), "Разрыв"
(1955), "Облава" (1960), "Лелейская гора" (1962). К истории Ч., к нац.
проблемам кон. 19 - нач. 20 вв. обратился Лалич в романе "Военное счастье"
(1973). Прозаики А. Асанович (р. 1931; сб-ки рассказов "Долгие мгновения",
1956; "Игра с огнём", 1966), Ч. Вукович (р. 1920; романы "Намертво - глубокое",
1959; "Водораздел", 1968, и др.), Бр. Щепанович (р. 1937; сб. рассказов
"Перед истиной", 1961; повесть "Рот полон земли", 1974) наряду с событиями
народно-освободительной войны изображают современную жизнь страны, обращаются
к морально-этическим и психологическим проблемам.
Зоговича (сб-ки "Упрямые строфы", 1947; "Артикулированное слово", 1965;
"Лично, совсем лично", 1971), Джоновича (сб-ки "Горные ручьи", 1947, "Жажда
дорог", 1961), Баневича (поэма "Сутеска", 1946, сб. "До искры", 1961),
Д. Костича (р. 1917; сб-кн "Стихи", 1947; "Сети", 1955; "Забытые снега",
1958, и др.), P. Вешовича (р. 1921; сб-ки "Вихри", 1950; "Ленты в долине",
1955). Для поэтов M. Краля (р. 1933), С. Перовича (р. 1932), Бл. Щепановича
(1934-66), E. Брковича (р. 1933) характерны поиски новых тем и форм.
Брковича, В. Ивановича, Ж. Koманина (р. 1935), В. Радовича и др.
Милачич (р. 1920), M. Стойович (р. 1927), P. Роткович (р. 1931) и др.
К эпохе неолита относится керамика со скромным лепным узором или расписным
геом. орнаментом, близкая памятникам Сербии и Румынии (находки в Црвена-Стене),
к концу эпохи бронзы и началу эпохи железа - укреплённые поселения и некрополи
иллирийцев.
В
период греч. и рим. завоеваний
традиции к-рой в упрощённом варианте сохраняются в визант. период (6 в.
н. э.) и после появления славян (7 в.) - остатки укреплений, домов, базилики,
архитектурных фрагментов с нарядным резным декором в г. Дукля (Диоклея),
близ Титограда.
в соборе св. Трипуна в Которе. Мрамор. 1362.
культуры Италии и Далмации, к-рое скрещивалось с влиянием Сербии и Византии.
В 9-10 вв. сооружались скромные однонефные, крестообразные и триконховые
церкви из тёсаного и ломаного камня. Появившиеся в 11 в. церкви в романском
стиле сохраняли связь с дороманским зодчеством. В приморских р-нах в 12-13
вв. строились 3-нефные базилики с плоским дерев, потолком или крестовыми
сводами (собор св. Трипуна в Которе, с 1166), а также однонефные постройки
с полуциркульным сводом (церковь св. Павла в Которе, 1263-66), иногда с
куполом на низком барабане, опирающемся на тромпы или пандативы (церковь
св. Луки в Которе, кон. 12 в.). Такие церкви, покрытые двускатными черепичными
кровлями, часто имели глухие стены, арочную звонницу на зап. фасаде, тщательно
профилированный зап. портал и "розу" над ним. Алтарная часть отделялась
от храма кам. преградой с нарядной резьбой, в к-рой многообразные мотивы
плетёнки сочетались с зооморфными и растит. узорами, несущими отголоски
антич. традиций (постройки в Улцине, Баре и др.). В период вхождения Ч.
в гос-во Неманичей в её внутр. р-нах ощущалось воздействие архит. школы
Рашки (см. Сербия). В 12- 13 вв. здесь сооружались строгие по формам
однонефные церкви с боковыми пристройками в виде пониженного трансепта
и с куполом на кубич. основании (церковь монастыря Морача, 1252). Архитекторы
Ч. строили и на терр. Сербии (Вит из Koтора - автор церкви монастыря Дечани).
В
14-16 вв. в постройках приморских р-нов появились отд. готич. детали (очертания
окон и сводов), к-рые сочетались с романскими формами (церкви и дома в
Сваче, Баре, Которе).
живописи Ч. (фрески церкви св. Михаила близ Стона, 11-12 вв., с портретами
князей Зеты) отражают воздействие иск-ва "Каролингского возрождения".
Для
изобразит, иск-ва 13-14 вв. характерно сочетание элементов романского и
готич. стилей с мотивами визант. иконографии ("Вуканово евангелие", 1202;
киворий в соборе св. Трипуна в Которе, 1362). Фрески этого времени (в церкви
монастыря Морача, 1252) близки серб, иск-ву и отличаются изысканной и выразит,
линеарной манерой.
нац. гнёт отрицательно сказались на развитии культуры Ч. Большинство городов
вплоть до 20 в. сохранило скученную малоэтажную кам. застройку. Ренессанс
и барокко не получили развития в светском зодчестве и проявились лишь в
деталях отд. построек (дворцы в Которе, Баре, Перасте и Доброте). Стиль
барокко получил наибольшее распространение в 17-18 вв. в церковном зодчестве
Боки Которской, где работали гл. обр. итал. архитекторы (церковь в Прчане,
начата в 1790). В постройках местных архитекторов (церковь монастыря Савина
близ Херцегнови, 1777-99, H. Форетич) барочные черты сочетались с романскими
и визант. традициями. Среди живописцев в 15-16 вв. выделяются Ловро Маринов
и Вицко Добричевичи (работавшие гл. обр. на терр. Далмации), творчество
к-рых отмечено ренессансными тенденциями, T. Вукович и др. Скульптура эпохи
барокко (рельефы и статуи алтарей) представлена гл. обр. работами иностр.
мастеров. Среди местных живописцев в 17-18 вв. выделяются Дж. Митрофанович,
А. Вуичич, а также T. Koколя, автор стенных росписей, картин и портретов
в духе позднего венецианского Возрождения.
Херцегнови. 1777 - 99.
И. Ш об а и ч. "Курящий трубку". Акварель.
поздневизантийские традиции сочетались с отдельными барочными приёмами.
Поздневизантийским канонам вплоть до 19 в. следовала и миниатюра Ч.
ига (1878) в городах появляются парадные постройки черногорской знати в
духе позднего ампира (т. н. Данилов двор в Цетине, 1894-95). В 1870-е гг.
сооружается г. Подгорица (ныне Титоград) с прямоугольной сеткой улиц. Появляются
постройки в стиле эклектики (церковь св. Николая в Которе, 1910, неовизант.
стиль). В городах продолжают строиться простые и суровые 2-3-этажные жилые
здания из нетёсаного камня с черепичными кровлями и небольшими окнами и
дверьми.
трети 20 вв. формировалось нац. направление. В портретах, композициях на
темы нац. истории, жанровых сценах П. Почека, А. Бокарича, M. Греговича,
акварелиста И. Шобаича сосуществовали наивно-реалистич. и академич. черты.
В 1920-30-е гг. нац. пейзажи и жанровые сцены в духе постимпрессионизма
создавали M. Милунович, П. Лубарда.
15 в. Реконструирован в 1952-60.
в линогравюрах и картинах И. Новаковича. В скульптуре выделялись работы
P. Стийовича, отмеченные стилизов. обобщёнными формами.
Ч. наступил после установления нар. власти. На руинах разрушенного в годы
2-й мировой войны г. Подгорица была создана новая столица Ч.- г. Титоград.
Началась разработка планов застройки городов, типовых проектов жилых зданий.
В ней принимали участие и архитекторы др. республик Югославии. В кон. 1950-60-х
гг. развернулось жил. стр-во (5-этажные секционные панельные здания в Титограде).
Сооружаются школы, больницы, учреждения бытового обслуживания. В стр-ве
используются сборные железобетонные каркасы. На побережье Адриатич. моря
реконструируются старые и сооружаются новые города, в к-рых создаются благоустроенные
курортные комплексы (Будва, Трстено, Яз, Могрен и др.). Расположенный на
острове древний г. Свети-Стефан превращается в город-отель. Успехи достигнуты
в стр-ве гостиниц, мотелей, адм. зданий, отличающихся гибким использованием
типовых конструктивных звеньев (гостиницы в Цетине, Херцегнови, адм. здание
в Которе, универмаг "Веко" в Титограде). Поиски нац. своеобразия характерны
для построек арх. С. Радевич, отмеченных пластич. выразительностью деталей,
фактурными контрастами (сочетание бетона с местным камнем и речной галькой),
органич. связью с ландшафтом (гостиница "Подгорица" в Титограде). В изобразит,
иск-ве выделяются свободные по манере нац. пейзажи и натюрморты M. Милуновича,
В. Лековича, А. Прийича, памятники Л. Томановича, В. Станича, полные динамики
и красочной экспрессии пейзажи и историч. композиции П. Лубарды.
только нар. муз. культура. Сохранились древние традиции исполнения нар.
эпич., героич. (в сопровождении нар. инструмента гусле), лирич.
и обрядовых песен. Драматич. экспрессией отличаются обрядовые песни-плачи,
особенно женские - т. н. тужбалицы; поэтичны лирич. "пейзажные" (пастушеские).
Распространены различные виды нар. танца (коло) в сопровождении
пения (местное назв.- оро). Для мелодий черногорских песен характерны небольшой
диапазон, преобладание архаич. попевок в натуральных ладах, нередко смешанные
и переменные размеры, свободное ритмич. строение; типично многоголосие
(часто с секундовыми диссонансами). Mуз.-обществ. opг-ции и исполнит. коллективы
начали возникать в Ч. в последней четв. 19 в.; были созданы: воен. оркестры
(осн. А. Шульцем, 1871, и Ф. Вимером, 1889), хоровые об-ва"Бранко" в Подгорице
(ныне Титоград, 1892), "Негош" (Цетине, 1908), "Захумле"(Никшич, 1898).
Один из первых проф. музыкантов - композитор И. Иванишевич (кон. 19 в.),
получивший образование в Праге (ученик 3. Фибиха). Первая муз. школа работала
в Цетине (1924-25 и 1932-41), После 2-й мировой войны 1939-45 открылся
ряд муз. школ - в Цетине (начальная школа "Негош", 1947; преобразована
в 1948 в ср. муз, школу), им. M. Милянова в Титограде (1950), в Которе
(1951) и др. городах. Организованы симф. оркестр и смешанный хор Радио
в Титограде, гос. ансамбль нар. песни и танца "Оро". Кроме существовавших
и продолжающих функционировать, в 1960-х гг. созданы хоровые об-ва любителей
"Станко Драгоевич" в Титограде, "Никола Джуркович" в Которе, Об-во композиторов
и музыкантов-исполнителей Ч., Союз культурных и художеств. об-в Ч. (в Титограде).
Театр. Следы старинных театрализованных
обрядов (подробных сведений о них не сохранилось) остались в нар. обычаях,
MH. из к-рых бытовали ещё в 19-1-й пол. 20 вв. Значит. вкладом в театр,
культуру Ч. было творчество Петра II Петровича Негоша, автора драматич.
поэмы"Горный венец" (1847) и драмы "Лжецарь Степан Мали" (1851), написанных
на сюжеты из историч. прошлого Ч. (ставились в любит. кружках). В Цетине
также устраивались любит. спектакли, гастролировали труппы из Сербии, Хорватии
и др. областей. После освобождения Ч. от фаш. оккупантов и их пособников
(31 дек. 1944) в 1953 в Титограде был создан черногорский Нац. театр, включающий
драматич. и оперную труппы. В репертуаре драматич. труппы - югосл. и зарубежная
классика, произв. Петра II Петровича Негоша, совр. черногорских драматургов
В. Радовича, Ж. Команина, а также др. республик Югославии. Ставятся пьесы
рус. драматургов (H. В. Гоголя, A. H. Островского, А. П. Чехова), сов.
авторов (A. H. Арбузова). В составе драматич. труппы: реж. Б. Эракович,
H. Вавич, актёры В. Мандич, Д. Томас, 3. Раичевич, Г. Ленголд, П. Бегович,
Д. Малевич, Б. Вукович, Ч. Вуканович, 3. Стоимиров. В работе театра участвуют
режиссёры из др. республик Югославии.
H. M. Вагапова.
в ее прошлом и настоящем, т. 1 - 3, СПБ, 1888 - 1915; Писарев Ю. А., Сербия
и Черногория в первой мировой войне, M., 1968; История Югославии, т. 1
- 2, M., 1963; Исторjа Црне Горе, кнъ. 1 - 2, Титоград, 1967 - 70; Довановип
Б., Црна Гора у народно-ослободилачком рату и соцjалистичкоj револуцjи,
т. 1,- Београд, 1960; Б у к и h Т., Преглед ыьижевног рада Црне Горе од
владике Василща до 1918 године, Цетин,е, 1951; Стоjовиh M., Надмоh Лэудскости,
Титоград, 1968; А л е ш и н а Л. С., Яворская H. В., Искусство Югославии,
M., 1966; Белоусов В. H., Современная архитектура Югославии, M., 1973;