ЧЖУ СИ
Чжу-цзы (1130-1200),
китайский философ, историк, комментатор классич. книг; самый видный представитель
неоконфуцианства.
Написал
св. 20 науч. трактатов, в т. ч. по юриспруденции, воен. делу, астрономии,
географии. Будучи в 1179-83 нач. обл. Нанькан (пров. Цзянси), Ч. С. создал
широко известную тогда в Китае школу Бай-лу дун ("Пещера белого оленя").
Ч. С. обобщил осн. идеи конфуцианских мыслителей - от Конфуция
до
Чжоу
Дунъ-и, Чжан Цзая и братьев Чэн И и Чэн Хао.
В
трудах Ч. С. развивается дуалистич. концепция двух взаимосвязанных и неразделимых
начал: идеального - "ли" ("закон", "принцип", "правило"), предшествующего
всему и возвышающемуся над всем, и материального - "ци" ("вещество", "материальная
сила"). "Ли" нуждается в прикреплении к определ. "ци" и в то же время необходимо
для "ци" как закон его существования. Оба эти начала соединяются в бесформенном
"тай-цзи" ("великом пределе", "великом праначале"), к-рый существует во
всех вещах, взятых как целое, и в каждой в отдельности, и к-рый как высший
принцип объединяет принципы, действительные и возможные, всех вещей и существ.
Неоконфуцианский синтез Ч. С. стал доминирующим течением в последующей
кит. философии, оказав сильное влияние и ца развитие филос. мысли в Корее
и Японии. Отобранное и прокомментированное Ч. С. конфуцианское "Четверокнижие"
("Сы шу") являлось гл. предметом гос. экзаменов в Китае с 14 в. до нач.
20 в. Ч. С.- автор ист. труда "Тун цзянь ган му" ("Главные устои всеобщего
зерцала") - новой версии известного произведения Сыма Гуана "Цзы чжи тун
цзянь" ("Всеобщее зерцало, управлению помогающее").
Лит.: Конрад H. И., Философия
китайского Возрождения. (О Сунской школе), в его кн.: Запад и Восток. 2
изд., M., 1972; Вruсе J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1923; С h а n
W i n g-T s i t, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963;
F о rke A., Geschichte der neueren chinesischen Philosophie, Hamb., 1938.
С. Кучера.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я