ЧИСЛО

ЧИСЛО важнейшее математическое
понятие. Возникнув в простейшем виде ещё в первобытном обществе, понятие
Ч. изменялось на протяжении веков, постепенно обогащаясь содержанием по
мере расширения сферы человеческой деятельности и связанного с ним расширения
круга вопросов, требовавшего количеств, описания и исследования. На первых
ступенях развития понятие Ч. определялось потребностями счёта и измерения,
возникавшими в непосредственной практич. деятельности человека. Затем Ч.
становится осн. понятием математики, и дальнейшее развитие понятия Ч. определяется
потребностями этой науки.


Понятие натурального ч и сл а, вызванное
потребностью счёта предметов, возникло ещё в доисторич. времена. Процесс
формирования понятия натурального Ч. протекал в общих чертах следующим
образом. На низшей ступени первобытного общества понятие отвлечённого Ч.
отсутствовало. Это не значит, что первобытный человек не мог отдавать себе
отчёта о количестве предметов конкретно данной совокупности, напр, о количестве
людей, участвующих в охоте, о количестве озёр, в к-рых можно ловить рыбу,
и т. д. Но в сознании первобытного человека ещё не сформировалось то общее,
что есть в объектах такого рода, как, напр., "три человека", "три озера"
и т. д. Анализ языков первобытных народностей показывает, что для счёта
предметов различного рода употреблялись различные словесные обороты. Слово
"три" в контекстах "три человека", "три лодки" передавалось различно. Конечно,
такие именованные числовые ряды были очень короткими и завершались неиндивидуализированным
понятием ("много") о большом количестве тех или др. предметов, к-рое тоже
являлось именованным, т. е. выражалось разными словами для предметов разного
рода, такими, как "толпа", "стадо", "куча" и т. д.


Источником возникновения понятия отвлечённого
Ч. является примитивный счёт предметов, заключающийся в сопоставлении предметов
данной конкретной совокупности с предметами нек-рой определённой совокупности,
играющей как бы роль эталона. У большинства народов первым таким эталоном
являются пальцы ("счёт на пальцах"), что с несомненностью подтверждается
языковедческим анализом названий первых чисел. На этой ступени Ч. становится
отвлечённым, не зависящим от качества считаемых объектов, но вместе с тем
выступающим во вполне конкретном осуществлении, связанном с природой эталонной
совокупности. Расширяющиеся потребности счёта заставили людей употреблять
другие счётные эталоны, такие, как, напр., зарубки на палочке. Для фиксации
сравнительно больших Ч. стала использоваться новая идея - обозначение нек-рого
определённого Ч. (у большинства народов - десяти) новым знаком, напр, зарубкой
на другой палочке.


С развитием письменности возможности
воспроизведения Ч. значительно расширились. Сначала Ч. стали обозначаться
чёрточками на материале, служащем для записи (папирус, глиняные таблички
и т. д.). Затем были введены другие знаки для больших Ч. Вавилонские клинописные
обозначения Ч., так же, как и сохранившиеся до наших дней "римские цифры",
ясно свидетельствуют именно об этом пути формирования обозначений для Ч.
Шагом вперёд была индийская позиционная система счисления, позволяющая
записать любое натуральное Ч. при помощи десяти знаков - цифр. T.
о., параллельно с развитием письменности понятие натурального Ч. принимает
всё более отвлечённую форму, всё более закрепляется отвлечённое от всякой
конкретности понятие Ч., воспроизводимого в форме слов в устной речи и
в форме обозначения спец. знаками в письменной.


Важным шагом в развитии понятия натурального
Ч. является осознание бесконечности натурального ряда Ч., т. е. потенциальной
возможности его безграничного продолжения. Отчётливое представление о бесконечности
натурального ряда отражено в памятниках античной математики (3 в. до н.
э.), в трудах Евклида и Архимеда. В "Началах" Евклида устанавливается даже
безграничная продолжаемость ряда простых Ч., в книге Архимеда "Псаммит"
- принципы для построения названий и обозначений для сколь угодно больших
Ч., в частности больших, чем "число песчинок в мире".


С развитием понятия натурального Ч.
как результата счёта предметов в обиход включаются действия над Ч. Действия
сложения и вычитания возникают сначала как действия над самими совокупностями
в форме объединения двух совокупностей в одну и отделения части совокупности.
Умножение, по-видимому, возникло в результате счёта равными частями (по
два, по три и т. д.), деление - как деление совокупности на равные части
(см. Умножение, Деление). Лишь в многовековом опыте сложилось представление
об отвлечённом характере этих действий, о независимости количеств, результата
действия от природы предметов, составляющих совокупности, о том, что, напр.,
два предмета и три предмета составят пять предметов независимо от природы
этих предметов. Тогда стали разрабатывать правила действий, изучать их
свойства, создавать методы для решения задач, т. е. начинается развитие
науки о Ч.- арифметики. В первую очередь арифметика развивается
как система знаний, имеющая непосредственно прикладную направленность.
Но в самом процессе развития арифметики проявляется потребность в изучении
свойств Ч. как таковых, в уяснении всё более сложных закономерностей в
их взаимосвязях, обусловленных наличием действий. Начинается детализация
понятия натурального Ч., выделяются классы чётных и нечётных Ч., простых
и составных и т. д. Изучение глубоких закономерностей в натуральном ряду
Ч. продолжается и составляет раздел математики, носящий название чисел
теория.



Натуральные Ч., кроме основной функции
- характеристики количества предметов, несут ещё др. функцию - характеристику
порядка предметов, расположенных в ряд. Возникающее в связи с этой функцией
понятие порядкового Ч. (первый, второй и т. д.) тесно переплетается с понятием
количественного Ч. (один, два и т. д.). В частности, расположение в ряд
считаемых предметов и последующий их пересчёт с применением порядковых
Ч. является наиболее употребительным с незапамятных времён способом счёта
предметов (так, если последний из пересчитываемых предметов окажется с
е д ьм ы м, то это и означает, что имеется семь предметов).


Вопрос об обосновании понятия натурального
Ч. долгое время в науке не ставился. Понятие натурального Ч. столь привычно
и просто, что не возникало потребности в его определении в терминах к.-л.
более простых понятий. Лишь в сер. 19 в. под влиянием развития аксиоматического
метода
в математике, с одной стороны, и критич. пересмотра основ математич.
анализа - с другой, назрела необходимость обоснования понятия количественного
натурального Ч. Отчётливое определение понятия натурального Ч. на основе
понятия множества (совокупности предметов) было дано в 70-х гг. 19 в. в
работах Г. Кантора. Сначала он определяет понятие равномощности
совокупностей. Именно, две совокупности называются равномощными, если составляющие
их предметы могут быть сопоставлены по одному. Затем число предметов, составляющих
данную совокупность, определяется как то общее, что имеет данная совокупность
и всякая другая, равномощная ей совокупность предметов, независимо от всяких
качественных особенностей этих предметов. Такое определение отражает сущность
натурального Ч. как результата счёта предметов, составляющих данную совокупность.
Действительно, на всех историч. уровнях счёт заключается в сопоставлении
по одному считаемых предметов и предметов, составляющих "эталонную" совокупность
( на ранних ступенях - пальцы рук и зарубки на палочке и т. д., на современном
этапе - слова и знаки, обозначающие Ч.). Определение, данное Кантором,
было отправным пунктом для обобщения понятия количеств. Ч. в направлении
количеств, характеристики бесконечных множеств.


Другое обоснование понятия натурального
Ч. базируется на анализе отношения порядка следования, к-рое, как оказывается,
может быть аксиоматизировано. Построенная на этом принципе система аксиом
была сформулирована Дж. Пеано.


Следует отметить, что перенесение понятия
порядкового Ч. на бесконечные совокупности [порядковые трансфинитные
числа
и более общо - порядковые типы (см. Множеств теория)] резко
расходится с обобщённым понятием количеств. Ч.; это обусловлено тем, что
количественно одинаковые (равномощные) множества могут быть упорядочены
различными способами.


Исторически первым расширением понятия
Ч. является присоединение к натуральным Ч. дробных чисел. Введение в употребление
дробных Ч. связано с потребностью производить измерения. Измерение к.-л.
величины заключается в сравнении её с другой, качественно однородной с
ней и принятой за единицу измерения. Это сравнение осуществляется посредством
специфической для способа измерения операции "откладывания" единицы измерения
на измеряемой величине и счёта числа таких откладываний. Так измеряется
длина посредством откладывания отрезка, принятого за единицу измерения,
количество жидкости - при помощи мерного сосуда и т. д. Однако не всегда
единица измерения укладывается на измеряемой величине целое число раз,
и этим обстоятельством, даже в самой примитивной практич. деятельности,
не всегда можно пренебречь. Здесь и содержится источник происхождения наиболее
простых и "удобных" дробей, таких, как половина, треть, четверть и т. д.
Но лишь с развитием арифметики как науки о Ч. созревает идея рассмотрения
дробей с любым натуральным знаменателем и представление о дробном Ч. как
о частном при делении двух натуральных Ч., из к-рых делимое не делится
нацело на делитель (см. Дробь).


Дальнейшие расширения понятия Ч. обусловлены
уже не непосредств. потребностями счёта и измерения, но явились следствием
развития математики.


Введение отрицательных чисел было с
необходимостью вызвано развитием алгебры как науки, дающей общие способы
решения арифметич. задач, независимо от их конкретного содержания и исходных
числовых данных. Необходимость введения в алгебру отрицат. Ч. возникает
уже при решении задач, сводящихся к линейным уравнениям с одним неизвестным.
Возможный отрицат. ответ в задачах такого рода может быть истолкован на
примерах простейших направленных величин (таких, как противоположно направленные
отрезки, передвижение в направлении, противоположном выбранному, имущество
- долг, и т. д.). В задачах же, приводящихся к многократному применению
действий сложения и вычитания, для решения без помощи отрицат. Ч. необходимо
рассмотрение очень многих случаев; это может быть настолько обременительным,
что теряется преимущество алгебраич. решения задачи перед арифметическим.
T. о., широкое использование алгебраич. методов для решения задач весьма
затруднительно без пользования отрицат. Ч. В Индии ещё в 6-11 вв. отрицат.
Ч. систематически применялись при решении задач и истолковывались в основном
так же, как это делается в наст, время.


В европейской науке отрицат. Ч. окончательно
вошли в употребление лишь со времени P. Декарта, давшего геометрич.
истолкование отрицат. Ч. как направленных отрезков. Создание Декартом аналитической
геометрии, позволившее рассматривать корни уравнения как координаты точек
пересечения пек-рой кривой с осью абсцисс, окончательно стёрло принципиальное
различие между положит, и отрицат. корнями уравнения, их истолкование оказалось
по существу одинаковым.


Ч. целые, дробные (положительные и
отрицательные) и нуль получили общее название рациональных чисел. Совокупность
рациональных Ч. обладает свойством замкнутости по отношению к четырём арифметич.
действиям. Это значит, что сумма, разность, произведение и частное (кроме
частного при делении на нуль, к-рое не имеет смысла) любых двух рациональных
Ч. является снова рациональным Ч. Совокупность рациональных Ч. упорядочена
в отношении понятий "больше" и "меньше". Далее, совокупность рациональных
Ч. обладает свойством плотности: между любыми двумя различными рациональными
Ч. находится бесконечно много рациональных Ч. Это даёт возможность при
помощи рациональных Ч. осуществлять измерение (напр., длины отрезка в выбранной
единице масштаба) с любой степенью точности. T. о., совокупность рациональных
Ч. оказывается достаточной для удовлетворения многих практич. потребностей.
Формальное обоснование понятий дробного и отрицат. Ч. было осуществлено
в 19 в. и не представило, в отличие от обоснования натурального Ч., принципиальных
затруднений.


Совокупность рациональных Ч. оказалась
недостаточной для изучения непрерывно изменяющихся переменных величин.
Здесь оказалось необходимым новое расширение понятия Ч., заключающееся
в переходе от множества рациональных Ч. к множеству действительных (вещественных)
чисел. Этот переход состоит в присоединении к рациональным Ч. т. н. иррациональных
чисел. Ещё в Др. Греции было сделано в геометрии открытие огромной принципиальной
важности: не всякие точно заданные (что само по себе является присущей
геометрии идеализацией) отрезки соизмеримы, т. е. не всегда длина отрезка
может быть выражена рациональным Ч., если за единицу принят другой отрезок.
Классич. примером несоизмеримых отрезков является сторона квадрата и его
диагональ. Факт существования несоизмеримых отрезков не явился тормозом
для развития геометрии. Греками была разработана (изложенная в "Началах"
Евклида) теория отношений отрезков, учитывающая возможность их несоизмеримости.
Они умели сравнивать такие отношения по величине, производить над ними
арифметич. действия (в чисто геометрич. форме), т. е. греки обращались
с такими отношениями, как с Ч. Однако идея о том, что отношение длин несоизмеримых
отрезков может рассматриваться как Ч., у них не была осознана до конца.
Это может быть объяснено культивировавшимся в школе, к к-рой принадлежал
Евклид,
идеалистич.
отрывом теоретич. математики от прикладных вопросов. В работах Архимеда
мы
находим значительно большую близость к прикладным вопросам, в частности
приближённые вычисления отношений несоизмеримых отрезков, однако и у него
не появляется понятие иррационального Ч. как Ч., выражающего отношение
длин несоизмеримых отрезков.


В 17 в. в период зарождения современной
науки и, в частности, современной математики разрабатывается ряд методов
изучения непрерывных процессов и методов приближённых вычислений. Отчётливое
определение понятия действительного Ч. даётся одним из основоположников
матем. анализа И. Ньютоном во "Всеобщей арифметике": "Под числом
мы понимаем не столько множество единиц, сколько отвлечённое отношение
какой-нибудь величины к другой величине того же рода, принятой нами за
единицу". Эта формулировка даёт единое определение действительного Ч.,
рационального или иррационального. В дальнейшем, в 70-х гг. 19 в., понятие
действительного Ч. было уточнено на основе глубокого анализа понятия непрерывности
в работах P. Дедекинда, T. Кантора и К. Вейерштрасса.


По Дедекинду, свойство непрерывности
прямой линии заключается в том, что если все точки, составляющие прямую,
разбить на два класса так, что каждая точка первого класса лежит левее
каждой точки второго класса ("разорвать" прямую на две части), то либо
в первом классе найдётся самая правая точка, либо во втором - самая левая
точка, т. е. точка, в к-рой произошёл "разрыв" прямой.


Совокупность всех рациональных Ч. свойством
непрерывности не обладает. Если совокупность всех рациональных Ч. разбить
на два класса так, что каждое Ч. первого класса будет меньше каждого Ч.
второго класса, то при таком разбиении ("сечении" Дедекинда) может оказаться,
что в первом классе не будет существовать наибольшего Ч., а во втором -
наименьшего. Так будет, напр., если к первому классу отнести все отрицательные
рациональные Ч., нуль и все положительные Ч., квадрат к-рых меньше двух,
а ко второму - все положит. Ч., квадрат к-рых больше двух. Такое сечение
называется иррациональным. Затем даётся следующее определение иррационального
Ч.: каждому иррациональному сечению в совокупности рациональных Ч. сопоставляется
иррациональное Ч., к-рое считается большим, чем любое Ч. первого класса,
и меньшим, чем любое Ч. верхнего класса. Совокупность всех дейсгвит. Ч.,
рациональных и иррациональных, уже обладает свойством непрерывности.


Обоснование Кантора понятия действит.
Ч. отличается от обоснования Дедекинда, но также основывается на анализе
понятия непрерывности. Как в определении Дедекинда, так и в определении
Кантора используется абстракция актуальной бесконечности. Так, в теории
Дедекинда иррациональное Ч. определяется посредством сечения в совокупности
всех рациональных Ч., к-рая мыслится как данная вся целиком.


В последние годы разрабатывается концепция
"вычислимых" Ч., т. е. таких, приближения к к-рым могут быть заданы посредством
к.-л. алгоритма. Понятие вычислимого Ч. определяется без пользования абстракцией
актуальной бесконечности, на базе уточнённого понятия алгоритма.


Заключительный этап в развитии понятия
Ч.- введение комплексных чисел. Источником возникновения понятия
комплексного Ч. явилось развитие алгебры. По-видимому, впервые идея комплексного
Ч. возникла у итал. математиков 16 в. (Дж. Кардано, P. Бомбелли) в связи
с открытием алгебраич. решения уравнений третьей и четвёртой степеней.
Известно, что уже решение квадратного уравнения иногда приводит к действию
извлечения квадратного корня из отрицат. Ч., невыполнимому в области действит.
Ч. Но это происходит только в том случае, если уравнение не имеет действит.
корней. Практич. задача, приводящаяся к решению такого квадратного уравнения,
оказывается не имеющей решения. С открытием алгебраич. решения уравнений
третьей степени обнаружилось след, обстоятельство. Как раз в том случае,
когда все три корня уравнения являются действит. Ч., по ходу вычисления
оказывается необходимо выполнить действие извлечения квадратного корня
из отрицат. Ч. Возникающая при этом "мнимость" исчезает только по выполнении
всех последующих действий. Это обстоятельство явилось первым стимулом к
рассмотрению комплексных Ч. Однако комплексные Ч. и действия над ними с
трудом прививались в деятельности математиков. Остатки недоверия к закономерности
пользования ими отражаются в сохранившемся до наших дней термине "мнимое"
Ч. Это недоверие рассеялось лишь после установления в кон. 18 в. геометрич.
истолкования комплексных Ч. в виде точек на плоскости и установления несомненной
пользы от введения комплексных Ч. в теории алгебраич. уравнений, особенно
после знаменитых работ К. Гаусса. Ещё до Гаусса, в работах Л. Эйлера,
комплексные
Ч. начинают играть существенную роль не только в алгебре, но и в матем.
анализе. Эта роль стала исключительно большой в 19 в. в связи с развитием
теории функций комплексного переменного.


Совокупность всех комплексных Ч. обладает
так же, как совокупность действит. Ч. и совокупность рациональных Ч., свойством
замкнутости по отношению к действиям сложения, вычитания, умножения и деления.
Более того, совокупность всех комплексных Ч. обладает свойством алгебраич.
замкнутости, заключающейся в том, что каждое алгебраич. уравнение с комплексными
коэффициентами имеет корни снова в области всех комплексных Ч. Совокупность
всех действит. Ч. (и тем более рациональных) свойством алгебраич. замкнутости
не обладает. Так, напр., уравнение с действит. коэффициентами х2
+
1 = 0 не имеет действит. корней. Как установлено Вейерштрассом, совокупность
всех комплексных Ч. не может быть далее расширена за счёт присоединения
новых Ч. так, чтобы в расширенной совокупности сохранились все законы действий,
имеющие место в совокупности комплексных Ч.


Наряду с основной линией развития понятия
Ч. (натуральные Ч.-> рациональные Ч.-> действительные Ч.-> комплексные
Ч.), специфич. потребности нек-рых областей математики вызвали различные
обобщения понятия Ч. в существенно других направлениях. Так, в разделах
математики, связанных с теорией множеств, важную роль играют упоминавшиеся
выше понятия количественных и порядковых трансфинитных Ч. В современной
теории Ч. получили большое значение т. н. р-адические Ч., системы к-рых
получаются из систем рациональных Ч. посредством присоединения новых объектов,
отличных от иррациональных Ч. В алгебре изучаются различные системы объектов,
обладающие свойствами, в большей или меньшей степени близкими к свойствам
совокупности целых или рациональных Ч.- группы, кольца, поля, алгебры
(см. также ст. Гиперкомплексные числа).


Лит.: История математики, т.
1-3, M., 1970-72; Ван дер ВарденБ. Л., Пробуждающаяся наука, пер. с голл.,
M., 1959; Энциклопедия элементарной математики, кн. 1 - Арифметика, М.-
Л., 1951; Нечаев В. И., Числовые системы, M., 1972. Д. К. Фаддеев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я