ШЕЛEP
(Scheler) Макс (22. 8.
1874, Мюнхен, - 19. 5. 1928, Франкфурт-на-Майне), немецкий философ-идеалист,
один из основоположников аксиологии (см. Ценностей теория), социологии
познания и философской антропологии как самостоят, дисциплин.
Проф. в Кёльне (1919-28). Испытал значительное влияние философии жизни
и
феноменологии
Э.
Гуссерля, с сер. 1910-х гг. обратился к католич. религ. философии ("О вечном
в человеке", 1921, и др.), в дальнейшем эволюционировал к персоналистич.
метафизике пантеистич. типа.
Для Ш характерно острое ощущение кризиса
европ. культуры, источник которого он видел в торжестве бурж. духа с его
культом выгоды и расчёта. Отвергая социализм, к-рый он рассматривал как
"конденсированную форму" того же утилитаризма бурж. духа, Ш. в своей этич.
системе возлагал надежды на "третий путь" - пробуждение чувства ценности
в сознании индивида. Ставя задачей преодолеть с помощью феноменологич.
метода абстрактность и формализм кантовской этики, Ш. попытался построить
иерархию объективных ценностей ("Формализм в этике и материальная этика
ценностей", т. 1-2, 1913-16) и ввёл различие между абс. ценностями и "эмпирическими
переменными": относительны, по Т., не ценности как таковые, а ист. формы
их существования. Опираясь на Августина и Паскаля, Ш. противопоставил логике
интеллекта логику чувства, истолковывавшегося им как интенциональный (см.
Интенция)
акт,
с помощью к-рого осуществляется познание ценности. Любовь, согласно Ш.,
- это акт восхождения, сопровождающийся мгновенным прозрением высшей ценности
объекта; специфика любви в том, что она может быть направлена лишь на личность
как носителя ценности, но не на ценность как таковую ("Сущность и формы
симпатии", 1923). В работах по социологии познания ("Формы знания и общество",
1926) Ш. рассматривал многообразие социальных норм и оценок как следствие
многообразия ист. условий, препятствующих или способствующих осуществлению
различных "жизненных", "духовных" и религ. ценностей. Характерный для Ш.
дуализм мира ценностей как идеальных заданий и наличного реального бытия
достигает особой остроты в его незавершённой работе по филос. антропологии
("О месте человека в космосе", 1928), где могущественный, но слепой жизненный
"порыв" и всепостигающий, но бессильный дух выступают как основные принципы
человеческого бытия. Ш оказал большое влияние на последующее развитие идеалистической
философии, став своего рода связующим звеном между философией жизни и экзистенциализмом.
Соч.: Gesammelte Werke, 5 Aufl., Bd
1 - 13, Bern, 1954-66; Gesammelte Werke, Bd 1 - Friihe Schriften, hrsg.
v. M. Scheler und M. S. Frings, Bern-Munch., 1971.
Лит.: История философии, т.
5, M., 1961, с. 499-500; D и p и у M., La philosophic de M. Scheler, v.
1 - 2, P., 1959; M. Scheler. Bibliographie, hrsg. v. W. Hartmann, Stuttg.-
Bad Cannstatt, 1963; Frings M. S., M. Scheler, Pittsburgh, 1965.
Д. H. Ляликов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я