ШИРОКОФОРМАТНОЕ КИНО

ШИРОКОФОРМАТНОЕ КИНО вид
кинематографа, основанный на использовании для съёмки и показа фильмов
киноплёнки шир. от 50 до 70
мм. Практическое применение Ш. к. получило
с сер. 50-х гг. 20 в., после того как опыт съёмки и демонстрирования 35-мм
широкоэкранных фильмов (см. Широкоэкранное кино) с использованием
анаморфотной оптики (см. Анаморфирование)
показал, что выигрыш в
размерах изображения достигается ценой некоторого снижения его качества.
Создание Ш. к. ознаменовало новый этап в развитии кинематографа, характеризующийся
существенным увеличением масштаба экранного изображения и улучшением его
качества, достигнутым благодаря использованию киноплёнки двойной (по сравнению
с обычной) ширины, более совершенной широкоугольной оптики и системы 6-канальной
стереофонич. записи и воспроизведения звука (см. Стереофоническая звукозапись).
В нек-рых системах Ш. к. наряду с широкой киноплёнкой одновременно
применяют и анаморфирование изображения.


Начиная с 1955 в США и СССР был предложен
ряд систем Ш. к. ("Тодд-АО", "Супер-Панавижн", "УлвГра-Панавижн",
советская
система Ш. к. и др.), получивших значительное распространение в совр. кинематографии.


Размеры позитивного кадра советскойсистемы
широкоформатного кино: /-6-дорожки фонограммы.


Система Ш. к. "Т о д д - А О" разработана
амер. оптич. компанией (АО) совместно с продюсером M. Тоддом. Съёмка ведётся
на 65-мм негативную плёнку при скорости 24
кадр/сек
(570
мм/сек).
Площадь
кадра, рассчитанного по высоте на 5 стандартных перфораций, примерно в
3,5 раза больше площади обычного кадра (на 35-мм
киноплёнке). Фильмокопии
печатаются на 70-мм
цветной позитивной плёнке, имеющей такие же
перфорации, как и негативная. Увеличенный размер позитивной плёнки позволяет
размещать на ней 6 магнитных звуковых дорожек, не изменяя размера самого
изображения; 5 дорожек предназначены для стереофонич. воспроизведения звука
с помощью громкоговорителей, установленных за экраном, 6-я - для создания
звуковых эффектов в зале кинотеатра. Соотношение сторон кадра на совмещённой
фильмокопии 1 : 2,2. Первый амер. фильм, снятый по системе "Тодд-АО",-
"Оклахома", начал демонстрироваться в конце 1955.


Система Ш. к. "С у п е р - П ан а в
и ж н", созданная в 1958 оптич. фирмой "Панавижн" (США), по своим технич.
характеристикам аналогична системе "Тодд-АО". Осн. отличие состоит в конструкции
широкоформатных съёмочных камер (стационарной и ручной) и особенно в наборе
высококачеств. съёмочной оптики.


Система Ш. к. "У льтра-Пан а в и ж
н", разработанная в 1962 киностудией "Метро-Голдвин-Майер" (США) совместно
с фирмой "Панавижн", основана на использовании для съёмки 65-мм
киноплёнки
(с теми же параметрами кадра, что и в системе "Тодд-АО") и анаморфотной
проекционной оптики с малым коэфф. анаморфирования (1,25), что позволяет
получать широкоформатные копии с соотношением сторон 1 : 2,75. С полученного
негатива способом оптической печати можно изготовить фильмокопии всех видов.
Копии печатаются на 70-мм киноплёнке. Осн. достоинство системы"Ультра-Панавижн"
- создание эффекта участия, близкого к панорамному кино, без использования
сложной и громоздкой аппаратуры.


Советская система Ш. к., разработанная
Кинофотоинститутом
(НИКФИ)
и киностудией "Мосфильм", основана на использовании для съёмки и копирования
фильмов киноплёнки одинаковой
(70-мм)
ширины, что существенно упрощает
процессы её изготовления и обработки, обеспечивает совместимость со многими
зарубежными системами Ш. к. и т. о. - возможность взаимного обмена фильмами.
Советская система Ш. к. предусматривает также использование 6-канальной
магнитной фонограммы на совмещённой фильмокопии (см. рис.). В 1961 на экраны
вышел первый сов. широкоформатный художеств, фильм "Повесть пламенных лет"
(студия "Мосфильм"). Для показа 70-мм
широкоформатных фильмов служат
универсальные кинопроекц. аппараты, применяемые также при демонстрировании
35-мм
широкоэкранных и обычных фильмов, как с фотографич., так и с магнитными
стереофонограммами.


Ш. к. существенно обогатило изобразительные
средства кинематографа, особенно при съёмке больших (т. н. постановочных)
художеств, фильмов. Увеличенная площадь кадра (при благоприятном соотношении
его сторон 1 : 2,2) позволяет сохранить необходимую резкость изображения
при демонстрировании кинофильмов на больших и сверхбольших экранах. Использование
совмещённой фильмокопии (с изображением и многоканальным стереофонич. звуком)
создаёт у зрителя впечатление подлинности (естественности) показываемых
на экране событий.


Лит.: Высоцкий M. 3., Системы
кино и стереозвук, M., 1972; Голдовский E. M., Введение в кинотехнику,
M., 1974; Коноплёв Б. H., Основы фильмопроизводства, 2 изд., M., 1975.

M. 3. Высоцкий.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я