ЧИКАГО
(Chicago), город в США,
Терр. совр. Ч. издавна принадлежала
Ч.- город резких социальных противоречий
Ч.- один из крупнейших научных и культурных
Лит.: Pierce B. L., History
в шт. Иллинойс. Второй по экономич. значению и числу жителей в стране,
самый крупный пром., торг.-трансп., финанс. центр США к 3. от Аппалачей.
Расположен у юго-зап. оконечности оз. Мичиган, при впадении в него р. Чикаго,
у начала канализированного водного пути из Великих озёр к р. Миссисипи.
Площадь 575 км2.
Нас. (1975) 3,2 млн. чел. (в т. ч. 33%
негров). Ч. образует одну из крупнейших гор. агломераций США, наз. Чикаго
- Сев.-Зап. Индиана; в её состав входят: Ч., города в шт. Иллинойс и Индиана
- Гэри, Хаммонд, Ист-Чикаго и др.; пл. более 9 тыс.
км2,
нас.
7,7 млн. чел. (1975). Экономически активного населения (1974) 3,3 млн.
чел., в т.ч. занятых (в %): в пром-сти 31, стр-ве 5, на транспорте 7, в
финансах 6, в торговле и сфере обслуживания 39, на гос. службе 12. Ок.
2/
на стыке сухопутных и водных путей сделало Ч. важным трансп. узлом США
(св. 30 ж.-д. лучей) и главным центром внутр. авиасообщений. Порт Ч., включающий
гавани на оз. Мичиган, самый большой на внутр. водных путях США (грузооборот
в 1974 св. 50 млн. т).
Центр чёрной металлургии США (мощность сталеплавильных
печей ок. 30 млн. т).
Развиты произ-ва средств связи, разнообразного
пром. и строительно-дорожного оборудования, радиоэлектроника, электромашиностроение,
трансп. и с.-х. машиностроение, полиграфич., хим., нефтеперераб., пищ.
(особенно мясоконсервная, мукомольная), швейная, мебельная пром-сть. Meталлургич.,
нефтеперераб., хим. пром-сть и тяжёлое машиностроение размещены гл. обр.
в юго-вост. части Ч. и пригородах, у оз. Мичиган (Индиан-Харбор, Гэри,
Ист-Чикаго), поблизости от порта; машиностроение наиболее развито в зап.
части пром. узла (Сисеро и др.). Ч.- наиболее значит, в США рынок пшеницы,
кукурузы, сои, скота, его фондовая биржа - вторая после Нью-Йоркской. Финанс.
группа города - одна из гл. групп финанс. капитала США. В пром-сти и торговле
Ч. господствуют капиталистич. монополии. Так, в машиностроении значит,
место занимают компании "Интернэшонал харвестер" и "Пульман", в пищ. пром-сти-"Фуд
машинери корпорейшен" и др. В Ч. действует крупнейшая в США зерновая биржа.
индейцам. Город сложился на месте воен. поста Форт-Дирборн, основанного
в нач. 19 в. В 1833 получил гор. статус. Бурный рост населения, особенно
усилившийся после сооружения канала Иллинойс-Мичиган (1848) и жел. дороги
к Атлантич. ок. (1852), вывел Ч. в кон. 19 в. на 2-е место после Нью-Йорка
(550 жит. в 1830, 4,5 тыс. в 1840, 109 тыс. в 1860, 1100 тыс. жит. в 1890).
С 40-х гг. 19 в. началось интенсивное развитие пром-сти. В 1893 в Ч. происходила
Всемирная колумбийская выставка. Ч.- крупный центр рабочего и демократич.
движения. В 1870 здесь были созданы секции 1-го Интернационала. Наиболее
крупными выступлениями пролетариата Ч. в кон. 19 в. явились Чикагская
демонстрация 1886, Пульмановская забастовка 1894 и др. В 1905 в Ч.
образована профсоюзная орг-ция "Индустриальные рабочие мира", в
1919 осн. Коммунистич. партия США. В 1937 в Ч. расстреляна демонстрация
рабочих компании "Рипаблик стил" (т. н. бойня в день поминовения). В 60-70-х
гг. Ч. стал одним из центров борьбы за гражд. права негров. В период агрессивной
войны США в Индокитае в Ч. происходили массовые антивоен. демонстрации.
и контрастов; парадный "озёрный фасад", застроенный гигантскими небоскрёбами
деловой центр Луп (при впадении р. Чикаго в оз. Мичиган), расположенный
к С. р-н богатых особняков "Золотой берег", парки, широкие бульвары, автомагистрали
вдоль побережья соседствуют с запущенными трущобными р-нами и этнич. гетто
("Китайский город", заселённый неграми "Бронзовый город"), пром. р-нами
на Ю.-В. и 3. После опустошит, пожара 1871 Ч. был застроен заново, в т.
ч. небоскрёбами с металлич. каркасом. Чикагская архит. школа (Лейтербилдинг,
ныне "Сире и Робак", 1889-1891, арх. У. Ле Барон Дженни; Рилайенс-билдинг,
1890-94, арх. Д. X. Бёрнем, Дж. У. Рут при участии Ч. Б. Атвуда; универмаг
фирмы "Карсон-Пири-Скотт", 1899-1900, арх. Л. Салливен) стала предшественницей
рационалистич. архитектуры 20 в. Работы по реконструкции Ч. в 20 в. в основном
сводились к застройке центра небоскрёбами (Трибюн-тауэр, 1923-25, арх.
Дж. M. Хауэлс, P.Худ), сооружению парадных комплексов (обществ, центр,
1963-65, арх. Дж. Браунсон), прокладке скоростных автомагистралей, не связанных
с гор. планировкой. Вместе с тем Ч. остаётся важным центром архит. творчества,
где были осуществлены постройки Ф. Л. Райта (дом Роби, ныне в комплексе
Чикагского ун-та, 1909), Л. Миса ван дер РОЭ (комплекс Иллинойсского технологич.
ин-та, 1942-58, высотные жилые дома на Лейк Шордрайв, 1950-51, и Коммонуэлс
Променад, 1957), Б. Голдберга (высотные жилые дома Марина-Сити, 1964),
архит. фирмы "СОМ" (100-этажный небоскрёб Джон Хэнкок билдинг, 1971; 109-этажный
небоскрёб Сирс-билдинг, высочайшее в мире здание - 442 м, 1970-74).
центров США; общенац. значение имеют ун-ты: Чикагский, Северозападный и
Депола, а также Иллинойсский технологич. ин-т. Музеи Ч.: естеств. истории,
науки и промышленности. Художеств, ин-т; аквариум Шедда. Чикагская публичная
б-ка. Театры: "Шуберт-тиэтр", "Блэкстон-тиэтр". (Карту см. стр. 190.)
of Chicago, v. 1-3, N. Y. - L., 1937-57; Peisch M. L., The Chicago school
of architecture, L., 1964; Chicago's famous buildings, ed. by A. Siegel,
2 ed., Chi. - L., 1969.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я