ЧЕРНОМОРСКИЕ ПРОЛИВЫ

ЧЕРНОМОРСКИЕ ПРОЛИВЫ общее
название проливов Босфор, Дарданеллы и расположенного между ними
Мраморного м. Ч. п.- единственный путь сообщения между Чёрным и Средиземным
морями. (Карту см. на вклейке к стр. 97) Ч. п. в системе междунар. морских
путей занимают особое положение. Пока Византия, а после завоевания в 1453
Константинополя турками - Османская империя господствовали над всем Черноморским
побережьем и Чёрное м. ввиду этого было фактически их внутр. морем, использование
Ч. п. было внутр. делом этих гос-в. К концу 17 в. обстановка существенно
изменилась. Пётр I приступил к стр-ву Азовского флота и в 1696 взял Азов,
Россия вышла на побережье Азовского и Чёрного морей. Теперь вопрос о входе
в Чёрное м. и выходе из него приобрёл междунар. характер, составив впоследствии
важную часть т. н. восточного вопроса.
Долгое время усилия рус.
дипломатии, стремившейся открыть Чёрное м. и Ч. п. для рус. флота, не приносили
успеха. По Кючук-Кайнарджийскому миру 1774
за Россией признано право
торгового мореплавания в Чёрном м. и Ч. п. Позднее такое же право получили
др. гос-ва (за исключением гос-в, воюющих с Турцией). Гораздо более сложным
делом было для рус. дипломатии урегулирование вопроса о проходе воен. кораблей.
Интересы безопасности черноморских стран требовали установления в Ч. п.
такого режима, к-рый, обеспечивая их воен. флотам надёжную связь с открытыми
морями, в то же время оградил бы эти страны от угрозы агрессии со стороны
нечерноморских держав. Этот принцип был чётко сформулирован в 1802 канцлером
А. Р. Воронцовым в ответ на претензии Франции, добивавшейся для своего
воен. флота права прохода через Ч. п. Аналогичной с Россией позиции придерживалась
в то время и Турция. Не пропуская в Чёрное м. воен. корабли нечерноморских
стран, она по русско-турецким союзным договорам
1799 и 1805 предоставила
рус. воен. кораблям право прохода в Средиземное м.


Между тем нечерноморские державы, в
первую очередь Великобритания и Франция, стремились получить право неограниченного
доступа в Чёрное м. для своих не только торговых, но и воен. судов, с одновременным
запрещением прохода через Ч. п. русского воен. флота. Но поскольку открыто
обосновать столь неправомерное требование не представлялось возможным,
они добивались "равенства" с Россией, т. е. либо полного открытия, либо
полного закрытия Ч. п. для воен. кораблей всех стран.


Под влиянием наполеоновской дипломатии
Турция в 1806 отменила в нарушение союзного договора 1805 с Россией свободный
пропуск рус. кораблей через проливы. Вслед за тем во время рус.-тур. войны
1806-12 Великобритания навязала Турции договор (1809), к-рый под видом
-"древнего правила Османской империи" воспрещал пропуск через Ч. п. воен.
кораблей любой иностр. державы (см. в ст. Англо-турецкие договоры).
Ункяр-Искелесийский договор 1833,
фактически восстановив русско-тур.
союз, обязал Турцию закрывать по требованию России Дарданеллы для прохода
воен. кораблей др. гос-в. Однако уже Лондонская конвенция 1840 возродила
якобы всегда существовавшее "древнее правило Османской империи".


Первое многостороннее междунар. соглашение
о Ч. п.- Лондонская конвенция 1841 подтвердила "древнее правило" и превратила
его в междунар. обязательство. T. о., Турция и Россия утратили принадлежавшее
им право самостоятельно, двусторонними соглашениями регулировать порядок
допуска воен. судов в Чёрное м. и выхода из него. Русский воен. флот оказался
запертым в Чёрном м. Запрещение же воен. кораблям нечерноморских гос-в
проходить в Чёрное м. не представляло для России значит, ценности, тем
более, что оно предусматривалось конвенцией 1841 лишь на мирное время.
Между тем Турция, попадая во всё большую зависимость от зап.-европ. держав,
нередко делала для них исключения из "древнего правила". Это явилось одним
из важных побудит, мотивов, толкнувших царскую Россию в 1853 на войну с
Турцией (см. Крымская война 1853- 1856). Завершивший эту войну Парижский
мирный договор 1856
воспретил России под видом обязательства поддерживать
"нейтрализацию" Чёрного м. проведение эффективных мер для защиты своего
Черноморского побережья. В 1870 рус. пр-во отказалось признавать статьи
Парижского договора о "нейтрализации" Чёрного м.; Лондонская конвенция
1871 санкционировала отмену этих статей.


Однако режим Ч. п. был определён в
этой конвенции почти на той же основе, что и в 1841. Та же система была
сохранена Берлинским трактатом 1878 (см. в ст. Берлинский конгресс 1878).


Вплоть до 1-й мировой войны рус. дипломатия
тщетно пыталась изменить невыгодный для России режим Ч. п. Бывали случаи,
напр, в 1891 и 1894, когда тур. султан выдавал фирманы на проход русских
воен. кораблей через Босфор и Дарданеллы (без вооружения и без вооруж.
охраны), но нечерноморские державы затрудняли получение таких разрешений,
а в период рус.-япон. войны 1904-05 Великобритания устроила воен.-мор.
демонстрацию вблизи Дарданелл, чтобы воспрепятствовать пропуску русских
воен. судов из Чёрного м. в Средиземное и появлению их на Д. Востоке. Междунар.
надзор над Ч. п. был невыгоден и для Турции, т. к. нарушал её суверенитет,
содействовал превращению Турции в полуколонию империалистич. держав, создавал
опасное для неё обострение отношений с Россией. В кон. 19 - нач. 20 вв.
наибольшим экономич. и политич. влиянием в Турции пользовались Великобритания
и Франция. Но в годы, непосредственно предшествовавшие 1-й мировой войне,
значительно укрепились и позиции Германии. После вступления Турции в 1-ю
мировую войну на стороне Германии было подписано секретное
англо-франко-русское
соглашение 1915,
предусматривавшее включение Константинополя (Стамбула)
и Ч. п. в состав Российской империи. Это соглашение было призвано сохранить
заинтересованность правящих кругов России в доведении войны с Германией
до победного конца.


После победы Великой Окт. социалистич.
революции Сов. Россия объявила об отказе от тайных договоров царского пр-ва,
от соглашения о Константинополе и Ч. п. Напротив, империалистич. державы
поставили в порядок дня захват Ч. п. По подписании Мудросского перемирия
1918
воен.-мор. флот держав Антанты вошёл в Ч. п. В 1920 Стамбул был
оккупирован войсками Антанты. Своё господство над Стамбулом и зоной Ч.
п. империалистич. державы использовали для осуществления вооруж. интервенции
на юге Сов. России, а также (при посредстве греч. армии) для интервенции
против Турции. Согласно подписанному султанским пр-вом Севрскому мирному
договору 1920,
вопрос о Ч. п. разрешался в пользу империалистич. держав.


Севрский договор не вступил в силу,
т. к. англо-греч. интервенция в Турции потерпела поражение. Принципы решения
вопроса о проливах, отвечавшие интересам как Сов. России, так и Турции,
были разработаны В. И. Лениным. Они были зафиксированы в Московском договоре
от 16 марта 1921 между РСФСР и Турцией, предусматривавшем выработку междунар.
статута Чёрного м. и Ч. п. конференцией "...из делегатов прибрежных государств,
при условии, что вынесенные ею решения не нанесут ущерба полному суверенитету
Турции, равно как и безопасности Турции и ее столице Константинополю".
Идентичные статьи были включены в Карсский договор 1921 и в украинско-тур.
договор 1922. На Лозаннской конференции 1922-23 сов. делегация вела
настойчивую борьбу за справедливое решение вопроса о проливах. Лозаннская
конвенция о проливах, подписанная 24 июля 1923, установила, что зона Ч.
п. демилитаризуется и объявляется открытой для прохода любых военых кораблей.
Такой режим ставил черноморские страны под угрозу агрессии, поэтому Советский
Союз не ратифицировал Лозаннскую конвенцию. В апр. 1936 тур. пр-во, рассчитывая
на поддержку Великобритании, заинтересованной в вовлечении Турции в орбиту
своей средиземноморской политики и использовании турецких воен.-мор. баз,
предложило державам - участницам Лозаннской конференции 1922-23 провести
переговоры для заключения новой конвенции о Ч. п. В июне 1936 в Монтрё
открылась междунар. конференция по вопросу о Ч. п. (см. Монтрё конференция
1936),
к-рая завершилась подписанием 20 июля 1936 новой конвенции о
Ч. п. В ней учитывались, хотя и не полностью, интересы черноморских стран.
Им разрешалось проводить через Ч. п. любые свои корабли при соблюдении
установленных правил прохода, в то время как допуск воен. кораблей нечерноморских
держав ограничивался тоннажем, классом и сроком пребывания в Чёрном м.;
проход воен. кораблей воюющих держав воспрещался; Турция, в случае своего
вступления в войну или находясь под угрозой войны, имела право разрешать
или запрещать проход через проливы любых воен. судов.


Во время 2-й мировой войны 1939-45
Турция, объявив после нападения Германии на СССР о своём нейтралитете,
предоставляла фаш. агрессорам возможность использовать Ч. п. в своих целях.
В свете этих обстоятельств Потсдамская конференция 1945 признала,
что конвенция, заключённая в Монтрё, должна быть пересмотрела. В 1946 СССР
приступил к переговорам с Турцией, но тур. пр-во отвергло сов. предложения.
В 1953 Сов. пр-во заявило пр-ву Турции, что оно пересмотрело своё прежнее
мнение относительно указанных предложений. T. о., конвенция 1936 остаётся
междунар. актом, регулирующим судоходство в Ч. п. Лит.: Ленин В.
И., Интервью корреспонденту "Обсервер" и "Манчестер Гардиан" M. Фарбману,
Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45; Уляницкий В. А., Дарданеллы Босфор и Черное
море в XVIII в., M., 1883; Горяи н о в С. M., Босфор и Дарданеллы, СПБ,
1907; Проливы. [Сб.], M., 1923; Дранов Б. А., Черноморские проливы. Международно-правовой
режим, M., 1948; Миллер А. Ф., Турция и проблемы проливов, M., 1947; Альтман
В. В., Из истории борьбы за проливы после первой мировой войны, в сб.;
Из истории общественных движений и международных отношений, M., 1957; Живкова
Л., К вопросу о пересмотре Лозаннской конвенции о режиме проливов в англо-турецких
отношениях в 1933- 1935 гг., в сб.: Проблемы британской истории. 1973,
M., 1973; Dascov ic i N., La question du Bosphore et des Dardanelles, Gen.,
1915; Fu ad AIi, La question des Detroits, P., 1928; Howard H., The partition
of Turkey, N. Y., 1966; PuryearV. J., England, Russia and the straits question
1844-1856, Berk., 1931; Irtem Suleyman Kani, Bogazlar meselesi, 1st., 1936;
Abrevaya J., La conference de Montreux et Ie regime des Detroits, P., 1938;
B r e m о у G. de, La conference de Montreux et Ie nouveau regime
des detroits, P., 1939; S hot well J. T., D e a k F , Turkey at the straits.
A short history, N. Y., 1940. А. Ф. Миллер.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я