ШИМАНОВСКИЙ
(Szymanowski) Kaроль
(6.10.1882, Тимошовка, на Украине,- 29.3.1937, Лозанна), польский композитор,
пианист, педагог, муз. критик, муз.-обществ, деятель. Учился в школе своего
дяди Г. В. Нейгауза (до 1900) в Елизаветграде (ныне Кировоград). В 1901-05
брал уроки у M. Завирского (теория музыки) и 3. Носковского (композиция)
в Варшаве. В 1905 стал членом "Издательского т-ва молодых польских композиторов",
получившего вскоре назв. "Молодой Польши в музыке". Творчество Ш условно
делят на периоды, которые приблизительно совпадают с 1-й мировой войной
1914-18 и становлением польского государства. На формирование творческого
стиля Ш. вместе с воздействием польск. и рус. муз. культур (Ф. Шопен, А.
К. Лядов, A. H. Скрябин) оказало влияние знакомство (в разные периоды творчества)
с музыкой P. Вагнера, P. Штрауса, К. Дебюсси, Г. Малера, И. Ф. Стравинского
и вост. культурой (во время поездок в Алжир и Тунис, 1914). В 1900-10-е
гг. Ш. концертировал за рубежом, исполняя в авторских концертах свои фп.
пьесы; MH. из них получили известность, в т. ч. 3 поэмы для фп. "Метопы"
(1905) и 2-я соната (исполнялись также Г. Г. Нейгаузом). Среди др. соч.
1-го, наиболее продолжит, и стилистически разнородного периода творчества,-
Концертная увертюра для оркестра (1905, 2-я ред. 1912), 2-я симфония (1910),
ряд пьес для скрипки с фп., песни на слова др.-вост., нем. и польск. поэтов.
В 1911-14 Ш. жил в Вене, совершал поездки по Италии и Сицилии. В "военный"
период Ш. находился гл. обр. в Тимошовке, выезжая для выступлений в Киев,
Москву, Петроград. В творчестве этих лет сказывается интерес Ш. к вост.
поэзии и философии. Используя колористич. находки франц. импрессионистов,
Ш. создал собств. стиль, сочетающий звуковую красочность и богатство оркестровки
с близкой музыке Скрябина эмоциональной экстатичностью (3-я симфония "Песнь
о ночи" для голоса, хора и оркестра на слова ср.-век. перс, поэта Руми,
1916; "Мифы", 1915, и "Маски", 1916, для скрипки с фп.; 3-я соната для
фп., 1916-17; 1-й концерт для скрипки с оркестром, 1916; 1-й струнный квартет,
1917; опера "Король Poгер", 1918-24, пост. 1926, Варшава, и др.). В 1917-18
участвовал в концертах для рабочих и солдат в Елизаветграде. В кон. 1919
Ш. поселился в Варшаве, написал ряд статей об эстетич. роли иск-ва и муз.
критики, о Шопене, Скрябине, Стравинском, M. Равеле и др. композиторах.
В 1920-21 Ш. гастролировал со скрипачом П. Коханьским в США (в т. ч. во
Флориде) и на Кубе. С 1922 жил подолгу (периодически) в Закопане, изучал
местный муз. фольклор (р-н Подгалья). Для последнего (фольклорного) периода
творчества (1920-37)характерна опора на нац., преим. гуральский, фольклор
- вокально-хореографич. поэма "Атаманы" ("Харнаси", осн. на гуральском
муз. материале, 1923-31, пост. 1934, Прага; 20 мазурок, 1924-26) и др.
В 1927-29 и 1930-33. Ш. занимался педагогич. деятельностью (был ректором
Варшавской консерватории), где проводил реформу муз. образования. В 1933-36
гастролировал в Скандинавии и др. европ. странах, выступал в Москве и Ленинграде.
В 1928-30 (с перерывами) и в 1936-37 находился на лечении в Австрии и Швейцарии.
В последних произв. Ш. заметна тенденция к большей мелодич. и гармонич.
ясности, простоте фактуры, прозрачности оркестровки и в то же время к ладогармонич.
своеобразию, к-рое создавалось благодаря сочетанию совр. приёмов письма
с претворением традиций нар. нац. муз. иск-ва ("Stabat Mater", 1926; 2-й
концерт для скрипки с оркестром, 1933; "Курпёвские песни", 1929 и 1932;
4-я концертная симфония, с фп., 1932). Крупнейший польск. композитор 20
в., Ш. заложил основы совр. польск. композиторской школы.
Соч.: Избр. статьи и письма, M., 1963.
Лит.: Хоминьский Ю., Шимановский
и Скрябин, в кн.: Русско-польские музыкальные связи, под ред. И. Бэлзы,
M., 1963, с. 375-433; Golachowski S., Karol Szymanowski, 2 wyd., Kr., 1956;
L о b aс z е w s k a S., Karol Szymanowski, Krakow, [195O]; Chominski J.
M., Studia nad tworczoscia. K. Szymanowskiego, [Krakow], 1969; C h у 1
i n s k а Т., Szymanowski, 3 wyd., Krakow, 1973. О. В. Левтонова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я