'ЧТО ТАКОЕ 'ДРУЗЬЯ НАРОДА' И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?'
(Ответ на статьи 'Русского богатства' против марксистов), первое фундаментальное произв. В. И. Ленина, посвящённое
разработке вопросов диалектич. и историч. материализма, политэкономии и
науч. социализма, обоснованию идеи соединения социализма с рабочим движением,
созданию марксистской рабочей партии в России. В Поли. собр. соч., 5 изд.,
напечатана в т. 1, с. 125-346. В книге подверглись критике взгляды идеологов
либерального народничества - мнимых "друзей народа" (H. К. Михайловского,
В. П. Воронцова, С. H. Кривенко, С. H. Южакова и др.), выступавших против
марксизма в журн. "Русское богатство"; разрабатывались идейно-теоретич.
принципы росс, революц. социал-демократии, основы её программы и тактики.
Книга написана в 1894 и нелегально размножена на гектографе тремя отд.
выпусками. Филос. взгляды народников разоблачались в 1-м вып.; политэкономия,
теории - во 2-м вып. (до сих пор не найден; вновь критику их Ленин дал
в работе < К характеристике экономического романтизма", 1897); тактика,
экономич. и политич. платформа - в 3-м выпуске. Гектографиров. издания
книги читались в революц. кружках Петербурга, Москвы, Киева, Харькова и
др. городов России. Книга была известна членам группы "Освобождение
труда" и др. рус. социал-демократам за границей.
В книге Ленин доказал полную несостоятельность
философско-социологич. взглядов либеральных народников, их субъективно-идеалистич.
метода, преувеличивавшего роль идей и -"критически мыслящих личностей"
в истории, отрицавшего объективные законы развития общества. Вместе с тем
в книге раскрывалась диалектико-материалистич. сущность марксистской философии,
материалистич. понимание истории. Ленин опроверг народнич. теорию об -"активных
героях" и "пассивной толпе", показал, что народ - подлинный творец истории,
гл. движущая сила обществ, прогресса. Он разоблачил попытку народников
"уличить" марксистов в якобы неразрешимом "конфликте" между историч. необходимостью
и свободой личности, вскрыл антинаучность их утверждения, что выдающаяся
личность может успешно действовать вопреки законам истории; показал, что
сила личности состоит не в том, чтобы выступать против историч. необходимости,
а в том, чтобы действовать в соответствии с назревшими потребностями обществ,
развития. Ленин поставил решение этой проблемы на практич. почву - признание
историч. необходимости не сводится к пассивному созерцанию событий, а предполагает
в условиях России активную деятельность социал-демократов, направленную
на сплочение рабочего класса для борьбы против самодержавия и капитализма.
Ленин доказал, что экономич. воззрения
народников столь же несостоятельны, как и философские. Народники 80-х и
90-х гг. уже не могли отрицать развития капитализма в России, но считали,
что у него нет перспектив. Отстаивая концепцию "самобытного", некапиталистич.
пути развития России, они утверждали, что рус. капитализм носит "искусственный
характер" ввиду отсутствия в стране внутр. рынка. Народники затушёвывали
разложение крест, общины, идеализировали мелкое товарное произ-во, называли
его "народным" и противопоставляли крупному капиталистич. произ-ву, к-рое
разоряет крестьянство и тем самым якобы сокращает внутр. рынок. Ленин показал,
что капитализм не только разоряет крестьянство, но и расслаивает его на
осн. классы капиталистич. общества - буржуазию и пролетариат. Разорившийся
крестьянин продаёт свою рабочую силу и покупает необходимые предметы потребления,
а сел. буржуазия покупает продукты пром-сти, в т. ч. и орудия произ-ва.
Это означает, что капитализм сам создаёт и расширяет внутр. рынок. Народники
не понимали и самого характера капитализма, особенно на ранних стадиях
его развития. Специфику кустарной пром-сти - её распылённость по сел. местностям,
работу на дому, отсутствие крупных предприятий с постоянным и полностью
оторванным от земли рабочим- они стремились выдать за "народное произ-во",
противостоящее капиталистическому. На основе анализа данных статистики
Ленин вскрыл несостоятельность народнич. утверждений о якобы некапиталистич.
характере кустарных промыслов.
Либеральные народники, восприняв и
усугубив ошибочные взгляды старого крест, социализма, стремились оградить
"народное произ-во" от наступления капитализма. Вся их экономич. программа
была направлена на сглаживание остроты растущих классовых противоречий
в стране, они предлагали осуществить ряд мелких реформ, не затрагивавших
основ бурж.-помещичьего строя. Отказавшись от политич. программы революц.
народничества 70-х гг., либеральные народники становились выразителями
интересов мелкой буржуазии, кулачества. Ленин писал, что с расслоением
деревни на сел. буржуазию и пролетариат "...раскололся и старый крестьянский
социализм, уступив место, с одной стороны, рабочему социализму, с другой-выродившись
в пошлый мещанский радикализм" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 272).
В этих условиях защиту интересов широких трудящихся масс не только города,
но и деревни должны были взять на себя представители пролет, партии - социал-демократы.
В книге Ленин научно обосновал историч.
роль пролетариата как руководителя освободит, движения трудящихся масс
за свержение гнёта царизма, помещиков и буржуазии. Он особо подчёркивал,
что первейшей обязанностью рус. социал-демократов является подготовка штурма
самодержавия - необходимого условия грядущей победы рабочего класса над
капиталом. Союзником пролетариата в борьбе против самодержавно-помещичьего
строя являлось крестьянство, заинтересованное в полной отмене всех пережитков
крепостничества. Поэтому социал-демократы, по мысли Ленина, должны поддерживать
требования крестьян вплоть до "...полной экспроприации помещичьего землевладения..."
(там же, с. 299).
Ленин развил идею гегемонии пролетариата,
выдвинутую Марксом и Энгельсом, показал, что возможно осуществление руководящей
роли пролетариата не только в социалистич., но и в бурж.-демократич. революции.
Это стало исходным пунктом в ленинском учении о перерастании бурж.-демократич.
революции в социалистическую. Ленин указывал, что осн. условием, при к-ром
рабочий класс и его союзники смогут развернуть успешную борьбу за свержение
царизма и капитализма, является наличие самостоят, пролет, партии, вооружённой
передовой революц. теорией. Необходимо полное размежевание росс, рабочего
движения со всеми формами народничества, с теорией и практикой мелкобурж.
социализма. Марксисты, писал Ленин, должны помочь пролетариату усвоить
теорию науч. социализма и сплотиться в политич. силу. Книга Ленина заканчивается
пророческими словами: "...русский рабочий, поднявшись во главе всех демократических
элементов, свалит абсолютизм и поведет русский пролетариат (рядом с пролетариатом
всех стран) прямой дорогой открытой политической борьбы к победоносной
коммунистической революции" (там же, с. 312).
Книга Ленина явилась подлинным манифестом
рус. революц. социал-демократии, нанесла сокрушит, удар по реакц.-утопич.
идеологии и практике либерального народничества. Она сыграла крупную роль
в теоретич. подготовке перехода от узкой кружковой пропаганды марксизма
к массовой агитации среди широких слоев пролетариата, к соединению научного
социализма с рабочим движением.
Работа Ленина издавалась 123 раза общим
тиражом 6744,4 тыс. экз. на 33 языках народов СССР и зарубежных стран (данные
на 1 янв. 1977).
Лит.: История КПСС, т. 1, M.,
1964. А. Ф, Костин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я