ШКОЛА

ШКОЛА учебно-воспитат. заведение
для организованного образования, обучения и воспитания подрастающего поколения,
а также взрослых и работающей молодёжи. В зависимости от того, кто является
организатором и на чьи средства существует Ш., она является государственной,
муниципальной (органов местного самоуправления) или частной, содержащейся
общественными и религ. орг-циями и частными лицами. По характеру сообщаемых
знаний Ш. бывает общеобразовательной и профессиональной (специальной);
по уровню образования - начальной, неполной средней, средней и высшей;
по отношению к религии - светской и конфессиональной (церковной, религиозной);
по полу учащихся - мужской, женской и совместного обучения. Цели, задачи
и содержание работы Ш зависят от уровня развития общества, его классовой
структуры.


Первые Ш. возникли в странах Др. Востока
(Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии и др.)- жреческие школы
при храмах,
дворцовые для обучения знати, Ш. писцов для нужд административно-хоз. управления.
В антич. мире Ш. стала важнейшей частью спартанской, афинской и римской
систем воспитания (см. Спартанское воспитание; раздел Воспитание
и просвещение в ст. Греция Древняя; раздел Воспитание и просвещение
в ст. Рим Древний).


При феодализме в странах Востока Ш.
развивалась под влиянием господствовавших там религий (индуизма, буддизма,
ислама) и служила интересам феодалов. В Индии, напр., она существовала
при крупных храмах и предназначалась гл. обр. для детей брахманов и
кшатриев.
Здесь
кроме чтения и письма изучались тексты священных книг, эпич. поэмы, мифология,
грамматика, лит-pa, история, философия, математика, астрономия, медицина.
В т. н. общинных индуистских школах при сел. храмах обучались чтению, письму
и счёту на местном языке дети мелких землевладельцев. При буддийских монастырях
в странах Востока, кроме начальных и средних Ш., действовали высшие богословские,
в к-рых изучались также математика, астрономия и др. науки. В мусульм.
районах и странах распространились мектеб
и
медресе.


В Зап. Европе с установлением в средние
века монополии церкви на образование все Ш стали открываться только католич.
церковью и находились под её идеологич. руководством. При отд. церквах
с 5 в. создавались для мальчиков приходские Ш. элементарного обучения;
при монастырях действовали монастырские школы; в центрах епархий
- соборные школы (епископские, или кафедральные). С укреплением
ср.-век. городов в 12 в. открылись первые ун-ты и в 13- 14 вв., в противовес
церковным, цеховые школы и гильдейские школы, слившиеся в
15-16 вв. в городские. Помимо развития сети церк. Ш., создавались новые
для детей светских феодалов - аристократические грамматические школы
и
паблик
скулз
в Англии, рыцарские академии в Германии, классич.
гимназия
в
Германии и др. странах (см. Классическое образование)
и т. д. Дети
горожан учились в бюргерских школах, реальных училищах,
торговых
и технич. Ш.


С развитием капитализма в Зап. Европе
сословная Ш. превращается в классовую, буржуазную, сущность к-рой, отмечал
В. И. Ленин, "...состоит в том, что образование одинаково организовано
и одинаково доступно для всех имущих" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 2,
с. 476). В развитых капиталистич. странах в 19 в. приняты законы о всеобщем
обязательном нач. обучении детей обоего пола, Ш провозглашается единой
и светской. Фактически эти юридич. акты полностью никогда не осуществлялись.
Наряду с классической средней всё больше развивались реальные и профессиональные
Ш. (см. Реальное образование), удовлетворявшие потребности буржуазии
в подготовке кадров для торговли и пром-сти. Естеств.-науч. предметы постепенно
включались в уч. планы классич. школ.


Ш. в странах Азии, Африки и Лат. Америки,
подвергшихся колонизации, была подчинена интересам господств, классов метрополий
(Испании, Великобритании, Франции и др.). Необходимость в ч подручных кадрах"
из коренного ("туземного") населения, верных колонизаторам, заставила их
открыть для ч цветных", кроме начальных, небольшое число повышенных начальных,
средних (коллежи, колледжи, лицеи) и высших уч. заведений (ун-тов и др.)
с обучением на языках метрополий. В них готовились будущие надсмотрщики,
чиновники, солдаты и младшие офицеры "цветных войск". Контингент учащихся
составляли и дети местной знати и буржуазии, для сыновей вождей племён
имелись закрытые привилегиров. Ш. Рост нац.-освободит. движения в колониях
ускорял открытие высших уч. заведений (в Индии до 2-й мировой войны 1939-45
- 18 ун-тов), но деятельность их строго контролировалась колон, властями.
Однако осн. масса коренного населения оставалась неграмотной. Это тяжёлое
наследие колониализма преодолевается в странах, сбросивших его иго.


До Окт. революции 1917 у народов, входящих
в состав СССР, возникновение первых Ш. и развитие их системы определялись
конкретно-историч. особенностями жизни этих народов. В Армении и Грузии
сведения о первых Ш. относятся к 4 в., в Азербайджане - к 5 в. На терр.
Cp. Азии и Азербайджана с 7 в. стали распространяться мусульм. мектебы
и медресе, сохранявшие господств, положение до Окт. революции. Летописные
источники дают весьма неполные сведения о Ш. Киевской Руси, открывавшихся
в 10-13 вв. при монастырях, церк, приходах, дворцах князей.
Берестяные
грамоты
11-15 вв. содержат данные о методах обучения грамоте, свидетельствуют
о распространении грамотности в Др. Руси как среди феод, знати и духовенства,
так и среди горожан, посадских людей, ремесленников, торговцев.


В дореволюц. России для нар. масс существовала
начальная
школа
различных типов. Имущие слои населения обучали детей в гимназиях,
реальных уч-щах, коммерческих училищах, ун-тах и др. вузах. В системе
Ш. сохранялись остатки сословности: закрытые дворянские уч. заведения -
кадетские корпуса, лицеи (см. Лицей), Пажеский корпус, институты благородных
девиц,
отсутствие преемственности между начальными (народными) Ш. и
гимназией. Для поступления в Ш. существовали национальные и вероисповедные
ограничения.


Пр-во для воспитания у молодёжи верноподданич.
чувств и религиозности использовало церковь. Кроме спец. школ для подготовки
служителей культа Синоду непосредственно была подчинена сеть школ грамоты,
церковно-приходских школ, епархиальных училищ.
Bc всех Ш обязат. уч.
предметом являлся закон божий. По уровню грамотности населения Россия отставала
от развитые капиталистич. стран. Среди трудящихся царила массовая безграмотность,
"Четыре пятых молодого поколения,- отмечал В. И. Ленин в 1913, - осуждены
на безграмотность крепостническим государственным устройством России" (там
же т. 23, с. 127).


Ш. в СССР и других социалиетических
странах. После Окт. революции 1917 Ш. становится общенародной, доступной
всем, независимо от социального положения и национальности. С 1918 в стране
введено совмест ное обучение лиц обоего пола. Ш. отделена от церкви, стала
государственной и светской. Её цель - "воспитание поколения, способного
окончательно установить коммунизм" [Программа РКП(6) 1919], формирование
всесторонне и гармонически развитой личности с твёрдым; коммунистич. убеждениями.
Структура сов. Ш., содержание образования и организация обучения в ней
изменяются с развитием социалистич. общества, прогрессом науки и культуры,
но принципиальные основы её деятельности остаются неизменными. Общеобразоват.
Ш. является трудовой, политехнической (см. Средняя общеобразовательная
школа Политехническое образование).
В средних специальных учебных
заведениях
наряду с профессиональной даётся общеобразоват. подготовка.
Обучение во всех типах Ш. бесплатное, часть учащихся содержится на гос.
обеспечении (в школе-интернате, профессионально-технических учебных
заведениях
и др.), учащиеся ср. спец. учебных заведении и студенты
высших уч. заведений (см. Высшее образование) получают гос. стипендии.
Ш. является единой, различные типы её преемственно связаны и дают возможность
перехода от нач. ступеней обучения к высшим. Все народы СССР пользуются
правом обучения детей на родном языке. В стране осуществлено начальное
(1934) и восьмилетнее (1962) всеобщее обязат. обучение, к 1976 в основном
закончен переход ко всеобщему ср. образованию.


Другие социалистич. страны используют
опыт школьного строительства в СССР с учётом своих конкретных историч.
условий и нац. особенностей. Для социалистич. стран действуют общие закономерности
в построении нового общества и воспитании всесторонне развитой личности
- активного строителя социализма и коммунизма. Принципиальные основы деятельности
Ш. в этих странах едины, хотя её типы, названия, структура, сроки обучения,
уровень всеобщего обязат. образования различны.


Ш. в современных капиталистич. странах.
Частью общего кризиса капитализма является кризис образования в бурж. странах,
к-рый выражается в неспособности общества удовлетворить требования развивающегося
произ-ва к перестройке образования. Цель бурж. школы остаётся неизменной-
создавать для буржуазии "...пригодных слуг, которые были бы способны давать
ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы ее покоя..." (Ленин В. И., там
же, т. 41, с. 303). Гос. ассигнования на образование недостаточны и не
устраняют хронич. нехватки средств для нормальной работы Ш. В ряде стран
более массовой становится ср. школа (Великобритания, США, Франция, ФРГ,
Япония и др.), принимаются меры по реорганизации структуры Ш., содержания
образования и методов обучения, управления ею. Однако не осуществляются
принятые законы о всеобщем обязат. обучении в отношении беднейших слоев
населения, в силу массовой безработицы, расовой и нац. дискриминации, не
обеспечено равноправное ср. образование для всех. Существуют утончённые
способы сохранения классового неравенства в содержании образования и качестве
обучения в различного типа школах, социального отбора учащихся для высших
его ступеней и наиболее престижных профилей обучения (фуркация,
наличие
частных Ш. с высокой платой за обучение, спец. тестовые испытания и др.).


См. разделы Народное образование и
культ.-просветит, учреждения в статьях о союзных и авт. республиках в соответствующих
томах БСЭ, а также 24-й том, книга II -"СССР" (Народное образование в разделе
Культурное строительство); разделы Народное образование и Просвещение в
статьях о зарубежных странах.


Лит.: Ленин В. И., О воспитании
и образовании, 3 изд., M., 1973; Народное образование в СССР. Общеобразовательная
школа. Сб. документов 1917-1973 гг., M.,


1974; Конституция (Основной Закон)
Союза Советских Социалистических Республик, M., 1977; Брежнев Л. И., Ленинским
курсом. Речи и статьи, т. 2, M., 1973, с. 220- 238; Константинов H. А.,
Школьная политика в колониальных странах (XIX - XX вв.), M., 1948; Константинов
H. A, Струминский В. Я., Очерки по истории начального образования в России,
2 изд., M., 1953; Королев., Очерки но истории советской школы и педагогики.
1917 - 1920, M., 1958; Королев., Корнейчик Т. Д., P а в к и н 3. И,, Очерки
по истории советской школы и педагогики. 1921 - 1931, M., 1961; Народное
образование в СССР. 1917 - 1967, под ред. M. А. Прокофьева [и др.], M.,
1967; Беляев В. П., Латинская Америка: народное просвещение и проблемы
социально-экономического развития, M., 1971; M а л ьк о в а 3. А., Современная
школа США, M., 1971; Гончаров Л. H., Школа и педагогика США до второй мировой
войны. Исторический очерк, M., 1972; Очерки истории школы и педагогической
мысли народов СССР. XVIII в.- первая половина XIX в., под ред. M. Ф. Шабаевой,
M., 1973; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая
половина XIX в., под ред. А. И. Пискунова, M., 1976; Измайлов А. Э., Просвещение
в республиках Советского Востока, M., 1973; Прокофьев M. А., Советская
общеобразовательная школа на современном этапе, M., 1975; Малькова 3. А.,
Вульфсон Б. Л., Современная школа и педагогика в капиталистических странах,
M., 1975; T а нг я н С. А., Образование и общественный прогресс в развивающихся
странах, M., 1975; Школа европейских стран социализма. Послевоенное развитие
и современные проблемы, под ред. M. H. Кузьмина, M., 1976; Школьная политика
и школа в странах капитализма, под ред. 3. А. Мальковой, M., 1976; Лапчинская
В. П., Средняя общеобразовательная школа современной Англии. Вопросы теории
и практики обучения, M., 1977; Ш и р и н с к и и A. E., Образование в развивающихся
странах, M., 1977;Педагогика школы, Под ред. Г. И. Щукиной, M., 1977; Советская
школа на современном этапе, под ред. H. П. Кузина, M. H. Колмаковой, M.,
1977; World survey of Education, [v. I]-5, P., [1955] -71; S a s n e t
t M., S e p me у e r I., Educational systems of Africa, Berkeley - Los
Ang., [1966]; Misra A., Education and finance, GwaHor, 1971. П. И. Куликов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я