ЧИНОВНИЧЕСТВО
в России, совокупность
лиц, имевших чины и состоявших на гражд. службе. Зародилось с возникновением
в Рус. гос-ве 16 в. системы приказов. Сложившаяся в них иерархия
чинов (судья, думный дьяк, дьяк, подьячий) вскоре распространилась
и на местные гос. органы. Приказные судьи, наместники
(до сер. 16
в.) и воеводы, а также дьяки назначались царём и
боярской думой.
За
свою службу они получали поместья и крепостных. Подьячих назначал
Разрядный
приказ. С ростом гос. аппарата число дьяков и подьячих увеличивалось
(в нач. 17 в. дьяков было 55, в 1676 - 103 в приказах и 35 в уездах). В
80-х гг. 17 в. в 37 приказах служило ок. 2 тыс. подьячих.
С установлением в России пач. 18 в.
В 1-й пол. 19 в. процесс бюрократизации
В 1-й пол. 19 в. Ч. делилось на 4 группы.
Табель о рангах (с изменениями и дополнениями
установлены: с 14-го по 9-й класс -
Формально к Ч. относились члены Петерб.
Революция 1905-07 вынудила самодержавие
В период 1-й мировой войны 1914-18
После Февр. революции 1917 Врем, пр-во
После Окт. революции 1917 чиновники
Источн.: Уставы о службе гражданской,
Лит.: Ленин В. И., Задачи русских
абсолютизма
приказы
были заменены коллегиями. Законодательство Петра I закрепило обязательность
и пожизненность службы для дворян, к службе привлекались выходцы из духовенства,
купечества, мещанства и гос. крестьяне. В 1-й четв. 18 в. положение Ч.
было оформлено законодательно. Высшие чиновники - президенты коллегий и
губернаторы
- назначались царём и Сенатом,
низшие чиновники после упразднения
в 1711 Разрядного приказа - Сенатом.
Генеральный регламент
1720
установил единообразие структуры и порядок деятельности коллегий и др.
правительственных учреждений. Табель о рангах
1722 ввела единую
систему чинов, узаконила замещение постов в армии и гос. аппарате по личным
заслугам, способностям и опыту. Всё Ч. разделилось на табельное (классное)
- 14 классов - и внетабельное (канцеляристы, копиисты, подканцеляристы).
С 1764 чиновники стали получать гос. ден. жалование, но вплоть до нач.
19 в. сохранялась и такая форма поощрения высшего Ч., как раздача монархами
населённых гос. земель. Манифест о вольности дворянства
1762 и Жалованная
грамота дворянству 1785 отменили обязат. гос. службу для дворян, однако
привилегированное положение Ч. привлекало их к гос. службе. К сер. 18 в.
число чиновников составляло ок. 5 тыс. чел., из них ок. 150 чел. - сенаторы,
президенты коллегий, начальники важнейших канцелярий и контор, губернаторы
- особы первых 4 классов Табели о рангах. Вторая группа Ч. - особы 5-8-го
классов - прокуроры, провинциальные воеводы, члены различных присутствий
(ок. 600 чел.). Основной исполнит, силой гос. учреждений были чиновники
9-14-го классов. 2/
сословий.
гос. аппарата резко ускорился. Учреждение в 1802-11 министерств
заложило
основы для создания бюрократич. ведомств со сложной внутр. организацией
и делопроизводством. Если в 1804 было ок. 13,2 тыс. табельных чиновников,
то в 1850 их было 71,8 тыс., в 1856 - 82,3 тыс. чел. Число внетабельных
служащих также возросло (в 1850 - 26,3 тыс. чел., в 1856 - 31,6 тыс. чел.).
Порядок определения на службу, прохождения её, награды и поощрения, наказания,
выход на пенсию определялись "Уставом о службе гражданской" (1832).
1-я (с 1-го по 5-й класс) объединяла представителей высшей бюрократии,
к-рые фактич. определяли курс правительств, политики. 2-я группа (чиновники
6-8-го классов) включала лиц, занимавших должности исполнит, характера.
Представители обеих групп имели большие привилегии и высокие ден. оклады.
3-я группа - чиновники 9-14-го классов, занимавшие канцелярские или низшие
исполнит, должности. 4-я группа - внетабельное Ч., использовавшееся исключительно
для технич. работы, отличалось от табельного Ч. в материальном и правовом
отношениях. В условиях быстрого роста численного состава Ч. эта группа
была ближайшим резервом пополнения табельного Ч. До нач. 19 в. не существовало
обраэоват. ценза на замещение чиновничьих должностей. В 1809 по инициативе
M. M. Сперанского был издан указ, требовавший от чиновников определённого
уровня образования. При производстве в 5-8-й класс чиновники должны были
представить диплом об окончании ун-та или сдать ряд экзаменов. Сроки производства
в чины были
18 - нач. 20 вв.)
тайный советник 1-го класса
(1716- 96)
тайный советник
Обер-гофмаршал
инфантерии
Обер-гофмейстер Обер-шенк
кавалерии
артиллерии
( с
(с 30-х гг. до кон. 18 в.)
Шталмейстер Егермейстер
(с 1856)
(до 1724)
статский советник
(1722 - 1799)
(1722-99)
советник
(с 1884)
-го ранга
советник
(до 1884)
ранга
советник
старшина (с 1884)
и секунд-майор (1731-97)
ранга (18 в.)
асессор
старшина
Есаул
(до 1884 и в 1907 - 11)
(с 1912)
(18 в.)
советник
(с 1884)
секретарь
(1907 - 11)
(1705-98)
(до 1884)
1885)
секретарь (первоначально морской чин)
и унтер-лейтенант (18 в.)
1885)
секретарь
До 1884
секретарь
регистратор
регистратор
регистратор
в.)
в.)
регистратор
через 3 года службы в каждом классе, с 9-го по 8-й - через 4 года,
с 8-го по 7-й - 5 лет, с 7-го по 6-й - 6 лет, с 6-го по 5-й - 4 года, с
5-го по 4-й - 5 лет, с 4-го по 3-й- 10 лет. Производство в 1-й и 2-й классы
осуществлялось по личному усмотрению императора без сроков. За 1836-43
в чин 8-го класса, дававший потомственное дворянство, было произведено
ок. 7,2 тыс. чел., из них ок. 4,7 тыс. - выходцы не из дворян. С 1845 потомственное
дворянство стали давать чины 6-го класса в военной и 5-го (с 1856- 4-го)
в гражд. службе, личное дворянство -9-й класс. Верхи дореформенного Ч.
были в основном помещичье-дворянскими. По выражению В. И. Ленина, "...
дворянин-помещик командовал без „плутократии", ...без растущего третьего
элемента" (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 81). Считая Ч. своей опорой,
самодержавие изгоняло из его среды скомпрометировавших себя по службе и
политически неблагонадёжных. "Пункт третий" Закона от 7 нояб. 1850 разрешал
начальству увольнять подчинённых чиновников без объяснения причин и права
обжалования. Сложившаяся в 1-й пол. 19 в. организация Ч. сохранялась и
в последующий период капиталистич. развития, когда гос. строй сделал первый
шаг в сторону бурж. монархии (см. там же, т. 20, с. 165), однако если высшие
слои Ч. оставались помещичье-дворянскими, то в ряды среднего и низшего
Ч. вливались бурж. элементы, располагавшие значит, богатствами (плутократия).
Созданные в ходе городской (1870) и земской (1864) реформ органы самоуправления
привлекали на службу вольнонаёмный персонал (врачей, учителей, техников,
агрономов и др.), получивший в бюрократич. сферах название "третий элемент".
С кон. 1860-х гг. ряд ведомств стал привлекать на работу по найму женщин.
В 1897 в бюрократич. аппарате работало 38 тыс. женщин (из них 28,9 тыс.
в уч. заведениях), т. е. ок. 9% от общего кол-ва чиновников (ок. 440тыс.).
В 1901 в России было ок. 0,5 млн. чиновников, в т. ч. 120-125 тыс. внетабельных.
Со вступлением России в кон. 19 - нач. 20 вв. в эпоху империализма монополии
установили тесные контакты с правительств, учреждениями. Представители
монополий вошли в состав отд. совещат. инстанций мин-в торговли и пром-сти,
путей сообщения, финансов, военного, морского, гл. управления землеустройства
и земледелия.
АН, Академии художеств, профессора ун-тов и др. высш. уч. заведений, учителя
гимназий и нек-рые др. деятели культуры и науки, имевшие классные чины
и числившиеся на гос. службе.
предоставить представителям всех сословий (за исключением нек-рых нерусских
народов) право служить в гос. аппарате. Фактически в силу классовых преград
и образоват. ценза это право не распространялось на рабочих и крестьян.
Ещё в 1903 В. И. Ленин сравнивал Ч. с густым лесом, через к-рый "...простому
рабочему человеку никогда не продраться..." (там же, т. 7, с. 137). Изменение
социального состава Ч. к нач. 20 в. отразилось на политич. "благонадёжности"
нек-рой его части. Особое определение Сената от 30 апр. 1908 подтвердило
несовместимость гос. службы с революц. и оппозиц. деятельностью. Верхи
Ч. сохраняли и после Революции 1905-07 многие элементы и черты дворянско-помещичьей
бюрократии. В. И. Ленин писал в конце 1911, что "...бюрократия рекрутируется
...из старого, совсем старого, не только дореволюционного (до 1905 г.),
но и дореформенного (до 1861 г.) поместного и служилого дворянства" и что
такая бюрократия "...дает чисто крепостническое, исключительно крепостническое
направление и облик буржуазной деятельности" (там же, т. 21, с. 58).
Ч. России пополнилось множеством воен. чиновников, канцелярские звенья
гос. аппарата стали шире привлекать к работе женщин. В воен.-хоз. органах
обществ, и гос. аппарата сильно вырос и окреп "третий элемент" (особенно
во Всероссийских земском и городском союзах, Земгоре, воен.-пром.
к-тах). В "Особых совещаниях" царские чиновники активно сотрудничали
с представителями буржуазии, осуществляя начальные этапы сращивания гос.
аппарата с империалистич. монополиями.
сохранило старый гос. аппарат и Ч. Вынужденное заменить нек-рых чиновников
в отд. сферах гос. аппарата (администрация, полиция, частично суд), оно
сохранило большинству отстранённых чиновников жалование, заштатные пособия,
значит, пенсии. Порядок службы Ч. по-прежнему регулировался Табелью о рангах
и "Уставом о службе гражданской ".
центр, гос. учреждений встали на путь саботажа Сов. власти, однако попытки
контрреволюц. Ч. распространить саботаж на всю страну успеха не имели.
MH. саботажники были уволены, главари - арестованы. В то же время Сов.
пр-во повысило жалование низшим служащим, привлекало их к работе в сов.
учреждениях. Ч. бурж.-помещичьей России было упразднено первыми декретами
Сов. власти - от 10(23) нояб. 1917 "Об уничтожении сословий и гражданских
чинов" и от 16(29) дек. 1917 "Об уравнении всех военнослужащих в правах".
Создание нового типа roc-ва и принципиально нового гос. аппарата означало
исчезновение Ч. как особой социальной группы, замену её институтом сов.
служащих.
в кн.: Свод законов Российской империи, т. 3, СПБ, 1876; Справочники по
истории дореволюционной России. Библиография, M., 1971.
социал-демократов, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 2; е г о ж е. Внутреннее
обозрение, там же, т. 5, с. 327-35; е г о ж е, К деревенской бедноте, там
же, т. 7; е г о ж е, Старое и новое, там же, т. 21; E в р е и н о в В.
А., Гражданское чинопроизводство в России, СПБ, 1888; К ар н о в и ч E.
П., Русские чиновники в былое и настоящее время, СПБ, 1897; Троицкий С.
M., Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии,
M., 1974; E р о ш к и н H. П., История государственных учреждений дореволюционной
России, 2 из д., M., 1968', Л е и к и н а-С в и р с к а я В. Р., Интеллигенция
в России во второй половине XIX в., M., 1971; M а м с и к T. С., Некоторые
вопросы формирования высшей бюрократии в России XVIII в., в кн.; Бахрушинские
чтения. 1971, в. 2, Новосиб., 1971; С о л о в ье в Ю. Б., Самодержавие
и дворянство в России в конце XIX в., Л., 1973; Зайончковс к и й П. А.,
Российское самодержавие в конце XIX ст., M., 1970; е г о ж е, Высшая бюрократия
накануне Крымской войны, "История СССР", 1974, № 4; е г о ж е, Губернская
администрация накануне Крымскойвойны, "Вопросы истории", 1975, №9; его
ж е, Правительственный аппарат самодержавной России вХIХв., M.,1978. Н.П.Ерошкин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я